«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника».
статья

Филатова Галина Юрьевна

Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию у школьника умения учиться самостоятельно и развитию учащегося как личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проектно-исследовательская

деятельность как способ формирования УУД школьника».

Подготовила:  Филатова Г.Ю.

         Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и  воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
        Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),
  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),
  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и
  • коммуникативные УУД.

           Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 
         В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
             Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литература», в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

     В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы». Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.

       Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Что же такое учебный проект? Учебный проект, с точки зрения обучающихся, - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. Учебный проект, с точки зрения родителей, - это уникальная возможность сотрудничества со своим ребёнком, активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

      Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и  видеть их применение на практике.

       На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:

  • как организовать уроки исследовательской направленности;
  • как найти тему для исследования;
  • какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и, самое главное,
  • как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

       Какие учебные проекты, существующие в образовательной практике, я использую в работе с детьми?

Исследовательский проект Ярким примером проекта такого рода были работы моих пятиклассников, защищавших свои проекты по теме «Профессиональное древо моей семьи» на уроке русского языка по теме «Профессиональные слова». Готовились к защите проекта обучающиеся в течение полутора месяцев. С учениками активно работали и родители, которые с гордостью любовались своими детьми, когда ребята выносили на суд зрителей свои творения.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи театрализации, видеофильмы. Старшеклассники активно используют названные формы работы: издают альманахи (группами и индивидуально, кому какое задание) по темам: «Пушкин и его эпоха», «Жизнь А.С.Пушкина», «Женщины в жизни А.С. Пушкина»; пытаются оформлять свои мысли в исследовательские статьи. Например, при изучении басен И.А.Крылова в 5 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Согласитесь, каждому ребёнку было бы легче просто выучить произведение и «оттарабанить» его на уроке. Но творческое задание преследует несколько иную цель: детям надо поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. Проект? Пусть мини, но всё-таки проект. Так постепенно и начинаем учиться работать самостоятельно, а басня – это только средство для достижения поставленной цели – научить детей самостоятельно выстраивать свою работу, формируя тем самым у них коммуникативные универсальные учебные действия.

     Хочется отметить, что исследовательская работа начинается с создания проблемной ситуации на уроке, решая которую, школьник должен учиться отстаивать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, давать качественную оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Замечательная возможность для формирования у детей регулятивных универсальных учебных действий, не правда ли? Формировать эту группу УУД помогает и такая формы работы, как работа экспертных групп на уроках. Обучающимся, входящим в экспертную группу, необходимо дать оценку ответов одноклассников и с точки зрения содержания, и с точки зрения речевого оформления. Конечно, быть на уроке экспертами могут не все обучающиеся – такое право предоставляется ребятам, увлечённым предметом. К счастью, такие бывают в каждом классе.

       Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений. Неслучайно новый Стандарт предъявляет особые требования к современному учителю, который должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций, владеть разнообразными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ».

     В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие обучающихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные подходы к анализу явлений искусства и жизни;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Обучающиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

      В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования, после деления на творческие группы начинаем работать с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских творческих групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений. А потом уже провожу индивидуальные консультации с каждой творческой группой по выбранной теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю ребятам поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, рекомендую литературу: что прочитать, законспектировать, откуда сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

      При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

      Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся. То есть нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Например, когда в 7 классе на уроке литературы дети защищали проекты по теме «История военной песни», они единодушно отметили, что песни о войне всегда будут интересовать всех без исключения, потому что в них отражена история великих страданий и Великой Победы нашего народа. Дети были заинтересованы, они подготовили замечательные работы, и защита проектов прошла очень удачно. И практическая направленность налицо: формирование любви к Родине, чувства гордости за своё Отечество и народ.

      Деятельность обучающихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов и завершается презентацией полученных результатов. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес обучающегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

   Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы: предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

        Активизировать познавательный интерес школьников мне помогает разработанный дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями обучающихся, а также мультимедийные презентации по темам курса. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Кроме того, мною собран большой интересный материал, который является «конечным продуктом» проектно-исследовательской деятельности моих учеников.

        Я глубоко убеждена в том, что, если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать с ними, оказывая помощь в поисках необходимой информации, создать условия для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, результат не заставит себя долго ждать, и школьники непременно порадуют нас удачными находками и удивят своими открытиями. А разве это не то, к чему мы стремимся и чего ждём? Разве это не то, на что нацеливает нас Стандарт второго поколения.

           В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования, после деления на творческие группы начинаем работать с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских творческих групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений. А потом уже провожу индивидуальные консультации с каждой творческой группой по выбранной теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю ребятам поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, рекомендую литературу: что прочитать, законспектировать, откуда сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

        Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как способ формирования социализации школьников.

       Важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества является формирование у детей способности к успешной социализации в обществе и  активной ада...

«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника»

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а ...

СТАТЬЯ "Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников"

Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требуе...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся

Проектная деятельность активизирует мысли, прививает интерес к предмету, формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения....

Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....