ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
проект

В данном практико-ориентированном проекте рассматривается  опыт создания информационно-коммуникационно-технологической образовательной среды (далее ИКТ – образовательной среды)  в МБОУ СОШ №135 через развитие у обучающихся ИКТ-компетенции, сочетающей в себе общие (надпредметные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в ИКТ–насыщенной среде, используя проектную и исследовательскую деятельность.

Перспективой дальнейшего развития данного инновационного проекта является участие нашей  школы в научно-прикладном проекте «Организационные основы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по работе с одаренными и мотивированными к  проектной и  исследовательской деятельности обучающимися в условиях УО» совместно с ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx81.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №135» ИМЕНИ АКАДЕМИКА Б.В. ЛИТВИНОВА»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

по теме:

«Создание на базе МБОУ СОШ №135 города Снежинска ИКТ – образовательной среды, способствующей развитию личности»

Выполнила: Звездина Анна Александровна,

учитель Информатики и ИКТ

Снежинск

2022


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

В данном практико-ориентированном проекте рассматривается  опыт создания информационно-коммуникационно-технологической образовательной среды (далее ИКТ – образовательной среды)  в МБОУ СОШ №135 через развитие у обучающихся ИКТ-компетенции, сочетающей в себе общие (надпредметные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в ИКТ–насыщенной среде, используя проектную и исследовательскую деятельность.

Перспективой дальнейшего развития данного инновационного проекта является участие нашей  школы в научно-прикладном проекте «Организационные основы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по работе с одаренными и мотивированными к  проектной и  исследовательской деятельности обучающимися в условиях УО» совместно с ГБОУ ДПО ЧИППКРО.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:

  1. Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
  2. Широким внедрением информационно - коммуникационных технологий во все сферы жизни.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда (далее ИОС).

Создание ИОС стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и педагоги. Объектами - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации. Объекты - это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т.д.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов информационной образовательной среды. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, будем далее называть информационно-коммуникационной образовательной средой. Она является неотъемлемой частью ИОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что результаты освоения основной образовательной программы  основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции).

Гипотеза: создание ИКТ - образовательной среды через внедрение проектной деятельности повысит мотивацию обучающихся к участию в проектной и исследовательской деятельности.

В связи с этим в школьном образовании обозначились противоречия:

  • между современными требованиями общества к обучению школьников в области ИК- технологий, и недостаточным развитием основ проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • между потребностью педагогической теории и практики в усвоении школьниками ИК - технологий, и недостаточным применением их в жизненной практике.

Цель данного проекта: создание в школе ИКТ - образовательной среды, способствующей развитию  личности, владеющей  проектной и исследовательской деятельностью.

Задачи:

  1. Повысить результаты обучения по предмету Информатика и ИКТ.
  2. Разработать систему обучения ИК –технологиям с применением проектной технологии.
  3. Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение проектных и исследовательских задач в урочной и внеурочной деятельности.
  4. Реализовать элективный курс «Школа исследователей».
  5. Разработать план взаимодействия учителя и учеников в проекте «Учитель, научи ученика».
  6. Организовать внеурочную деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» через проектное взаимодействие.
  7. Организовать преемственность и единообразие в обучении предмету «Информатика и ИКТ» со 2 по 11 класс
  8. Эффективно внедрять проектные технологии в рамках деятельности ШМО и сетевого взаимодействия.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Временные ресурсы

Данный проект рассчитан на …г.г.

