Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 150.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подготовила Т.Ю.Акмулина музыкальный руководитель
Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов дома.
Задачи:
- Познакомить педагогов с различными русскими народными инструментами и их использованием.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на использование в практике русских народных инструментов.
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать творческие способности при музицировании дошкольниками.
В современных условиях возрастают задачи эстетического воспитания дошкольников. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка – символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.
Все музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.
ВИД | НАЗВАНИЕ |
УДАРНЫЕ | 1. Деревянные ложки (в ансамбле народных инструментов). |
2. Трещотки (в шумовом оркестре). | |
3. Музыкальный треугольник (звук извлекается путем легкого прикосновения металлической палочкой). | |
4. Бубенцы (ритмическое встряхивание). В качестве дополнительной окраски в оркестре. | |
5. Музыкальные молоточки. | |
6. Бубны | |
7. Кастаньеты | |
8. Барабаны | |
9. Тарелки | |
10. Румба | |
11. Маракасы | |
12. Металлофон | |
13. Ксилофон | |
УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ | 1. Пианино (модель инструмента). |
2. Рояль | |
ДУХОВЫЕ | 1. Флейты, кларнеты, саксофоны. |
2. Духовые гармоники (для 6-7 лет). Инструмент индивидуален (мундштук). | |
3. Триола (с цветными клавишами). | |
КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ | 1. Аккордеон (учат играть детей 6-7 лет). |
2. Баян | |
СТРУННЫЕ | 1. Гусли (щипковый инструмент). |
2. Цимбалы (белорусский народный инструмент). | |
3. Цитры (игра с помощью медиатра). | |
4. Арфа | |
5. Балалайки. | |
ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ | "Гамма", «Нотка» |
Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки. Необходимо создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом. Для этого во время знакомства с новым музыкальным инструментом предложить ребенку обследовать его; показать приемы звукоизвлечения.
Требования к музыкальным инструментам:
1. чистая настройка;
2. определенный тембр;
3. доступность по весу и размеру;
4. прочность;
5. простота конструкции;
6. гигиеничность.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Элементарное музицирование, используется как вовремя непосредственной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организуется как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога, детей и родителей. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Знакомить детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Я играю на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочке и колокольчике), привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Танцевальную музыку обогащаем звуками бубна, погремушки и других инструментов, соответствующих характеру произведения. Сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению, все меньше времени остается на живое, теплое общение между близкими людьми. Нашим детям часто не хватает внимания, и в первую очередь со стороны родителей. В такой ситуации ребенок перестает воспринимать себя как часть сплоченной социальной группы, теряет чувство принадлежности к семье. Если современные родители внутри семьи не могут обеспечить ребенку комфортную среду существования и развития, эта задача ложится на плечи образовательных учреждений. Сегодня предлагаю вам стать участниками одного из фрагментов занятия, познакомиться с многообразием и красотой звучания народных инструментов. Как вы считаете, какие инструменты являются самыми простыми? Самыми простыми являются ударные инструменты, так как звук извлекается ударом. Скажите, пожалуйста, о каких инструментах говорится в следующих загадках: Он ребрист, да игрист. Это – Рубель (на одной его стороне вырезаны рубчики, если провести деревянной палочкой по ребристой поверхности, то получится высокий, трескучий звук) -Я весь круглый - меня ударишь я бубенцами зазвучу, меня положишь я молчу. Это- бубен Каким инструментом можно щи хлебать? Сейчас мы создадим с вами ансамбль народных инструментов. Приглашаю желающих поиграть на этих инструментах. У нас будет группа ложкарей (3 человека), группа ударных инструментов (4 человека ) и группа поющих и танцующих (6 человек ).
«Коленочки» - по 1 удару на каждой ноге, начинаем с левой ноги «радуга» - 1,2,3…(с правой стороны) «расческа» Итого: 8 счетов
Предлагаю вам ознакомиться с новой технологией воспитания детей в семье и в детском саду «Музыка с мамой » разработанной Екатериной и Сергеем Железновыми. Метод Железновых основывается на развитии у малышей музыкального слуха, что способствует активному развитию речи, мелкой и крупной моторики и творческих способностей. Аэробика, танцы, подвижные игры с песнями, детская гимнастика, игра на музыкальных инструментах – основные занятия, включаемые в эту методику. Мы прослушаем с вами сказочку – шумелку «Лиса и рыба» из серии «Развивалочки» Екатерины Железновой. Вез дед на санях мешок рыбы. Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. (Ложки, колокольчик) Видит дед на дороге лиса лежит, Обрадовался: «Вот будет воротник моей старухе на шубу». Бросил дед лису в сани. (Бубен, барабан) А сам пошел впереди. Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. ( Погремушка,ложки, колокольчик) А лисичка стала выбрасывать по рыбке на дорогу, (Рубель) А сама убежала. Барабан (мелкие удары пальцами рук) Приведенные выше примеры озвучивания сказок позволяют объединить музыкального руководителя и воспитателя и детей, родителя и детей. Некоторые музыкальные инструменты можно сделать своими руками, такие как жужжалки, фурчалка, свистульки, а можно изготовить имитацию русских народных инструментов для игры детьми в группе. Для изготовления инструментов вам понадобится то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран практически...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
· Создать систему логопедических игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...
«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »
Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...