НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
статья

Кузьмина Ольга Владимировна

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей, а также формирование экологической грамотности у учащихся -это способность человека воспринимать и оценивать состояние природных систем, принимать соответствующие меры для их поддержания, восстановления или улучшения состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nou.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ « Моготская СОЩ» Тындинского района, Амурской области

Учитель биологии-химии О. В. КУЗЬМИНА

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатывать большой объём информации, основным принципом обучения становиться внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей, а также формирование экологической грамотности у учащихся -это способность человека воспринимать и оценивать состояние природных систем, принимать соответствующие меры для их поддержания, восстановления или улучшения состояния.

Важно чтобы в школе ученик приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый  тип мышления – исследовательский, экологический  и творческий.

Научное общество учащихся (НОУ) – это один из путей организации их исследовательской деятельности и формирование экологической грамотности.. Работа научного общества должна строиться на основе личностно-ориентированного обучения и реализовывать задачи углубления знаний по предмету, вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, ознакомления их с методами и приемами научного исследования, а также вырабатывать необходимые для этого качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплину. Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, выступая на различных конференциях, учатся отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Опыт показывает, что те ребята, которые занимались в научном обществе, становятся более успешными студентами, а впоследствии и более креативными работниками.

Перед тем как приступить к ее практической реализации, необходимо ответить на следующие вопросы:

-как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?

-каково содержание этой деятельности?

-как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?

Для ответа на эти и другие вопросы  в школе проводится серия семинаров

по организации научно-исследовательской деятельности среди учащихся. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:

1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;

2) возможности решения данной проблемы в педагогической практике;

3) собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;

4) обмен мнениями.

Самым сложным этапом в создании научного общества является выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Этот этап можно назвать диагностическим. Можно использовать следующие тесты:

-на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.

 -тест позволяющий, прогнозировать успехи, в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.

-шкала личностной тревожности ( ЛТ)

- шкала ситуативной реактивной тревожности

-многофакторный личностный опросник.

После диагностики проводим анализ полученных результатов. Формируем группы учащихся. Проводим тренинги, деловые игры, рефлексию и мониторинг. То есть работа на этом этапе ориентирует ребенка на успех.

 Создание в сельской школе при малом количестве учащихся научного общества  по секция фактически невозможно. Поэтому мы формируем одну разновозрастную группу,каждый учащийся  работает в индивидуальном темпе и имеет свой способ продвижения. В совет НОУ входят учащиеся и учителя.

Одной из важных задач руководителя НОУ является привлечение новых учащихся. Такая работа проводится, начиная с 5-го класса. Я предлагаю ученикам небольшие, но интересные проекты, включая в них обязательный элемент исследования. Чем старше учащиеся, тем сложнее проекты. Очень важно не допустить, чтобы работа носила реферативный характер.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – подготовительный этап. При планировании на учебный год выделяю ведущую тему, которая будет вынесена на проектирование. Так, в этом году ведущей в 5-м классе стала тема по экологии «Экологические украшения ».

Главный критерий – украшения можно сдать в переработку после использования или использовать много раз.

После этого планирую индивидуальные и групповые темы, работа по которым требует от учащихся усвоения необходимых экологических знаний знаний и формирования собственного опыта. В 8-м классе ребята работали над проектом «Самое удивительное вещество на Земле», после этого один ученик всерьез занялся исследовательской работой «Изучение органолептических и химических свойств питьевой воды».   А ребята организовали  и провели мероприятия для учащихся младщих классов мероприятие « Как беречь воду дома?»

При проведении лабораторных работ на уроках биологии и химии использую следующие принципы:

.-Материалы лабораторных работ  подбираю так, что они побуждают учащихся выдвигать  идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе, предлагать решение экологических проблем с наименьшим выходом вреда иприроде.

-Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке

. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

Для привлечения учащихся в научное общество использую и творческие домашние задания (написать сказку, стихотворение по теме урока, проделать доступные опыты).

Основной проблемой в работе научного общества является выбор методик исследований, т.к. их подробные описания встречаются в специальной литературе нечасто, да и найти такую литературу в глубинке достаточно сложно. Но выход есть и из этой ситуации: методики исследований можно найти в интернете (речь идет только о методиках, а не о перекачивании готовых работ).

Возникает проблема и рецензирования работ учащихся специалистами по профилю. Рецензирование необходимо для того, чтобы руководитель и ученики могли увидеть просчеты в работе, научились грамотно оформлять работы.  Но и здесь помогает участие исследовательских работ в  различных конкурсах, где дается рецензия на работу.

Вот уже несколько лет руководя работой научного общества, я замечаю, что основная цель некоторых учеников, приходящих в НОУ, – занимать призовые места на конференциях. Цель благая, но задача руководителя – нацелить ребенка на практический выход работы, ее пользу для общества. Правда, обидно, что не всегда этот практический выход можно реализовать в жизни, т.к. результаты работ зачастую не интересуют администрацию сельского совета, а на претворение некоторых рекомендаций в жизнь у них просто нет денег. Но думаю, что со временем и эту проблему можно будет решить.

Ну и, конечно, каждый учитель должен помнить, что в настоящее время во многих отдаленных регионах нашей страны НОУ – это одна из немногих возможностей самореализации учащихся, повышения их самооценки, это место, где они могут получить необходимые знания и умения для проведения исследовательской деятельности.

Вот как отвечают ребята на вопрос: «Что значит для тебя научное общество?»

«Я мечтаю стать врачом, а каждый врач, по моему мнению, чтобы успешно лечить, должен заниматься исследовательской деятельностью, и я надеюсь, что в академии я смогу заняться исследовательской деятельностью, используя тот багаж знаний, который получила в нашем научном обществе».

«Меня очень волнует экологическая обстановка в нашей стране и мире. Свою жизнь я хочу связать с экологией и экологическим мониторингом, а для этого я должен овладеть основами научных исследований».

А для руководителя научное общество учащихся – это возможность роста, как духовного, так и профессионального. А это уже шаг вперед.

Используема литература:

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина  Современный урок. Часть 1 . научно-практическое пособие для учителей – Ростов – н/Д: «Учитель», 2008
  2.  Н.С. Мурадова  Семинары по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
  3. Е.И. Рогова  настольная книга практического психолога: учебное пособие: 3-е издание – М: Гуманит. изд. центр Владос – 2000
  4.  Г.И. Осипова Малая академия наук – Волгоград « Учитель»- 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Роль научного общества учащихся в формировании интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Эта работа обобщает мой опыт по работе с увлекающимися химией школьниками....

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

Исследовательская деятельность как средство повышения экологической грамотности учащихся

Исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:·         образовательную: вооружить учащихся знаниями, у...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....