Информационные ресурсы

Официальный сайт школы, сайты сетевых сообществ: Zavuch.info, методкопилка.ru

Научно-методические ресурсы

Действующее законодательство, Устав школы, локальные акты и нормативно-правовое обеспечение  Проекта,

научно-методические источники

Организационно-управленческие

ресурсы

Администрация школы, разработчик Проекта, учителя информатики, зав. лабораторией, соисполнители

Материально-технические ресурсы

Компютерное оборудование, оргтехника,

расходные материалы, локальная сеть с выходом в Интернет, программное обеспечение

Финансовые ресурсы

Бюджетные средства, выделенные в текущем финансовом году на осуществление мероприятий в рамках проекта модернизации региональной системы образования. Средства субвенции на обеспечение государственных гарантий граждан на получение обязательного доступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Целевая аудитория проекта:

обучающиеся школы, педагоги школы, родители (законные представители), администрация школы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Продукты проекта:

  1. Модель ИКТ- образовательной среды на базе МБОУ СОШ №135.
  2. Методический  сборник «Реализация модели ИКТ- образовательной среды в ОУ».
  3. Рабочие программы по информатике со 2 по 11 класс, разработанные с учетом применения проектного метода; рабочие программы внеурочной деятельности.

Эффекты проекта:

  1. Повышение качества образования по предмету «Информатика и ИКТ».
  2. Повышение количества мотивированных и заинтересованных в проектно- исследовательской деятельности учащихся.
  3. Эффективное использование ИК – технологий  и материального - технического оснащения школы в проектной и исследовательской деятельности.
  4. Рост достижений обучающихся  в конкурсах, проектах, олимпиадах, в том числе дистанционных.
  5. Увеличение количества педагогов, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью.
  6. Сближение среднего общего и высшего образования.
  7. Расширение возможностей получения качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями.
  8. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образования.
  9. Поддержание положительного имиджа и повышение рейтинга школы в муниципалитете.

Инновационные эффекты.

  1. Создание модели ИКТ- образовательной среды в ОУ.
  2. Переход ОУ в статус инновационно - активного образовательного учреждения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание работы

Сроки

1 этап

Проектно-организационный

  • Разработка Проекта
  • Теоретические исследования, изучение нормативно-правовых документов
  • Мониторинг готовности участников образовательного процесса к реализации данного проекта

2 этап

Практико-преобразовательный

  • Разработка нормативно-правовой и рабочей документации.
  • Организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями разного типа (установление договорных отношений).
  • Реализация основных мероприятий Проекта.
  • Промежуточный мониторинг реализации Проекта.
  • Определение необходимых корректировок содержания Проекта, внесение и апробация.
  • Распространение педагогического опыта через проведение семинаров, мастер-классов, публикации и участие в конкурсах и конференциях профессионального мастерства.

3 этап

Контрольно-аналитический

  • Мониторинг эффективности реализации Проекта.
  • Анализ результатов.
  • Институализация Проекта.
  • Разработка методических рекомендаций для организации ИКТ – образовательной среды
  •  Распространение педагогического опыта.
  • Разработка проектного продукта.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Создание ИКТ - образовательной среды ориентировано на обучающихся со второго по одиннадцатый классы. Для создания среды формируется система обучения ИК - технологиям таким образом, чтобы учащийся смог самостоятельно применять полученные знания в проектной и исследовательской деятельности. Создание ИКТ- образовательной среды происходит по одному из направлений школьного проекта «Школа. Творчество. Интеллект», который в 2011 году получил медаль Януша Корчака на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации». ИКТ – образовательная среда включает в себя определнные направления.  Все они представлены на схеме 1.

Схема 1.

Организация обучения по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках формирования ИКТ- образовательной среды

Предмет «Информатика и ИКТ» является одним из важных компонентов ИОС в образовательном учреждении. Именно предмет «Информатика и ИКТ» имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно - научного мировоззрения.

По мнению многих ученых, наиболее эффективным изучением ИК - технологий на уроках информатики происходит при применении проектной технологии.

Работа по методу проектов вводится для учащихся последовательно, поэтапно. Очень важно выстроить задания таким образом, чтобы дети приобретали навыки и ИК- технологий, и учились проектной технологии как в индивидуальной, так и в групповой работе.

1 Ступень обучения «Начальная школа».

В начальной школе очень важно дать ученику начальные умения и навыки ИК- технологий для того, чтобы он самостоятельно, с минимальной помощью родителей, смог применять их для оформления своих проектов и научно-исследовательских работ.

