Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года
рабочая программа (5 класс)

Бондаренко Татьяна Викторовна

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.   

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

v

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnost_i_ansambl_garmoniya.docx346.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

Эмблема гимназии

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)»

Возраст: 9-12 лет

Срок реализации – 3 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Т.В. Бондаренко

г. Надым

 2022 год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» - художественная. Программа направлена на формирование основ и развитие общей музыкальной культуры учащихся, знакомство с культурным наследием прошлого и творчеством современных исполнителей, освоение средств, форм и методов творческого выражения, самостоятельной работы над произведением, приобретение необходимых навыков самостоятельного музицирования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  • Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020N434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Постановлением Администрации Надымский район от 03.09.2019 №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район».
  • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

Уровень освоения содержания программы: базовый. 

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной программы учитывались потребности современного российского общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, на приобщение их к музыкальной культуре и музыкальной грамотности. 

Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает:

  • формирование и развитие личности ребенка, умеющего воплотить собственное понимание информации, заложенной в элементах музыкального языка;
  • осмысленное воплощение образности и условности музыкального языка;
  • приобщение к мировой музыкальной культуре;
  • профессиональную ориентацию ребенка.    

Отличительная особенность программы. Учитывая, что программа рассчитана на детей, занимающихся музыкой в плане общего музыкального образования, учебная программа составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Цель программы: обучение детей основам игры на музыкальных инструментах, воспитание юного музыканта-исполнителя через изучение лучших образцов музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные: развитие познавательного интереса к игре на различных музыкальных инструментах, включение в познавательную деятельность через развитие образного музыкального мышления, приобретение практических навыков игры на инструментах, умение самостоятельно разбирать и выразительно исполнять репертуарные произведения, навыков, компетенций и т.п.

Метапредметные: развитие мотивации к исполнительскому искусству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных.

Личностные: формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека; формирование эмоциональной сферы ребенка; воспитание интереса и любви к музыке.                

Планируемые результаты реализации программы.

Программные результаты.

Первый год обучения:

- понимают:

  • устройство инструмента и строение его ладов;
  • основы правильной посадки и постановки рук;
  • правила записи нот, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
  • основные способы звукоизвлечения;

  - умеют:

  • ориентироваться в записи аккомпанемента;
  • различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
  • играть осмысленно и выразительно простые музыкальные произведения;
  • играть мажорные и минорные гаммы, программные произведения;

- владеют:

  • приемами звукоизвлечения;
  • техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.

Второй год обучения:

- понимают:

  • приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
  • приемы теоретического анализа исполняемых произведений;
  • основного сольного, ансамблевого репертуара;

- умеют:

  • использовать выразительные средства для создания художественного образа в музыкальном произведении;
  • самостоятельно разучивать произведения различных жанров и стилей;
  • характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
  • играть эмоционально, осмысленно и выразительно;

- владеют:

  • навыками сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений;
  • навыками публичных выступлений;
  • навыками общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Третий год обучения:

- понимают:

  • значение выразительных средств музыкального языка в создании конкретного художественного образа;
  • художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;

  - умеют:

  • различать выразительные средства музыкального языка;
  • самостоятельно подбирать аккомпанемент;
  • грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на инструментах;

- владеют:

  • навыками эмоциональной, осмысленной и выразительной игры на инструменте;
  • навыками самостоятельного разучивания музыкальных произведений различных жанров и стилей;
  • навыками импровизации на инструментах, чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыками подбора по слуху;
  • навыками теоретического анализа исполняемых произведений.

Метапредметные результаты: 

Первый год обучения:

• проявление готовности к творчеству: сочинению, музицированию, импровизации, анализу творческой работы и др.;

• умение высказывать личные впечатления от общения с музыкой.

Второй год обучения:

• формирование предпосылок для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с нотным текстом, умение работать в позиции «взрослого»);

• наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности;

• умение организовывать самостоятельную работу;

• освоение дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия обучающегося в поиске решения учебных задач;

• умение выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

• освоение способов работы с информационными материалами, излагающими разные позиции по вопросам той или иной области искусства.

