Развитие познавательного интереса
статья

В истории педагогики много внимания уделялось формированию познавательной мотивации. Основными технологиями и методами, стимулирующими познавательную активность школьников, являются проблемное обучение, эвристическая беседа, творческие задания, игры, информационно – коммуникативные технологии. Применение различных технологий и методик зависит от возраста учащихся, их личностных особенностей.Выбор средств и методов обучения должен опираться на целесообразность.

        Повышение качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса обеспечивается:

•    внедрением эффективных педагогических технологий и средств обучения;

•   использованием межпредметных связей, повышающих уровень образования;

•    организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

•    использованием информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии и биологии

 ГБОУ СОШ № 250 Кировского района Санкт-Петербурга

Артюнина Ирина Петровна

«Формирование познавательной мотивации учащихся»

1. Актуальность педагогического опыта.

Федеральный компонент образования определяет в качестве ведущей цели формирование ключевых компетенций. Это в свою очередь предполагает воспитание такой личности, которая не просто обладает достаточно большим багажом знаний (конкретных фактов), а умеет самостоятельно добывать знания и применять эти знания на практике. Таким образом, задачей учителя является не передача готовых знаний, а создание таких условий, в которых дети смогут быть активными участниками познавательной деятельности. В этих условиях основной идеей усовершенствования учебного процесса является формирование и развитие познавательной мотивации учащихся. Не секрет, что снижение познавательного интереса к изучению какой-либо дисциплины сопровождается снижением успеваемости по предмету. Дети, интересующиеся какой-либо дисциплиной, как правило, более успешны на уроках, им легче определиться с выбором будущей профессии. Развитие познавательного интереса способствует более глубокому изучению предмета, увеличению доли самостоятельного изучения материала. Каждый учитель стремится привить ученикам любовь и интерес к своему предмету.Предметы естественно-научного цикла, такие как химия и биология, детям интересны всегда. И задача учителя воспользоваться этим преимуществом,  подхватить ученический интерес и не дать ему угаснуть.

Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами. Изучением мотивации к учению занимались многие педагоги. Среди наших современников можно выделить труды Марковой А.К. По ее мнению, «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности».

 Принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные или внутренние мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.);

2) социальные или внешние мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним (социальным) для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние (познавательные) мотивы.

В истории педагогики много внимания уделялось формированию познавательной мотивации. Основными технологиями и методами, стимулирующими познавательную активность школьников, являются проблемное обучение, эвристическая беседа, творческие задания, игры, информационно – коммуникативные технологии. Применение различных технологий и методик зависит от возраста учащихся, их личностных особенностей.Выбор средств и методов обучения должен опираться на целесообразность.

        Повышение качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса обеспечивается:

•    внедрением эффективных педагогических технологий и средств обучения;

•   использованием межпредметных связей, повышающих уровень образования;

•    организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

•    использованием информационно-коммуникационных технологий.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии для меня являются:

1. Игры и игровые моменты на уроках.Игры я использую во всех классах без исключения.

а) «Кто здесь лишний?»

При изучении многообразия живых организмов учащимся (5-7 классы) предлагается набор материалов (рисунки, открытки, названия, гербарии и т.д.), четыре элемента из которых принадлежат к одной изучаемой систематической категории, а пятый элемент случайный. Учащимся надо обнаружить «лишний» элемент и аргументировать свою точку зрения.

б)«Крестики – нолики»

Эту игру можно использовать практически на любом уроке, как для проверки домашнего задания, так и на этапе закрепления. Особенно эффективны подобные игры при изучении классов химических соединений, признаков химических реакций, типов реакций, свойств отдельных классов соединений. Наполнение игрового поля зависит от решаемой конкретной педагогической задачи на уроке. Например:

8 - 9 класс: Изучение свойств классов соединений: определить в каком ряду по горизонтали, диагонали или вертикали находятсявещества, реагирующие с P2O5, аргументировать свой ответ; можно попросить записать уравнения соответствующих реакций.

H20

HCl

N2O

O2

Na2O

S03

CuO

Zn(OH)2

KOH

8 - 9 класс: определить в каком ряду по горизонтали, диагонали или вертикали находятся элементы VI группы главной подгруппы:  

Сера

Хром

Вольфрам

Кислород

Полоний

Алюминий

Аргон

Фтор

Теллур

10 класс: найдите линию, объединяющую формулы алкенов:

СН3СООН

С3Н6

СН4

С2Н2

С2Н4

С2Н6

С2Н5ОН

С5Н10

С7Н14

8 класс: определите, в каком ряду по горизонтали, диагонали или вертикали  находятся элементы – металлы:

K

Ca

O

C

N

Al

Zn

Ag

Mg


в) «Слова»

 Игра проводится по вариантам: сидящие за первыми столами записывают на листок название, например, химического элемента и передают его следующему ученику, который должен написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое слово и т. д.

Цинк – кобальт – тантал – лантан - …

г) «Составь слово»

 В 10 классе при повторении курса органической химии учащимся предлагается из букв слова «Декарбоксилирование» составить как можно больше химических понятий (можно составить 20 слов) и дать им характеристику.

