Лаборатория читательской грамотности
опыты и эксперименты (6 класс)

Воронова Елена Николаевна

Это мини-проект исследовательского характера. Наша школа первый год стала заниматься функциональной грамотностью, я тоже для себя создала некий путь. Хочу поделиться с коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_chitatelskoy_gramotnosti.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Функционально грамотная личность - это человек,

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

        Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.

Тема является актуальной для исследования, так как учащиеся недостаточно владеют навыками смыслового чтения, недостаточными навыками высказывания предположений и построения доказательств.

 

«Лаборатория функциональной читательской грамотности»

проект

Цель: повышение уровня функциональной читательской  грамотности учащихся как условие повышения качества образования.

Задачи:

  • развитие способностей учащихся использовать полученные знания, умение выявлять проблемы, делать выводы;
  • развитие способностей учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества

Этапы проекта:

  1. Мониторинг (сентябрь)
  2. Анализ ситуации (сентябрь)
  3. Реализация (сентябрь-октябрь)
  4. Выводы (круглый стол по расписанию школы)

Пути реализации:

  • Прохождение КПК
  • Посещение и участие в семинарах по функциональной грамотности
  • Практические занятия с учащимися
  • Обмен опытом
  • Участие в олимпиадном движении

Направления деятельности:

  • Усиление внимания к функциональной грамотности
  • Повышение уровня познавательной деятельности
  • Формирование метапредметных результатов
  • Повышение интереса учащихся к предмету.

Продукт проекта: портфолио

Календарный план работы над проектом

Дата

Тема

Участники

сентябрь

10.09

17.09

24.09

КПК,  15.00, Актовый зал, ЗУМ

Воронова

Е.Н.

25.09

Внеурочное практическое занятие по ФГ «Флаер в жизни». Итог занятия- продукт-флаер

Воронова Е.Н.

октябрь

01.10

08.10

15.10

22.10

КПК,  15.00, Актовый зал, ЗУМ

Воронова Е

Е.Н.

07.10

Семинар – тренинг «Проектные задачи в образовательном пространстве»

Воронова

Е.Н.

14.10

Практическое занятие «Продуктивное чтение»

Воронова Е.Н.

16.10

Открытый урок русского языка с применением ФГ «Страдательные причастия»

Воронова Е.Н.

21.10

Круглый стол, обмен опытом

Воронова Е.Н.

В течение года

28.10

25.11

23.12

24.02

25.03

28.04

19.05

Стажировочная площадка «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности»

Воронова Е.Н.

По расписанию

Занятия по функциональной грамотности в 7, 9а,в классах

Воронова Е.Н.

Темы мини-проектов учащихся

ФИ

Тема

Продукт

Реализация

Выставкина Я.

Ереемеева П.

Профессии будущего

флаер

Классный час по профориентации

Дягилев К.

Обзор книг о вредных привычках

буклет

Классный час

Копылова В.

Знаменитые земляки

Плакат

Школьное пространство

Классный час

Монахов В.

Фаттахов А.

Составление толкового словаря о спорте

Буклет

Уроки русского языка

Некрасов Н.

Маленький город- большая история

Буклет

Школьное пространство

Классный час

Песорина А.

Дети и война

(по произведению В. Катаева «Сын полка»)

Рисунки

Уроки литературы

Классный час

Ожидаемые результаты

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением некоторых готовых задний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребёнка. Это проявляется в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы, разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этои разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться а учебной работой, не испытывая перегрузки.

Данный проект завязан на мастерстве педагога, на его желании овладевать новыми методами.

Ребёнок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

 Выводы

        Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования.    Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени.

Электронные ресурсы:

  1. https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
  2. https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/ГК%20PISA-2018_.pdf
  3. http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf
  4. https://dvoreckomi.ru/download_files/fg/07.pdf

https://infourok.ru/issledovanie-laboratoriya-chitatelskoj-gramotnosti-6293213.html- адрес публикации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...