Одна из важных задач – умение набирать текст. Поэтому, во 2 классе при изучении программы «Блокнот», учащиеся вовлекаются в групповой творческий проект – создание буклета собственных стихов и загадок. Тем самым, обучаясь информационным технологиям, дети приобретают практический навык создания буклета, который они смогут использовать в своей практической деятельности. Так же при работе над данным проектом учащиеся вместе с учителем определяют цель данного проекта, задачи для решения поставленной цели и выполняют защиту данного проекта. То есть, начиная со 2 класса, учащиеся уже получают знания об алгоритмах проектной работы и с каждым новым проектом они начинают работать более самостоятельно и без помощи учителя.

В 3 классе, изучая программу «Paint», учащиеся приобретают навыки работы в графическом редакторе, что помогает им графически иллюстрировать свои проекты и исследовательские работы, воплощать свои творческие и креативные способности. Работая в программе, учащиеся выполняют индивидуальный проект по созданию иллюстраций к одной из выбранных сказок. Учащиеся с помощью учителя учатся ставить цель проекта.  Задачи ставят самостоятельно.

В 4 классе детям предлагается изучение программы «Power Point». Учащиеся выполняют работу над простейшей презентацией и в ходе изучения данной программы реализуют индивидуальный проект «Времена года». Здесь важной работой считаем этап самооценивания хода и результата работы. Это позволяет увидеть допущенные просчеты (на первых порах  это - переоценка собственных сил, нерациональное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в дальнейшем. Такой опыт представляется нам очень важным.

В процессе обучения со 2 по 4 классы школьники накапливают свои знания в области ИК – технологий. Это позволяет им успешно выполнять учебные проекты по другим предметам (что является необходимым требованием ФГОС).

2 ступень обучения  «Основная школа»

В 5-9 классах информационно-коммуникационные технологии становятся очень востребованными, так как в рамках изучения других предметов очень часто приходится сталкиваться с оформлением докладов, рефератов, проектов, исследований. Учащиеся нашей школы выступают на конкурсах, конференциях и фестивалях различного уровня. Здесь без определенных специальных знаний и умений в их применении не обойтись. Поэтому работа по обучению ИК - технологиям выстраивается в систему обучения через создание проектов на уроках информатики.

Учащиеся 5 классов работают над проектом по поиску информации в сети «Интернет». Актуальность проекта обусловлена поставленной перед педагогом задачей "научить учиться", то есть самостоятельно добывать знания. В проекте учащиеся изучаются технологии поиска информации в Интернете, так необходимые для создания докладов и рефератов, выполнения других проектов по различным предметам. В ходе работы школьники проводят исследование, которое позволяет определить популярные поисковые сайты. Выполняя данное задание, учащиеся реализуют проект  «Создание каталога по озерам Челябинской области». На данном этапе вместе с детьми ставим перед собой основополагающий вопрос.

В 6-7 классах ребятам более глубоко и подробно требуется изучить текстовый процессор «Word». Работая в данной программе можно реализовать множество проектов. Навыки, приобретенные на уроках информатики позволяют обучающимся грамотно оформлять таблицы, страницы заголовков, вставлять иллюстрации в текст. После изучения основных функций текстового редактора:  форматирование, вставка рисунков, граница и заливка, диаграммы и таблицы готовятся итоговые проекты по выбранным темам. Тема выбирается каждым школьником индивидуально. Составляется план работы и дизайн.  Дома подбираются необходимы материалы, которые анализируются и художественно оформляются. Самостоятельно сканируются фотографии, к ним подбирается текст. Далее производится сборка (вставка) ранее заготовленных материалов,  распечатка и защита.

В 8-9 классах изучается программа «Excel», с помощью которой можно автоматизировать расчетные операции, выстроить графики и диаграммы, сформировать тестовые задания и применять данную программу в работе над проектами и исследовательскими работами по другим предметам. После изучения программы учащиеся выполняют проекты. Самым интересным и увлекательным проектом на уроке является построение сметы расходов и доходов малого предприятия  «Торговая точка».