д) Для стимуляции познавательного интереса я использую ребусы, кроссворды, шарады. Например, из перепутанных букв составить понятие и дать его характеристику (зотгнеоеон = онтогенез).

2. Проблемное обучение. Данная технология предполагает не передачу готовых знаний, а создание условий поиска истины. Такая ситуация на уроке всегда вызывает эмоциональный всплеск, споры, заставляет учащихся думать. Например, в 7 классе при изучении особенностей внешнего и внутреннего строения земноводных, задаю вопрос: «Земноводные являются первыми наземными животными. С какими трудностями при освоении суши столкнулись эти первопроходцы?» Ребята делают предположения, находят пути решения и сравнивают их с «изобретениями» природы.

3. Информационно-коммуникативные технологии.В эру компьютеризации учитель не может не использовать в своей педагогической практике возможностей электронных образовательных ресурсов. Это и богатый иллюстративный материал, и возможность проводить групповую работу, и тестирование, и самоподготовка учащихся, и виртуальные лабораторные работы. Использование электронных образовательных ресурсов  позволяет сделать урок более динамичным, интересным, эффективным.

4.Использование эмпирических методов познания. В курсе химии и биологии особое внимание уделяется практическим и лабораторным работам. Этот вид познавательной деятельности всегда вызывает наибольший интерес у школьников. Для поддержания и стимулирования познавательнойактивности я использую домашние лабораторные работы. В курсе биологии домашние эксперименты описаны в учебниках. На уроках химии я иногда предлагаю детям выполнить несложные домашние лабораторные работы.Предварительно учащиеся получают необходимые теоретические знания. Формулируют гипотезу и цель своего исследования, получают инструкцию (или готовят ее сами), проходят инструктаж по технике безопасности. В назначенный срок приносят отчет по проделанной работе. На данный момент мной разработано 10 домашних лабораторных работ.

название

класс

Оборудование и материалы

Выращивание кристаллов

8

Медный купорос, вода, банка, чайник, нить

Индикаторы

8

Вода, компот из разных ягод и др. растворы, раствор лимонной кислоты и соды, баночки

Скорость реакции

9

Сода, растворы лимонной кислоты и уксусной, блюдце

Обнаружение карбонатов

9

Яичная скорлупа, зола, раствор уксусной кислоты, блюдце

Ферменты

9

Раствор слюны, крахмальный клейстер, баночка, перекись водорода, сырой и отварной картофель, стакан, блюдце  

Определение жесткости воды

9

Водопроводная вода холодная, кипяченая, минеральная, раствор мыла, пипетка, баночки

Качественная реакция на белки

9-10

Раствор белка, бульон мясной, грибной, овощной, рыбный, щелочь («Крот»), медный купорос, баночки

Варим мыло

10

Щелочь («Крот»), не пищевая посуда, подсолнечное масло, пипетка, соль

Обнаружение крахмала

10

Йодная настойка, вода, пипетка, баночки, различные продукты

5. Дифференцированное обучение позволяет создавать ситуации успеха на уроке, что способствует стимулированию познавательной активности. Известно, что дети охотнее изучают ту дисциплину, где у них все получается. Часто на уроках предлагаю детям определить самостоятельно тот объем работы, который они могут выполнить. Но при этом четко формулирую свои требования к выполнению задания и критерии оценивания. Дифференцированные домашние работы позволяют детям проявить свои способности, выполнить задание по силам. Таким образом, каждый ребенок может справиться с выполнением домашнего задания даже по такому сложному предмету как химия.

6. Внеурочная и внеклассная деятельностьиграют большую рольв формировании познавательной мотивации. Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, проектах позволяет учащимся более полно реализовать свой потенциал, развить творческие и практические умения. В 2016-2017 учебном году мои ученики принимали участие во Всероссийской акции «Сделаем вместе!» и «Марафоне добрых дел», представили работу на 18 НПК Кировского района.  На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию.

Для анализа результативности применяемых методик и технологий для активизации познавательной мотивации учащихся использовался метод наблюдения за проявлениями познавательной мотивации.

Применение данного метода наблюдения дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития интересов учащихся. Диагностика проводилась совместно со школьным психологом, который посещал уроки химии и биологии в 8-11 классах в сентябре – октябре и повторно в апреле – мае. Метод наблюдения проводился по следующим критериям, которые предложила использовать Г.И. Щукина:

1.        Активно ли школьник включается в учебную деятельность;

2.        Отвлекается ли ребенок на уроке;

3.        Сосредоточенность произвольного внимания;

4.        Характер процесса деятельности - уровень выполнения познавательной задачи самостоятельно;

5.        Эмоциональная реакция учащихся;

6.        Избирательная направленность круга чтения учащихся и их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы, характер использования ими свободного времени.

Интерпретация результатов оценивается по среднему баллу выявленных критериев.

2 балла: данный признак часто проявляется в учебной деятельности учащихся;

1 балл: данный признак иногда проявляется в учебной деятельности учащихся;

0 баллов: данный признак очень редко или совсем не проявляется в учебной деятельности учащихся.

Список литературы:

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

2. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М.. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – Просвещение,1983.

3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1971. – 352 с. : ил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

"Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский....

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....