Третий год обучения:

• понимание роли музыки в жизни человека;

• понимание содержания и смысла музыкальных произведений;

• умение анализировать содержание, форму музыкальных произведений различных жанров;

• умение применять полученные знания и приобретенный опыт музыкальной деятельности;

• умение выступать перед любой аудиторией на концертных площадках.

Личностные результаты:

Первый год обучения:

• выработка качеств, способствующих освоению учебной информации в соответствии с программными требованиями;

• приобретение навыков творческой деятельности;

• формирование умения планировать свою работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

• формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области музыкального искусства.

Второй год обучения:         

• формирование понимание причин успеха (неуспеха) собственной учебной деятельности; • формирование умения давать объективную оценку своему труду.

Третий год обучения:

• формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

• формирование навыка определения наиболее эффективных способов достижения результата в учебной деятельности;

• формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Адресат программы: дети 9 - 12 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 3 года.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – индивидуально-групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость групп: не менее 6 учащихся.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией исполнительских приемов, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля:        

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря, с 12 по 19 апреля;
  • аттестация по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 апреля.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям:

  • владение практическими умениями и навыками игры на инструменте;
  • креативность выполнения практических заданий;
  • владение коммуникативной культурой.

Оценка умений и навыков осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме практических, творческих заданий.

Используемые методы – наблюдение и опрос, показ упражнений и комбинаций.

Промежуточная аттестация - в форме творческого отчета, академического концерта, сольных и ансамблевых выступлениях на открытых концертах. Используемые методы –наблюдения, прослушивание, опрос.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме концерта, творческого отчета.  Используемые методы –наблюдения, опрос, практическая работа.

Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Формы подведения итогов обучения:

  • промежуточная форма аттестации – академический концерт;
  • итоговая форма аттестации -  академический концерт выпускников;
  • сольные и ансамблевые выступления на открытых концертах;
  • выступления на музыкальных фестивалях, конкурсах, творческих действах.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

-элементарные теоретические знания;

-правила посадки за инструментом;

-основные способы звукоизвлечения;

-воспроизведение ритмических рисунков в простых размерах;

-разбор и разучивание нотного текста;

-музыкально – исполнительские навыки;

-комплекс специальных навыков: элементарное чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое

чувство;

-навыки культуры поведения на сцене.

На 2 году обучения:

-основы музыкальной грамоты;

-правила организации пианистического аппарата;

-основные музыкальные термины.

-осмысленное восприятие, разбор и разучивание нотного текста;

-выразительное исполнение музыкальных произведений;

-музыкально – исполнительские навыки;

-навыки совместного музицирования;

-навыки публичного выступления.

На 3 году обучения:

-основы музыкальной грамоты;

-правила организации пианистического аппарата;

-основные музыкальные термины.

-осмысленное восприятие, разбор и разучивание нотного текста;

-выразительное исполнение музыкальных произведений;

-музыкально – исполнительские навыки;

-навыки публичного выступления.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

  • ноутбук;
  • цифровое пианино «Корг»
  • фортепиано
  • подставки;
  • стол и стул для педагога;
  • стулья для учащихся;
  • шкафы.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • дидактические пособия «Развитие технических навыков игры на фортепиано»; нотная литература (сборники);
  • сборники этюдов, гамм, упражнений, пьес, хрестоматии по классам;
  • музыкальные словари;
  • дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, посещение библиотеки, выставок и концертов. Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные беседы и консультации;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • концертные выступления.

2. Учебный план

I год обучения

Разделы программы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Становление ансамбля, формирование его состава.

50

4

46

Собеседование, опрос, наблюдение

2

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре.

16

4

12

Самоконтроль, наблюдение

3

Развитие технических навыков

20

2

18

Наблюдение

4

Работа над учебным репертуаром.

50

4

46

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

Диагностика

4

2

2

Наблюдение, контрольная работа, тест

Итого

140

16

124

II год обучения

Разделы программы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Работа над педализацией

50

4

46

Собеседование, опрос, наблюдение

2

Ознакомление  с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

16

4

12

Самоконтроль, наблюдение

3

Ознакомление  с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

20

2

18

Наблюдение

4

Работа над учебным репертуаром.

50

4

46

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

Диагностика

4

2

2

Наблюдение, контрольная работа, тест

Итого

140

16

124

III год обучения

Разделы программы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Ознакомление с музыкальным стилем: стиль барокко, классицизма, романтизма.