На данной ступени этапы работы: подготовка, планирование деятельности, презентация осуществляются учениками самостоятельно. Такие этапы как коррекция проектной деятельности, формулирование выводов, подведение итогов и оценка результатов осуществляются с помощью учителя.

Таким образом, на данном этапе учащиеся вполне овладевают проектной технологией,  умеют самостоятельно выполнять этапы работы над проектом, и очень хорошо могут оформить результаты проектной деятельности, выполнив проектный продукт: презентацию, документ, графический рисунок, сравнительную таблицу, график или диаграмму.

3 ступень обучения «Старшая школа»

На ступени старшей школы в 10-11 классе изучаются более серьезные прикладные программы, такие как «ACCESS», «Photoshop», «Конструктор школьных сайтов».

Работая над проектами, дети самостоятельно под контролем учителя и, при необходимости, консультации учителя работают над проектом, соблюдая этапы проектной работы.

При изучении «ACCESS» ученики приобретают навыки создания баз данных и работы с большими объемами информации, выполняют различные зачетные групповые проекты, например, такие  как «Школьная библиотека», «Доставка пиццы», «База сотрудников малого предприятия» и др. Работая в программе «Photoshop» обучающиеся получают навыки профессионального редактирования, монтажа фотографий и рисунков и создания графических изображений. Одним из любимых проектов для учеников является проект по созданию настенного календаря, защита проекта всегда вызывает большой интерес у детей.

Создавая свой сайт дети испытывают восторг, потому что им предоставляется возможность выложить свои личные странички на школьный сайт и сделать ссылки на него во всех соц. сетях. Проект «Личная страничка» вызывает много эмоций и обсуждений в ходе защиты данного проекта.

Нами разработана примерная тематика проектов и проектных работ для учащихся с 5 по 11 класс. Она представлена в таблице1.

Таблица 1

Тема

5-6-7 классы

7- 8-9 классы

10-11 классы

1

Информация и информационные процессы

Проект «Занимательные задачи и ребусы» Проект «История письменности»

Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение информации»

Создание проекта «Философия и информатика»

2

Представление информации

Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик»

Создание задачника (групповая работа) «Метод координат»

Создание обучающей презентации на тему «Мои увлечения»

Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel.

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ»

Проект «Поколения ЭВМ» Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ»

Проект Стенд «Устройство компьютера» (из неработающих деталей комп.).

4

Алгоритмы и исполнители

Работа с LEGO- роботами.

Создание программ в среде Кумир

Создание программ в среде программирования Pascal. Работа с LEGO- роботами.

5

Формализация и моделирование

«План моей комнаты»

Создание проектов по теме «Моделирование» (Паркет, задачи на построение)

Создание проекта «База данных».

6

Обработка текста

Проект «История письменности»

Проект «Визитка»

Проект «Школьная газета», «Буклет «Моя школа»

7

Обработка графики

Мини-проект «Поздравительная открытка», «День Победы», «План комнаты»

Проект «Чертеж», творческий проект «Логотип».

Проект «Календарь», «Коллаж»

8

Мультимедийные технологии

Мини проект «Сказка» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок.

Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point)

Создание видеороликов с помощью Moviemaker

9

Обработка числовой информации

Проект «История систем счисления».

 «Калькулятор для двоичной системы счисления в Excel»

Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel.

10

Коммуникационные технологии

-

«Социальные сети. За и против»

Создание личной страницы учащегося

11

Информационные системы

-

-

Создание групповых проектов «База данных»

В результате обучения учащиеся приобретают навыки ИК – технологий и принципы построения проектной и проектно – исследовательской работы.

Реализация обучения ИК- технологиям через проектное обучение  деятельности на уроках информатики обеспечивает:

  1. Формирование у обучающихся стабильных  результатов обучения, что подтверждается ростом качественной успеваемости.
  2. Рост количества участников фестивалей, конкурсов по предмету «Информатика и ИКТ» («Инфознайка», «Кит», «УРФО», «Видеоуроки», «Инфоурок», школьная олимпиада по ИК- технологиям, ВОШ)

  1. Формирование у обучающихся личностных результатов.  Мониторингом личностных результатов может служить карта индивидуального образовательного маршрута и Портфолио (проектов и работ) учащихся с 5 по 11 класс (проекты школьников находится в личных папках на сервере школы).

