методическая разработка Тематическое направление «Дошкольные образовательные организации: лучшие практики поддержки детских видов деятельности ребенка-дошкольника».
методическая разработка

Елена Петровна Дмитриева

Как сочетать в работе  реализацию принципов и как педагогу- практику ответить на  непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живёт электрический ток, почему тает мороженое? Каким образом в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения? Оказывается это легко и просто сделать , а главное  увлекательно и доступно для детей. Я нашла ответ на этот вопрос-использование в работе научной цифровой  лаборатории «Наураша в стране Наурандии».В игровой форме дети вместе с Наурашей научатся измерять температуру, понять природу света и звука, познакомятся с магнитным полем, силой, пульсом. Цифровая лаборатория состоит из модулей. При проведении занятий с которыми педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. На занятиях по теме «температура» и «свет» ребёнок в ходе игры придумывает способы как повлиять на окружающий мир, как сделать его комфортнее. Дошкольник получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать  её, совершая при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. полученные детьми знания не должны быть мёртвым грузом: приобретённые знания и умения малыш должен уметь использовать в повседневной жизни:

  • Определять температуру воды, воздуха, тела человека;
  • Уметь ухаживать за растениями и животными, создавая комфортные условия для их жизни.

Вывод: использование в работе цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия» формирует познавательно-исследовательскую активность ребенка и наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития позновательно-иследовательской деятельности дошкольников освоению способов познания и открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_gorod_temperatura.docx24.51 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.85 КБ
Файл zanyatie_svet.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Улыбка»

Конспект НОД по теме:

«Комфортная температура»

Автор: Дмитриева Елена Петровна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Тихвин

2018г

Конспект занятия.

По экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» в старшей группе "Золушка".

ООД: Исследование объектов живой и неживой природы,

.Тема: «Температура(комфортная температура)»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Цель:опытно-экспериментальным путём определить понятие  "комфортная  температура"и доказать,что комфортная температура разная  для живых объектов, используя учебный модуль "Температура".

Задачи:

Обучающие: формировать умения находить причинно-следственные связи, выдвигать гипотезу, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать. Закрепить понятие "термометр", умение работать с ним(определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы. Дать понятие "комфортная температура" и подвести детей к выводу, что для всех понятие "комфортная температура" разное.

Развивающие: развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы.

Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с приборами в лаборатории, культуры совместной деятельности, формирование навыка сотрудничества.

Словарь: "комфортная температура", эпитеты к слову "комфортная" .

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты:

личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, формулирование проблемы

совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура»;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Предварительная работа: знакомство со  свойствами воды,работой термометра,знакомство с разными видами термометров(для улицы.для измерения температуры тела, комнатный)

Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, изготовленный макет термометра,   стаканчики для воды, алгоритм  работы в лаборатории,картинки на тему "Тепло",коллекция тканей.

Ход ООД:

1. Введение в игровую ситуацию

Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встают в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Я предлагаю Вам  дружно встать в круг и взять друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

В группе дружно мы живём

Вместе учимся, растём

Узнаём о всём на свете-

Любознательные дети.

 (дети садятся на стулья)

 Воспитатель: -А вы знаете что произошло сегодня утром, когда я пришла на работу?

Воспитатель:-Наураша опять нам прислал подарки и, наверное,хочет познакомить нас с чем-то интересным ! Вы хотите узнать, что там?

Воспитатель достаёт из коробки картинки с изображением горячего чайника,горячего утюга,мороженого.

Воспитатель:- Я предлагаю вам ребята вспомнить,как вы в жизненной ситуации,не дотрагиваясь до предмета,можете определить горячий он или холодный...

Дети: Мороженое имеет определенную форму – значит оно холодное, а если бы оно было горячим, то представляло собой жидкость. Из носика чайника идет пар, значит он - горячий, а на этой картинке пар из носика чайника не идет, значит, он -  холодный!

Воспитатель:-У Наураши ещё один подарок-маленькая баночка сока..Как вы узнаете горячая она или холодная (прикоснуться)Вывод: узнать тёплый или холодный предмет можно с помощью ощущений

Воспитатель:- Если вы с мамой собираетесь в детский сад,то как же мама узнаёт, какая  на улице температура? Как сегодня одеться, по теплее или похолоднее.

Воспитатель:- Какой предмет помогает нам точно определить температуру?

Воспитатель:- Смотрите дети, Наураша нам прислал термометры.Они все одинаковые?Почему они разные?Что у них есть общего?

Воспитатель достаёт макет термометра.