50

4

46

Собеседование, опрос, наблюдение

2

Освоение произведений более сложных форм. Навыки концертного исполнительства

16

4

12

Самоконтроль, наблюдение

3

Совершенствование музыкально-исполнительских навыков ансамблевой игры

20

2

18

Наблюдение

4

Работа над учебным репертуаром.

50

4

46

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

Диагностика

4

2

2

Наблюдение, контрольная работа, тест

Итого

140

16

124

3.Содержание обучения

I год обучения

1.Становление ансамбля, формирование его состава (50 ч.)

Теория: Преодоление трудностей полиритмии, использование тембральных возможностей фортепианного дуэта.

Практика: Упражнения на синхронное взятие звуков при этом использовать одновременное взятие дыхания.

2.Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре (16 ч.)

Теория: Понятие эмоционального наполнения средств музыкальной выразительности – динамических оттенков, штрихов.

Практика: Упражнения на умение достижений кульминации и голосоведения в полифонической фактуре.

3. Развитие технических навыков(20 ч.)

Теория: Понятие –  ломаные арпеджио,  расходящееся движение.

Практика : Гамма As-dur, f-moll, Es-dur, c-moll.

4. Работа над учебным репертуаром.(50ч.)

Теория:  Понятие – анализ формы.

Практика: Работа над нотным текстом по разделам: метроритм, логика гармоничного движения.

II год обучения

Теория: Понятие  разных видов взятие педали.

Практика: Упражнения на изучение приемов педализации.

2.Ознакомление  с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro):

Теория: Понятие « музыкальный стиль»( эпохи , национальной школы, композитора).

Практика:  Работа над структурным разбором произведений.

3.Развитие технических навыков:

Теория: Понятие о технических приемов в конструктивных этюдах ( мелкая техника, октавная техника, аккорды, соотношение 3,6).

Практика: Достижение быстрых темпов в этюдах и произведениях  игры в ансамбле.

4.Работа над учебным репертуаром:

Теория: Понятие о работе над  метроритмом, техническими приемами.

Практика: Работа над образным содержанием.

III года обучения

1.Ознакомление с музыкальным стилем: стиль барокко, классицизма, романтизма(50ч).

Теория: Понятие: музыкальный стиль: стиль барокко, классицизма, романтизма

Практика: Игра в ансамбле произведений  эпохи классицизма и романтизма.

2.Освоение произведений более сложных форм. Навыки концертного исполнительства(16ч.).

Теория: Понятие: стилевые элементы в ансамблевых произведениях.

Практика: Игра произведений разных музыкальных стилей.

3.Совершенствование музыкально-исполнительских навыков ансамблевой игры(20ч.)

Теория: Понятие о закономерности тонального движения.

Практика: Работа над факторами достижения циклического единства.

4.Работа над учебным репертуаром(50ч.).

Теория: Эмоционально-психологическая подготовка к публичным выступлениям.

Практика: Самостоятельный разбор формы произведений.

4.Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена методическими видами продукции:

  • тренажеры по постановке кисти;
  • альбомы с программными произведениями;
  • дидактический и лекционный материалы;

- методы обучения:

  • словесный- объяснение, беседа, рассказ;
  • наглядно-слуховой- показ, наблюдение, демонстрация приемов игры;
  • практический-работа на инструменте, упражнения;
  • репродуктивный;

эмоциональный- подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления;

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая;

- формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт;

-педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Николаев Школа игры на фортепиано»

К.Черни – Гермер «Избранные этюды» , тетрадь1-2,переложение в 4 руки

Бизе Ж. " Хор мальчиков " из оперы "Кармен"
Бородин А. Полька в 4 руки
И В. Моцарт «Избранные сонатины», переложение в 4 руки, М.-«Музыка, Санкт- Петербург», 2019 г. В.    

С. Бах «Нотная тетрадь А.М. Бах», К.- «Музыкальная энциклопедия», 2018 г.

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная 
школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2021

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и 
средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, 
Альбом для домашнего музицирования, М. -«Музыка», 2020г.

Бах И.С. « Избранные сочинения» переложение в 4 руки.