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность является важной составляющей ИКТ- образовательной среды школы. Занятия за рамками уроков помогают учащимся более глубоко овладеть знаниями и умениями в области ИК - технологий, освоить работу в таких программах, которые не изучаются в курсе «Информатика и ИКТ»; изучить работу оргтехники и сложного оборудования; применять ИК -технологии в проектной и исследовательской деятельности. Занятия организованы в форме факультативных занятий: “Начинающий пользователь”, “Текстовая верстка”, “Компьютерная графика и анимация”, “Интернет - технологии”, “Школа РОБОТЛАНДИИ”, «Лего- конструирование». В рамках данных занятий:

  • производится оформление информационных стендов школы, школьных листовок и газет к праздникам;
  • выпускаются буклеты;
  • осуществляется создание школьных презентаций и видеороликов, портфолио учеников;
  • создаются и поддерживаются Web-страницы школы;
  • создаются программы и модели в среде программирования;
  • осуществляется творческая, проектная и исследовательская деятельность по учебным предметам;
  • проводятся конкурсы и мероприятия: неделя информатики, олимпиада по программированию и информационным технологиям, фестивали робототехники.

Предметная лаборатория «Биология. Экология»

Важной компонентой внеурочной деятельности считаем работу в лаборатории «Биология. Экология». Предметная эколого-биологическая лаборатория школы создана как инновационная структура для освоения новых методов и технологий обучения. В школьной лаборатории дети обучаются работе со сложным цифровым оборудованием: микроскопами, цифровыми камерами, «Лаб-Диском», «Архимедом», «NOVA», цифровой лабораторией «Пчелка», различными электронно-цифровыми датчиками и измерителями. Наша задача состоит в том, чтобы ребенок смог реализовать свой проект или исследовательскую работу, максимально используя необходимое цифровое оборудование и возможности ИК- технологий.

Проект «Учитель, научи ученика, чтобы он смог научить другого»

В рамках данного проекта более опытные юные исследователи под руководством педагога оказывают помощь начинающим, проводят совместные исследования, разрабатывают и внедряют совместные проекты, дают консультации по применению ИК- технологий, помогают в оформлении работ, презентаций, видеофильмов, сайтов, обучают работе с оборудованием и цифровой техникой.  

Элективный курс «Школа исследователей»

Как показывает опыт нашей школы, интерес к самостоятельной исследовательской работе у учащихся появляется  в седьмом – восьмом  классе. Для этих классов разработана  и ведется программа элективного курса «Школа исследователей». Цель курса – развитие мыслительных, коммуникативных способностей учащихся, подготовка учащихся к ведению исследовательской деятельности, приобщение учащихся к социокультурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. В рамках курса проводятся занятия по темам: «Создание эффективной презентации», «Правила оформления проектной или исследовательской работы», «Эффективный поиск информации в сети Интернет» и другие. Программа данного элективного курса стала победителем областного конкурса программ дополнительного образования и напечатана в сборнике «Содержание и технологии организации экологического образования и просвещения: учебно-методическое пособие»,  2009 год.

В таблице 4 приведены данные о количестве обучающихся по программе элективного курса за три года.

Таблица 4

Год

Количество обучающихся

2011-2012

8-е классы (20 человек)

2012-2013

7 и 9 классы (44 человека)

2013-2014

9 классы (32 человека)

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, мы понимаем, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Учащиеся под руководством Звездиной А.А. работают над проектами:

1)«Новой школе – новый транспорт»,

2)«Увлечения моей семьи»,

3)«Электронное издание творческих работ экологического клуба «Деметра»,

4) «Сайт экологического клуба Деметра»,

5) «Экология города Снежинска»,

6) Создание электронных пособий по различным разделам информатики,

7) Памятники и мемориальные доски города Снежинска,

8) Интерактивное путешествие по школе

и другие проекты.