Воспитатель:- Нам Наураша  уже рассказывал, что когда температура поднимается, то столбик термометра поднимается,а когда становится холоднее, то столбик термометра опускается.Не случайно нам Наураша прислал все эти предметы: он хочет нам рассказать, что такое комфортная температура. Как вы понимаете слово "комфорт"? (приятно,удобно,хорошо,уютно).Значит комфортная температура -это приятная температура.Такая как у нас в группе.

Мы с вами выдвинули гипотезу,предположение,как настоящие учёные и теперь самое время отправится к нашему маленькому гению Наураше в его лабораторию, мы сейчас надуем воздушный шар и отправимся на встречу новым открытиям.

(дети встают, берутся за руки ,поднимают и опускают руки,делают шаг вперёд и шаг назад)Делают резкий выдох

Воспитатель: Наураша нас уже ждёт. Вспомним правила поведения в лаборатории.(не разговаривать,внимательно слушать,быть аккуратными)

Воспитатель размещает  смайлы, обозначающие правила поведения, на магнитной доске .

Дети сели на стулья. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку.

Опытно-экспериментальная часть. (В лаборатории Наураши)

1.Измерим температуру воздуха в группе. Обратить внимание детей на то, чтобы датчик лежал ровно на столе).

2.Измерить температуру на улице (на подоконнике). Обратить внимание детей на разницу температур и подвести к выводу о том, что окно удерживает тепло.

3.Измерить температуру тела.(обратить внимание на гигиену-использовать салфетки)

Вывод:-Мы измерили температуру на улице и в помещении.Какой же можно сделать вывод?(на улице холодно, в комнате тепло,у нас нормальная температура и мы не болеем)

4. Понятие «комфортной температуры»

Воспитатель:-Ребята, как вы себя чувствуете? Вам не холодно? Не жарко? Сейчас в нашей лаборатории комфортная температура. (Температура, при которой мы себя хорошо чувствуем – не холодно, не жарко. И при этом нам не нужно надевать на себя много одежды.)

Воспитатель:- У нас в лаборатории есть коллекция тканей.Егор выбери ткань для одежды в которой тебе сейчас комфортно?

(ткань трикотажная, мягкая,стрейчивая, удобная, комфортная)

Воспитатель:- А если ты в этой одежде выйдешь на улицу тебе будет хорошо,удобно? Саша выберет ткань для одежды в которой будет комфортно на улице. Опять мы выдвигаем предположение, что комфортная температура для всех разная.Эту гипотезу надо тоже научно проверить!

 Гипотеза воспитателя и детей: такая температура комфортна для тех, кто привык жить и находиться в помещении, а для тех живых существ, которые живут на улице, в воде, на севере или, наоборот, в жарких странах не подойдёт. Для них комфортная температура будет иной.

 - Предлагаю  подобрать для рыбки комфортную температуру.

 1) Нальём в стакан холодную воду, измерим её температуру.

(4-ый ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).

2) - Нальём в другой стакан горячую воду, измерим её температуру.

(5-й ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).

3) - Смешаем воду и попробуем путем измерений подобрать комфортную температуру для рыбки.

(6-ой ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод совместный:

Комфортная температура для всех разная.

-Вам понравилось у Наураши?

-Что делали?( измеряли температуру)

-Что такое комфортная температура?

-А для чего нам необходимо знать температуру и особенно комфортную (одеваться правильно, чтобы не заболеть, для растений и животных создавать правильную температуру).

-А теперь ребята нам пора возвращаться(встаём в круг и снова дуем).

 Рефлексия

Ребята я предлагаю вам отметить на магнитной доске: смайл легко и трудно.

  Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне понравилось , как Вы сегодня отвечали на вопросы, проводили опыты. Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории. В мире столько всего интересного.

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 
«Экспериментируйте с детьми дома!»

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

      Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

     Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.

   Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

   Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

   Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

  С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

   Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Успехов вам,

уважаемые родители!



Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Улыбка»

Конспект НОД по теме:

«Свет»

Автор: Дмитриева Елена Петровна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Тихвин

2019г

Конспект занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» в старшей группе "Золушка".

.Тема: «Свет»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

ООД: Исследование объектов живой и неживой природы,

Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

 Цель: опытно-экспериментальным путём определить понятие  «свет» и доказать, зависимость развития растений от освещённости, используя учебный модуль «Свет».

Задачи:

Обучающие: формировать умения находить причинно-следственные связи, выдвигать гипотезу, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать. Познакомить с понятием "фотоны",   развивать интерес к явлениям неживой природы.  

Развивающие: развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы.

Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с приборами в лаборатории, культуры совместной деятельности, формирование навыка сотрудничества.

Словарь: "фотоны", «освещённость»,»светофильтры».

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты:

личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные: освоение алгоритма работы, формулирование проблемы

совместно с воспитателем;

познавательные: формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура»;

коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.

Предварительная работа:  наблюдение за продолжительностью дня, искусственным освещением.

