Самообразование как важный фактор профессионального роста социального педагога
статья

Арышева Татьяна Гафуровна

Самообразование – это процесс и результат самостоятельного развития личности, приобретение новых знаний, умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как важный фактор профессионального роста

социального педагога

Самообразование – это процесс и результат самостоятельного развития личности, приобретение новых знаний, умений и навыков. Цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать в себе реальную устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя.

Можно смело говорить о том, что в современном мире отмечается повышение социальной роли образования. Образовательный процесс должен протекать не только на этапе обучения в специализированных учреждениях, но и на протяжении всей жизни человека. Процесс, при котором человек самостоятельно повышает свою грамотность и узнает что-то новое, называется процессом самообразования. Самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога, показатель профессионального мастерства. И это мастерство должно постоянно расти, именно поэтому самообразование должно стать потребностью педагога.

Любая деятельность предполагает развитие определённых навыков  у человека. И навыки саморазвития, самовоспитания и самообразования, так же, играют огромную роль в работе социального педагога. Навык самообразования самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного педагога. В работе с детьми, всегда нужен особый, творческий подход. От этого зависит его дальнейшая деятельность, его умение найти подход к ребенку, умение спланировать свой день, досуг для детей и т.д. С таким педагогом детям интереснее: интереснее учиться, играть, трудиться. Чтобы быть интересным детям, педагог должен работать над собой, иными словами, заниматься самообразованием, саморазвитием в разных сферах. Именно так образуется индивидуальность педагога, которая так нравится детям. Чтобы заинтересовать ребят в течение дня не достаточно просто провести беседу, ведь даже самую скучную беседу можно преподнести интересно, если педагог в этом заинтересован. Таким образом, педагог не только доносит нужную информацию для детей, но и понимает, усвоили ли ее дети. Интересное занятие дает больше шансов, что дети не только прослушают информацию, но и поймут ее, а это значит, что можно двигаться дальше, в изучении той или иной темы, а не повторять одну и ту же информацию изо дня в день.

Важным компонентом самообразования является самоанализ. Перед началом работы педагог ставит перед собой определённые цели, выбирает способы и средства для достижения этой цели. А по окончании работы осуществляет самоконтроль и анализ, получилось задуманное или нет, вносит коррективы и поправки, планирует работу с учетом полученного опыта. Постоянно совершенствуясь, развиваясь и образовываясь, педагог переходит на рефлексивный уровень мышления, стремление постоянно учиться, образовываться и желание получать новые знания, узнавать что-то новое. Именно эти критерии свидетельствуют о достижении высшего уровня самосовершенствования.

Одним из средств самообразования являются курсы повышения квалификации:

КПК-это актуализация знаний в рамках специальности (квалификации). Целью повышения квалификации, является получение актуальных сведений о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы приводят  практико-теоретические знания педагога в соответствие с нормами профессиональных стандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

1.Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

2.Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

3.Дистанционные. Самые востребованные курсы, т.к. такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от педагога. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Стоит помнить, что педагоги обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Педагоги должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года. Также, рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах. Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда педагог обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для учреждения и готов работать более эффективно. Также, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. 

Еще одним из средств самообразования является изучение литературы:

Основным методом самообразования является постоянная самостоятельная работа над литературой. Чтение - главный инструмент духовного развития человека. Общение с книгой - это заочное общение с мудрейшими людьми мира. Важнейшее значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности.  Чтобы глубоко осмыслить прочитанный материал, по мере чтения педагог должен уметь выделять ключевые слова, мысли и суждения. Поиски и ответы на вопросы являются самопроверкой и продолжением анализа изучаемого материала. Самообразовательное чтение – это средство самовоспитания, самосовершенствования личности, ведь при чтении педагог получает новую информацию, которую может использовать в своей работе. Также, необходимо записывать наиболее важную информацию, на свой взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделять главное для себя условными символами. Иногда не хватает времени прочитать запланированное количество литературы, тогда на помощь может прийти аудиокнига. Многие не признают аудиокниги. Тем не менее, слушая такие книги достаточно легко усваивать материал. Основное преимущество такой формы подачи информации в том, что освобождаются руки. Это позволяет слушать книги и заниматься насущными делами. Например, аудиокниги можно слушать по дороге в личном или общественном транспорте.

Представление опыта на методическом объединении или на открытом занятии:

Открытое занятие-это занятие, на котором педагог применяет нестандартные методы подачи материала. Открытое занятие позволяет педагогу демонстрировать свой инновационный опыт, реализовать методические идеи, новые возможности педагогики, показать интересные идеи, поделиться опытом с коллегами. Именно на открытом занятии подводится итог самообразовательной деятельности. Подготовка и организация открытого урока мотивирует к самообучению, изучению большого количества информации, это очень сложный и трудоемкий процесс. Посещение открытого занятия дает отличную возможность провести анализ деятельности коллег.

Готовясь к методическому объединению, педагог пользуется большим количеством информации (научная литература, интернет), это, также, является процессом самообразования. Важно не просто найти нужную информацию для себя, а изучить ее, выбрать нужное для себя и сформулировать это в своей интерпретации, затем предоставив ее для оценки своим коллегам. В свою очередь, педагог, являющийся слушателем на методическом объединении, попадает в процесс саморазвития, получая от спикера новую информацию. Слушая доклад коллеги, можно узнать для себя что-то новое и применить информацию для своей работы.

Чтобы воспитывать других – социальный педагог должен владеть не только методикой преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Таким образом, можно сделать вывод, что самообразование является основой в работе педагога, в общем, и социального педагога в частности. Самообразование приводит к стремлению учиться на протяжении всей жизни. Но самое главное, это желание педагога работать над собой. Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...

Аттестация как важный фактор профессионального развития учителя

Нужна ли педагогу аттестация? Помогает нам аттестация в нашей профессиональной деятельности или наоборот отнимает много времени? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье....

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...

Аттестация, как важный фактор профессионального развития учителя

Аттестация как важный фактор профессионального развития учителя...

Статья: "Самообразование педагога как фактор профессионального роста"

Статья содержит базовый метериал по организации процесса самообразования педагога....

Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя

В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.Ключевые слова: школьное методическое объединение, профессиональное развитие, уч...