За три года под руководством Звездиной А.А. были выполнены межпредметные проекты, которые получили признание на конкурсах:

1)«История храма во имя иконы Божьей Матери «Знамение»»- Конкурс им. Вернадского,  Москва, 2011- призер в номинации.

2)«История села Воскресенское», - диплом 1 степени конкурс «XI городская открытая научная конференция молодых исследователей», Снежинск, 2011

3)«Создание Web-сайта, посвященного Б.В. Литвинову» - диплом 2 степени конкурс «Первые шаги - 2011», Москва, диплом 2 степени «XI городская открытая научная конференция молодых исследователей», г. Снежинск, 2011

4)«Священник с большой буквы» -лауреат конкурса, медаль Э.Галуа  «Первые шаги - 2011» Москва., лауреат всероссийского конкурса «Национальное достояние России» 2010-2011, г. Москва, лауреат международного экологического форума «Зеленая планета 2011»

5) «Модернизация транспортной системы», - победители 1 тура, участники финального тура, г. Москва, конкурс «Юниор», 2012 год

6) «Вред и польза сотовых телефонов» - диплом 2 степени, «XI городская открытая научная конференция молодых исследователей», г. Снежинск, 2011

7) «Экология г. Снежинска» - победитель международного экологического форума «Зелёная планета», г. Москва, 2013

8) «Лего Робот -сканер»,  победитель зонального конкурса «Зональный аукцион идей с использованием ИКТ технологий»в рамках проекта «Школа РОСАТОМА», г. Озерск, 2012

9) «Мой город - Снежинск», муниципальный конкурс творческих работ, ПОБЕДИТЕЛЬ, Снежинск, 2012

10) «Цикл Flash-мультфильмов по сказкам Савицкой», Гран-при, «III Всероссийский конкурс творческих работ учащихся » Международного форму «Зеленая планета», 2012 г.

11) «Экология города Снежинск», лауреат всероссийского конкурса «Энергия будущих поколений», Москва, 2012 г.

12) «Озеро Синара», победитель Международного форума «Зеленая планета», гран-при конкурса, г. Астрахань, 2013

13) Проекты «Биоритмы» и «Золотое сечение», участники 16 научной  инженерной выставки, Снежинск, 2014.

14)Проект «Клуб Благородных Девиц», «Кубок Губернатора Челябинской области по проектному управлению», финалист, Челябинск, 2014

15)Проект «Атом» стал финалистом конкурса «Дети. Творчество. Атом», г. Волгодонск, 2014

Ежегодно учащиеся Звездиной А.А. участвуют в конференции юных исследователей «Литвиновские чтения». Так, в 2011-2012 учебном году приняло участие 3 человека (один победитель), в 2012-2013 году приняло участие 5 человек (два призера), в 2013-2014 - 4 человека (один призер).

Таким образом, можно отметить, что внеурочная деятельность является важной компонентой формирования ИКТ - образовательной среды, что доказывают представленные результаты.

Методическая деятельность

Работа по созданию ИКТ- образовательной среды для более эффективного изучения ИК- технологий через проектную и исследовательскую деятельность приводилась нами на школьном, муниципальном, региональном, федеральном международном уровнях.

В рамках школы являюсь руководителем школьного методического объединения «Информатик», в состав которого входят 4 учителя информатики и преподаватель кружка робототехники. Под моим руководством были скорректированы образовательные программы со 2 по 11 класс, выстроена линия преподавания предмета. Разработаны календарно-тематические планы уроков информатики, в которых практическая проектная деятельность органично сочеталась с теоретическими темами базового курса информатики. Нами разработана модель внеурочной деятельности школьников по информатике, представляющая собой теоретически обоснованную совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое, направленную на достижение цели, которая заключается в использовании информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности внеурочной деятельности школьников. В рамках ШМО проводятся различные конкурсы, предметные недели, организовываются сетевые олимпиады и викторины. Таким образом, выстроена единая методическая система работы в рамках ИКТ - образовательной среды.