Бетховен Л. Сонатины: Соч. 2, № 1. Сонатина № 1 фа минор

Мак-Доуэлл Э. Морские пьесы (по выбору).

Чайковский П. Соч.5. Романс фа минор,

                          Соч.19. № 4 Ноктюрн Фа мажор

                          Соч.10.  Юмореска.

Б. Барков «Джазовое пианино», М. -«Москва», 2020г.

А. Цфасман «Современные бытовые танцы», «Музыка Санкт - Петербург», 2017г.

За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев,
Е. Сорокина / М., Музыка, 2016.
Вебер К. Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2015
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2018г.
Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"

Гайдн Й. Отрывок из симфонии № 94
Глинка М. Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и Людмила"
Грегори Л. Чакона
Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
Куперен Ф. "Кукушка"
Моцарт В. Тема из вариаций До мажор
Моцарт В. "Весенняя песня"
Мусоргский М Отрывок из оперы «Хованщина»
Русская народная песня «Шуточная»
Русская народная песня «Как при лужку»
Стравинский И. Тили-бом
Прокофьев С. Кошка из симф.сказки «Петя и волк»
Украинская народная песня «Гудэвитер» обр. Глинки М.
Чайковский П. "Хор девушек" из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"
Хачатурян А. "Танец девушек"
Шуберт Ф. Швейцарская песня
Шуберт Ф. Лендлер

Адажио. Хрестоматия для фортепиано 2 – 7 классы. – сост. С.А. Барсукова.  – Ростов – на – Дону «Феникс» 2021

Методическая литература

  1. Милич Б. «Фортепиано 1-7 класс». / Б. Милич  - Кифара, 2019
  2. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 2018
  3. Симонова  –Изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2019
  4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская -  М.,2020

6. Глоссарий

Темпы.

Grave (гравэ) - медленно, строго

Largo(ларго) – очень медленно, широко

Lento (ленто) – медленно

Adagio (адажио) - медленно

Andante (адантэ)- умеренно, темп спокойного шага

Andantino (андантино)- немного скорее, чем andante

Moderato (модэрато) - сдержанно

Allegro (аллегро)- быстро

Allegretto(алегретто)- медленнее, чем аllegro

Vivo (виво), vivace (виваче)- живо, быстрее, чем аllegro

Presto (прэсто) - быстро

Prestissimo (прэстиимо) – очень быстро

Moto(мото) – conmoto (кон мото)- указывает  на ускорение раннее обозначенного темпа

Accelerando (анчелерандо)- ускоряя

Ritenuto( ритэнуто)- постепенно замедляя

Rallentando( раллентандо)- замедляя

Allargando( алларгандо)- расширяя, замедляя

Rubato(рубато) – в свободном темпе

Штрихи.

Legato(легато) - играть связанно

Nonlegato (нон легато) - не связанно

Portamento (портамэнто) – играть не связанно, но протяжно

Marcato (маркато) – выделения, подчеркивая

Staccato (стаккато) – играть отрывисто; при движении в одну сторону

Clissando(глиссандо) – скользя

Обозначение характера музыки

Agitato (ажитато)- взволнованно

Animato (анимато) – оживленно, с  воодушевлением

Brilliante (бриллианте) – блестяще

Commodo(коммодо) – спокойно, удобно

Conbrio (кон брио) – с “огнем”

Contabile (контабиле) – певуче

Dolce (дольче) – нежно

Energico(энерджико) – энергично, решительно

Espressivo(эспрессиво) – выразительно

Grandioso (грандиозо) - величаво

Grazioso (грациозо) – изящно

Legiero(лежиеро) – легко

Maestoso (маэстозо) – торжественно

Risoluto(ризолюто) – решительно

Semplice (семпликэ) – просто

Smorzando (сморцандо) – угасая, замирая

Subito (субито) – внезапно, сразу

Tranquillo (транквилло) – спокойно

Словарь маленького музыканта

Аббревиатура- сокращение, упрощение нотной записи

А капелла – многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения

Акколада - скобка, которая объединяет в нотной записи голоса

Аккомпанемент - сопровождение, чаще всего инструментальное

Аккорд - соглосованое сочетание нескольких звуков

Акцент - ударение на звуке

Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон

Ансамбль - совместное исполнение музыки

Аппликатура- распределение пальцев при игре на инструменте

Аранжировка- переделка музыкального произведения

Арпеджиато - играя аккорд  в виде арпеждио

Арпеджио - исполнение звуков аккорда поочередно

Багатель - небольшая, нетрудная для исполнения пьеса

Бемоль- знак альтерации, означающий понижение звука на полтона

Вольта - горизонтальная скобка

Вокализ - упражнение для развития певческих

Гомофония - вид многоголосия

Группетто - мелодическое украшение

Группировка - соединение нескольких нот малой длительности

Децимоль - фигура из десяти нот

Диез - знак альтерации, означающий повышение звука на полтона

Динамика - оттенки, градации силы звука

Доля – длительность.

Дуоль - фигура из двух нот там, где по условиям счета требуется три

Жанр- ряд музыкальных произведений

Звукоряд- ряд звуков

Имитация - перекличка голосов

7.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 22/23 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (базовый уровень)

Направленность: художественная

Педагог дополнительного образования: Бондаренко Т.В.

I год обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма и методы

контроля

1

сентябрь

очная

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Гимназия каб. № 48а

Собеседование, опрос, наблюдение

2

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

3

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

4

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

5

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

6

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

7

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

8

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Самоконтроль, наблюдение

9

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

10

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Собеседование, опрос, наблюдение

11

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

12

4

. Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

13

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

14

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Наблюдение

15

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

16

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

17

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

18

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

19

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

20

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

21

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

22

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

23

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

24

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

25

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

26

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

27

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

28

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

29

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

30

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

31

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

32

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

3334

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

35

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

 Всего: 140 часов

IIгод обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма и методы

контроля

1

сентябрь

очная

4

Работа над педализацией

Гимназия каб. № 48а

Собеседование, опрос, наблюдение

2

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение

3

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение

4

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение

5

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение

6

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение Собеседование, опрос, наблюдение

7

4

Работа над педализацией

Собеседование, опрос, наблюдение

8

4

Работа над педализацией

Самоконтроль, наблюдение

9

4

Работа над педализацией

Самоконтроль, наблюдение

10

4

Работа над педализацией

Самоконтроль, наблюдение

11

4

Ознакомление  с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

Самоконтроль, наблюдение

12

4

с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

Самоконтроль, наблюдение

13

4

с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

Самоконтроль, наблюдение

14

4

с закономерностями сонатной формы ( сонатногоAllegro)

Наблюдение

15

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

16

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

17

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

18

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

19

4

Наблюдение

20

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

21

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

22

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

23

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

24

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

25

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

26

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

27

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

28

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

29

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

30

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

31

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

32

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

3334

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

35

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

 Всего: 140 часов

 

III год обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма и методы

контроля

1

сентябрь

очная

4

Становление ансамбля, формирование его состава.

Гимназия каб. № 48а

Собеседование, опрос, наблюдение

2

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

3

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

4

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

5

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

6

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

7

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

8

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение Собеседование, опрос, наблюдение

9

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

10

4

Становление ансамбля, формирование его состава

Собеседование, опрос, наблюдение

11

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

12

4

. Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

13

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Собеседование, опрос, наблюдение

14

4

Закрепление навыков голосоведения в полифонической фактуре

Наблюдение

15

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

16

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

17

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

18

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

19

4

Развитие технических навыков

Наблюдение

20

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

21

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

22

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

23

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

24

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

25

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

26

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

27

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

28

4

Работа над учебным репертуаром.

29

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

30

4

Работа над учебным репертуаром.

Опрос, собеседование, фронтальный опрос, самоконтроль

31

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

32

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

3334

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

35

4

Диагностика

Наблюдение, контрольная работа, тест

 Всего: 140 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для  обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года

Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» для воспитанников детских садов от 3,5 до 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» художественной направленности  для детей от 3,5 до 7 лет, построена на принципах «от простого с сложному», «социализации пер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

«Сувенир с Востока» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 6 - 18 лет Срок реализации: 3 года

Лепить игрушки можно из разных материалов. Игрушки из глины гремят, свистят, тарахтят – разговаривают, ходят, летают, поют, колоколят – одним словом создают театральное действо, которое бы...