Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов дома.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx150.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовила Т.Ю.Акмулина  музыкальный руководитель

Семинар-практикум "Музыкальные русские народные  инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов дома.                                                                                         

Задачи:

  • Познакомить педагогов с различными русскими народными инструментами и их использованием.
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов  их мотивацию на использование в практике русских народных инструментов. 
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать творческие способности при музицировании дошкольниками.

     В современных условиях возрастают задачи эстетического воспитания дошкольников. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка – символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

Все музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.

 

ВИД

НАЗВАНИЕ

УДАРНЫЕ

1. Деревянные ложки (в ансамбле народных инструментов).

2. Трещотки (в шумовом оркестре).

3. Музыкальный треугольник (звук извлекается путем легкого прикосновения металлической палочкой).

4. Бубенцы (ритмическое встряхивание). В качестве дополнительной окраски в оркестре.

5. Музыкальные молоточки.

6. Бубны

7. Кастаньеты

8. Барабаны

9. Тарелки

10. Румба

11. Маракасы

12. Металлофон

13. Ксилофон

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ

1. Пианино (модель инструмента).

2. Рояль

ДУХОВЫЕ

1. Флейты, кларнеты, саксофоны.

2. Духовые гармоники (для 6-7 лет).

Инструмент индивидуален (мундштук).

3. Триола (с цветными клавишами).

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ

1. Аккордеон (учат играть детей 6-7 лет).

2. Баян

СТРУННЫЕ

1. Гусли (щипковый инструмент).

2. Цимбалы (белорусский народный инструмент).

3. Цитры (игра с помощью медиатра).

4. Арфа

5. Балалайки.

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ

"Гамма", «Нотка»

     Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки. Необходимо создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом. Для этого во время знакомства с новым музыкальным инструментом предложить ребенку обследовать его; показать приемы звукоизвлечения.

Требования к музыкальным инструментам:

1. чистая настройка;

2. определенный тембр;

3. доступность по весу и размеру;

4. прочность;

5. простота конструкции;

6. гигиеничность.

     Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

       Элементарное музицирование,   используется как вовремя непосредственной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организуется  как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога, детей и родителей. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

     Знакомить детей с музыкальными инструментами начинаю уже в раннем возрасте. Я играю на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочке и колокольчике), привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления  стремлюсь дать ребятам в занимательной игровой форме.

Танцевальную музыку обогащаем звуками бубна, погремушки и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

     Сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению, все меньше времени остается на живое, теплое общение между близкими людьми. Нашим детям часто не хватает внимания, и в первую очередь со стороны родителей. В такой ситуации ребенок перестает воспринимать себя как часть сплоченной социальной группы, теряет чувство принадлежности к семье. Если современные родители внутри семьи не могут обеспечить ребенку комфортную среду существования и развития, эта задача ложится на плечи образовательных  учреждений.

     Сегодня   предлагаю вам стать участниками одного из фрагментов занятия, познакомиться с многообразием и красотой звучания народных инструментов.   
      

     Как вы считаете, какие инструменты являются самыми простыми?

Самыми простыми являются ударные инструменты,  так как звук извлекается ударом.

Скажите, пожалуйста, о каких инструментах говорится в следующих загадках:

Он ребрист, да игрист.

Это – Рубель (на одной его стороне вырезаны рубчики, если провести деревянной палочкой по ребристой поверхности, то получится высокий, трескучий звук)

 -Я весь круглый - меня ударишь я бубенцами зазвучу, меня положишь я молчу.

Это- бубен 

Каким инструментом можно щи хлебать? 

Сейчас мы создадим с вами ансамбль народных инструментов.  Приглашаю желающих поиграть на этих инструментах. У нас будет группа ложкарей (3 человека), группа ударных инструментов (4 человека ) и группа поющих и танцующих (6 человек ).

  • Разучивание ритмических фигур с группой ложкарей: (ритмические фигуры  проиграть  на танцевальных проходках)

«Коленочки» - по 1 удару на каждой ноге, начинаем с левой ноги

«радуга» - 1,2,3…(с правой стороны)

«расческа»

Итого: 8 счетов

  • Разучивание танцевальной проходки с  группой  танцующих: (каждая из трёх пар, подходят друг к другу по очереди, кружатся, возвращаются на свое место)
  • Работа с ансамблем (соединение всех групп

      Предлагаю вам  ознакомиться с новой технологией воспитания детей в семье и в детском саду «Музыка с мамой » разработанной  Екатериной и Сергеем Железновыми. Метод Железновых основывается  на развитии у малышей музыкального слуха, что способствует активному развитию речи, мелкой и крупной моторики и творческих способностей. Аэробика, танцы, подвижные игры с песнями, детская гимнастика, игра на музыкальных инструментах – основные занятия, включаемые в эту методику.

Мы прослушаем с вами сказочку – шумелку «Лиса и рыба» из серии «Развивалочки» Екатерины Железновой.

«Лиса и рыба»

Вез дед на санях мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит.     (Ложки, колокольчик)

Видит дед на дороге лиса лежит,

Обрадовался: «Вот будет воротник моей старухе на шубу».

Бросил дед лису в сани.                                                                (Бубен, барабан)

А сам пошел впереди.

Лошадка бежит, копытами стучит,

колокольчиком звенит.                                                ( Погремушка,ложки, колокольчик)

А лисичка стала выбрасывать по рыбке на дорогу,                   (Рубель)

А сама убежала.                                                             Барабан (мелкие удары пальцами рук)

Приведенные выше примеры озвучивания сказок позволяют объединить  музыкального руководителя и воспитателя и детей, родителя и детей.

     Некоторые музыкальные инструменты можно сделать своими руками, такие как жужжалки, фурчалка, свистульки, а можно изготовить имитацию русских народных инструментов для игры детьми в группе. Для изготовления инструментов вам понадобится  то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)  Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...