Опыт создания ИКТ – образовательной среды через проектную и исследовательскую технологию был представлен на конференциях различного уровня:

На муниципальном уровне – выступления на заседаниях ШМО, ГМО, участие в семинарах и «круглых столах» в других ОУ; участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель Года»; участие в работе школьного сайта.

На региональном уровне – выступления на конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства, проводимых ГБОУ ДПО ЧИППКРО;

- Победитель конкурса «Талантливый учитель – талантливые учащиеся. 2013», в номинации «Программа» («Образовательная среда – одаренным детям», «От экологического воспитания к экологической модели»),

На всероссийском уровне – участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на конференциях  в городах Санкт- Петербург, Астрахань, Москва; являюсь победителем  конкурсов «Педагогические инновации» 2011-2013г.г., за проект «Школа. Творчество. Интеллект.» награждена медалью Януша Корчака, являюсь участником в сетевом проекте «Учитель цифрового века»,  награждена медалью Януша Корчака за Учебно-методическое пособие «Школа исследователей».

На международном уровне – участие в сетевых педагогических конференциях.

-Победитель международного конкурса «Творческий учитель – одаренный ученик 2014" на базе ЧИППКРО, в  номинации «Методические материалы по сопровождению одаренных детей средствами предметных лабораторий,  центров образовательной робототехники» Методическое пособие  «Социальное проектирование в школе как возможность дополнительного финансирования через систему  грантов»,

-Дипломант в номинации «Модели реализации программ по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми» с работой «Метод проектов как средство развития школьников при обучении информатике и ИКТ»

Сетевое взаимодействие

Образовательная сеть определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др. Для сетевого взаимодействия важно наличие общей проблематики. Варианты сетевого взаимодействия в нашем ОУ различны: «Школа-ВУЗ», «Учитель-ученик», «Учитель-учитель», «Учитель-родитель».

В рамках модели сетевой коммуникации «Школа-ВУЗ» с 2010 года наше ОУ сотрудничает с филиалом ЮУРГУ в городе Снежинске по вопросам исследовательской и проектной деятельности в области экономики и проектного управления, с ФБГОУ НИЯУ МИФИ по вопросам участия в научно-исследовательской деятельности, организации и проведении проектных и исследовательских работ на базе института под руководством преподавателей и студентов.

В рамках модели сетевой коммуникации «Учитель-учитель» 100% учителей прошли курсы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в образовании». ИК- технологии широко внедряются в образовательный процесс (проведение учебных занятий, организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся). Накоплен большой опыт применения ИКТ в образовательном процессе, который педагоги представляют по различным направлениям, используя не только традиционные формы, но и дистанционные (сетевой мастер-класс, сетевая видеоконференция, сетевое общение). 70 % педагогов нашей школы разместили свои разработки на порталах различного уровня.

В рамках модели сетевой коммуникации «Учитель- родитель» сетевое взаимодействие реализуется посредствам информационной системы Net-школа и школьного сайта. Родители могут получить любую консультацию по вопросам применения ИК- технологий и использования их в проектной деятельности как у учителей информатики, так и у других педагогов.

Сетевое взаимодействие помогает реализации индивидуального обучения для детей с разными потребностями и возможностями. Данный опыт представлен в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности».

На сайте школы размещено методическое пособие «Школа исследователей», соавтором которого является Звездина А.А.. Данное пособие выиграло конкурс профессионального мастерства Всероссийского уровня «Педагогические инновации» и завоевало медаль Януша Корчака. Издано пособие в ГБОУ ДПО ЧИППКРО в 2013 году.

В целом сетевое взаимодействие в МБОУ СОШ №135 аккумулирует интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы и обеспечивает возможности продуктивной познавательной деятельности обучаемых в проектной и исследовательской деятельности и эффективного использования ИК- технологий в рамках ИКТ образовательной среды.


ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Перспективой дальнейшего развития инновационного проекта является  участие нашей  школы в научно -  прикладном проекте «Организационные основы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по работе с одаренными и мотивированными к  проектной и  исследовательской деятельности обучающимися в условиях УО» совместно с ГБОУ ДПО ЧИППКРО. Проект рассчитан на три года.

Этапы  научно-прикладного проекта

1 этап – подготовительный 

– оформление заявки от образовательного учреждения на открытие научно прикладного проекта; сбор материалов об актуальном состоянии развития образовательной системы общеобразовательного учреждения, имеющихся условиях и механизмах реализации программ подготовки педагогов по специализированным программам повышения квалификации по работе с  мотивированными к   проектному и исследовательскому обучению детей в условиях школы;

2 этап – констатирующий 

- теоретический анализ проблемы работы с  мотивированными к  проектному и исследовательскому обучению  учащихся;

- изучение и анализ имеющегося опыта работы школы в этом направлении;

- сбор материала для разработки содержания комплексной программы научно-методического сопровождение деятельности педагогов по работе с  мотивированными к  проектному и исследовательскому обучению детей в условиях школы;

- разработка программы.

3 этап – формирующий 

- проведение педагогического эксперимента;

- анализ и обобщение результатов исследования;

- уточнение выводов;

- подготовка к печати материалов образовательного учреждения по заявленному проекту.

4 этап – транслирующий

- подготовка тьюторов из числа сотрудников школы по вопросам, разрабатываемым в рамках НПП;

- распространение опыта через мероприятия повышения квалификации (модульные курсы, стажировки, круглые столы и т.д.)

Ожидаемые результаты

Основным  результатом  работы школы в данном направлении послужит создание комплексной программы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по работе с одаренными и мотивированными к  проектному и исследовательскому обучению детей в условиях школы. Данная программа будет стимулировать учителя работать в среде современных образовательных технологий, позволяющих достичь высоких  результатов  обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования.

В рамках проекта планируется: проведение семинаров, модульных курсов, стажировок, круглых столов, направленных на распространение опыта по разработке и функционированию комплексной программы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по работе с мотивированными к проектному и исследовательскому обучению детьми в условиях школы, созданию организационно-управленческих условий, обеспечивающих реализацию проекта в ОУ.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования.- М.Просвещение, 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Основная школа.- М.Просвещение, 2011.
  2. Босова, Л. Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике.. – М.: Образование и Информатика, 2010.
  3. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени канд.пед.наук,  Омск, 2009.
  4. Бушуева В.А., Лихачева О.В., Владимирова Н.В., Павлова Н.В., Цейтлина Н.Н. Материалы 2-ой Региональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».-Екатеринбург.-2008
  5. «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru
  6. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. – Москава, 2006
  7. Павлова Н.В. «Анализ реализации проекта создание и управление развитием единой информационной среды лицея».- 2010.- http://pedsovet.org. viewlink/link_id, 19540
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
  10. Янковский С. Концепция общей теории информатизации образования.-16 марта 2009.- http://www.n-t.org/tp/ng/oti.htm

Ресурсы сети Интернет

  1. http://standart.edu.ru/  – ФГОС ОО.
  2. http://metodist.lbz.ru/nio/files/ito/tezisi_tsvetkova_troitsk2008.doc - Цветкова М.С. Статья «Инвариантные узлы содержания курса информатики»
  3. http://metodist.lbz.ru/nio/files/ito/tezisi_bosova_ito_kursk2008.doc - Босова Л.Л.Статья «Курс информатики и икт как точка роста процесса информатизации образования»
  4. http://eidos.ru/journal/modern.htm - интернет журнал «Эйдос»
  5. http://www.iteach.ru/  - Сообщество педагогов программы Intel
  6. http://sosh11.ru/sait/index.php?option=com_content&view=article&id=23:2011-11-02-20-38-25&catid=31:2011-11-05-16-04-30&Itemid=44  образовательная среда
  7. http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/429212 сетевое взаимодействие через Интернет-каналы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...