Оборудование: учебный модуль «Свет», картинки с изображением естественных и искусственных источников света; лук, росший в розных условиях освещённости: на окне  и в коробке  

Ход:

Дети заняты свободной деятельностью. Воспитатель обращает внимание детей:

-Дети, смотрите, что это у нас в группе появилось?

Дети:-Это посылка от Наураши!

Воспитатель:-Интересно, что же нам прислал Наураша? Хотите узнать?

Дети:-Да.

Воспитатель:-Так открывайте же скорее и посмотрим!(коробочка закрыта и не открывается).Как же нам посмотреть, что там?

Предположения детей: срезать скотч на крышке и открыть, посмотреть в отверстие на крышке.

Воспитатель:-Хорошо, посмотри Егор, что ты увидел в отверстие?(ничего, так как в коробочке темно)

Воспитатель:-А как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть всё-таки что же находится в коробке?

Предположения детей:-Надо посветить фонариком в отверстие и увидим, что там находится.

Воспитатель светит фонариком и дети смотрят в отверстие.

Дети:-В коробке находится солнце(игрушка)

Воспитатель ( достаёт из коробки солнце):-Зачем же Наураша нам прислал солнце? Как вы думаете, о чём он нам хочет рассказать?

Предположения детей(о солнце ,о фонарике, о том ,что мы не можем жить без солнца)

Воспитатель:-Как вы думаете, ребята, а если бы не было солнца,   то что бы было?( не было бы жизни на земле, было бы темно, мы бы ничего не видели ).

Воспитатель:-Наураша нам хочет рассказать о свете. Мне так интересно узнать, что же такое свет! Вы можете назвать источники света?

Дети называют: солнце ,лампочка ,луна, звёзды ,фары.

Воспитатель:- Вы правильно назвали источники света,(показывает на магнитной доске картинки с изображением солнца, луны, молнии, звёзд, фар, фонарь).Помогите мне ребята разобраться, где же картинки с искусственным источником света, а где с естественным, природным.

Дети выполняют задание, воспитатель просит обосновать свой выбор.

Воспитатель:-Вы правильно определили, где какой источник света,а вот что же такое свет, я думаю нам без Наураши не разобраться. Поспешим к нему в лабораторию.

Дети встают в круг и делают выдох, как будто надувают шар.

Воспитатель:-вот мы и оказались в лаборатории. Вспомните правила поведения в лаборатории.(воспитатель на магнитной доске располагает смайлы-обозначения).

Цифровая лаборатория Наураши. Знакомит с понятием "свет". Обьяснение.

Опыт с датчиком: измерение силы света в комнате, сила света фонарика. Вывод: сила света зависит от источника света.(Обратить внимание детей на изменение показаний на шкале в лаборатории).

Обьяснение Наураши:"Почему мы видим предметы"."Почему экран светится"

Опыт на определение свойств света:проникает через стекло прозрачное и меняется сила света, если прозрачное стекло заменить на тёмное.Вывод:чем темнее стекло, тем меньше проникает свет.

Физминутка.

В группе дружно мы живём (дети берутся за руки)

Вместе учимся, растём (ладошки сложены перед собой как книга, руки вверх.    потянуться)

Узнаём о всём на свете-(руками обвести в воздухе круг)

Любознательные дети.(дети берутся за руки)

Воспитатель:-Интересно нам Наураша рассказал про свет, И опыт интересный со светофильтрами. А как вы думаете ,если бы окна в садике были бы такие, было бы хорошо( технология ТРИЗ),плохо?

Вы сказали, что плохо бы росли цветы. Посмотрим что же стало с луковицей, которая росла в темноте и сравним её с луковицей, растущей на подоконнике.(заранее организованный опыт)

Дети делают вывод о том, что без света растение не развивается, свет является важным условием для роста растений и всего живого.

Воспитатель:-к сожалению нам пора возвращаться в сад. Дети также имитируют надувание шара.

Воспитатель:-Вам интересно было у Наураши в лаборатории? Что вы узнали нового? Наураша нас обязательно пригласит в лабораторию ещё-ведь вокруг так много интересного. Молодцы, ребята! Мне понравилось , как Вы сегодня отвечали на вопросы, проводили опыты. Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогической практики в детском саду

Компьютер - специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе детского сада он представлен в качестве современного средства деятельности ...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка тематического родительского собрания для родителей учащихся 7-8 классов, направленного на профилактику негативного рискованного поведения подростков «ДОРОГА К ЖИЗНИ»

Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Без...

Методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик "Венки - один лучше другого", 2018-2019 уч.г.

Костицина Елена Михайловна является автором дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Сам себе дизайнер». Программа реализуетс...

«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»

В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом....