Развитие ИКТ –компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории.
статья

Григорьева Юлия Евгеньевна

Анализ интернет-ресурсов для организации проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ИКТ –компетенции обучающихся в процессе организации проектной  деятельности при изучении курсов истории.

Школьник самостоятельно инициирует проекты, активно включается в «исследовательскую» деятельность, на высоком уровне владеет ИКТ, - словом, демонстрирует готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Педагог при таком подходе, учитывая индивидуальные особенности ребенка, выстраивает образовательный маршрут и стимулирует указанную выше познавательную активность, создавая развивающую социальную среду.

 Так звучит одна из ключевых особенностей федерального государственного стандарта основного общего образования, переход к которому начался в 2010 г. На сегодняшний день новая архитектура образования приобретает очертания в виде цифровой образовательной среды, т.е. цифровые учебники, образовательные медиа ресурсы, приложения и сервисы для обучения выстраиваются в индивидуальную образовательную траекторию, эффективность которой строится на анализе больших данных.

Поэтому большую роль и для учащихся и для педагогов, как мы знаем, играют новые образовательные технологии. Еще  в 2010 году Министерство образования и науки РФ обозначило, что одной из новых технологий, тесно связанной с активизацией познавательного интереса и реализации системно-деятельностного подхода в обучении, является информационно-коммуникационная технологии. Использование ИКТ-ресурсов для решения разнообразных познавательных, практических и др. задач по всем изучаемым предметам, овладение инструментами ИКТ, обеспечивают формирование у обучающихся необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, закладывают основу успешной учебной деятельности в школе. Освоение ИКТ-компетентности в рамках одного предмета формирует и метапредметную ИКТ-компетентность.

Законодательно сегодня закреплены следующие позиции, связанные с применением информационно-коммуникационными технологиями:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ декларирует, что с 1 января 2015 года в России можно издавать учебники, для которых есть электронная версия. Федеральный государственный стандарт основного общего и общего среднего образования декларирует: «Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам…».  Таким образом, обучающимся предоставляются более широкие возможности при получении образования. Это может быть электронный учебник, учебник на бумажном носителе или комбинация в ходе урока традиционного учебника с электронной формой учебника, или дополнительными мультимедийными файлами. Это требование приводит к тому, что педагогический работник должен не только знать законодательство РФ в контексте применения мультимедийных технологий в образовании, четко представлять всю доступную линейку электронных ресурсов, доступных для обучения, а так же владеть навыками анализа, экспертизы и отбора электронных образовательных ресурсов для повышения результатов и качества образовательного процесса.
  2. Ст.13, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -  при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
  3. Ст.16 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линии связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Результатом внедрения новых технологий должны стать представленные проекты учащихся, заканчивающих основное общее образование.

В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе.  Эти тенденции затрагивают весь мир не только в области образования, но и в других областях. Российская федерация не стала исключением из этих процессов. В 2016 году запущен проект «Электронная школа России», основой которого стали видео-уроки. Однако,  современные компьютерные технологии могут обеспечить такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. Такие технологии давно используются в различных развлекательных отраслях (например, кинотеатры с эффектом присутствия). Но в образовании подобные технологии еще только начинают развиваться.  Однако исследования показывают, что при комбинированном воздействии на обучающегося (зрение, слух, осязание и пр.), а также вовлечение в активные действия доля усвоения учебного материала может составить до 75% . Обучающие мультимедийные программы имеют очень широкий спектр применения: это и возможности группового обучения, в мини-группах, индивидуальная траектория обучающегося.  По отношению  к пользователю также появляются широкие возможности, невозможные в реальном времени в процессе обучения. Обучающийся, при освоении учебного материала может выставить как скорость освоения нового материала, так и объем, и степень трудности. Понятно, что обучающиеся имеют тенденцию к облегчению процесса получения знаний и чаще всего выбирают более легкие задания.  Несмотря на это, градация трудности заданий и выбора задний позволяет в первую очередь учителю корректировать индивидуальные образовательные траектории каждого обучающегося, развивать их зоны ближайшего развития.

Следует помнить, что при всех преимуществах использования ИКТ на уроках, перед учителем стоит очень трудоемкая задача – либо создание

собственной образовательной платформы в интернете и самостоятельное наполнение контента (содержания платформы) различными заданиями. Либо поиск и сбор интересных заданий на различных сайтах, форумах и конструкторах. И то и другое – весьма затруднительно в условиях загруженности учителя.  Но при грамотном подборе мультимедийных средств обучения (платформ, сайтов, программ) и составлении заданий различного типа, уровня и сложности роль преподавателя значительно изменяется. Очень часто говорят о том, что преподаватель на уроке становится не передатчиком знаний, а консультантом. Часто это понимается учителями так: дать задание ученикам, а дальше они должны справляться сами. Такое представление в корне неверно. Для того, чтобы дать задание, необходимо очень четко представлять себе, какие результаты обучения будут получены в ходе его выполнения. Соответственно, появляются цели и задачи каждого задания, которые складываются в смысловой блок знаний. При наличии целей и результатов задания учитель уже не может оставаться лишь пассивным наблюдателем образовательного процесса – иногда необходимо скорректировать  ход задания, направить или подсказать обучающемуся с чего начинать поиск и какую «дорожку» выбрать.

Организация учебного процесса с помощью мультимедийных технологий подразумевает использование специальных программных продуктов, среди которых можно назвать:

-образовательные виртуальные платформы

- электронные учебники;

-цифровая копия учебника;

-Электронные образовательные ресурсы (ЭОР или ЦОР);

Электронные формы учебника (ЭФУ)

- обучающие и тестирующие программы;

- Виртуальные доски

 - Интерактивные конструкторы, плакаты

- презентации.

Виды медиаресурсов, в помощь учителю:

  1. 1С: Образование 5. школа

Курс материалов по всем предметам. Комплект материалов от известного разработчика представляет собой пакет материалов с авторскими курсами по различным школьным предметам. Содержит в себе также мультимедийный контент, контрольные вопросы и задания.  Особенность – платный он-лайн доступ или заказ на дисках (тоже платный).

  1. Проект Arzamas — это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию. Это один из наиболее быстро развивающихся образовательных проектов. Однако, чтобы встроить материалы проекта в урок учителю придется приложить немного времени и сил.  В структуре проекта Арзамас есть различные курсы по литературе, истории, искусству, истории искусств. Каждый курс состоит из нескольких 15-минутных видеолекций (эпизодов), а также разнообразных материалов — статей, фотогалерей, карт, словарей, тестов, игр и т. д., которые дополнительно раскрывают тему курса. 

3. Мультимедийные технологии к урокам может создавать сам учитель, с помощью специальных конструкторов. Одним из таких конструкторов является LearningApps.org. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

4. Kahoot – конструктор  для создания интерактивных заданий.

Kahoot – это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Эта программа может эффективно использоваться в дидактических целях. Школьники могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетов, ноутбуков, смартфонов. Т.е. с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

  1. Инфографика – новая форма подачи материала. Можно использовать сервисы на выбор - Piktochart либо Easel.ly. Оба  сервиса относительно равнозначны по возможностям.

Современная интеллектуальная культура играет немалую роль в образовании ХХI века. Еще 2-3 десятилетия назад лишь узкие профессионалы работали с такими понятиями как: проект и проектная деятельность, рефлексия, системно-деятельностный подход и т.д. Сейчас учитель обязан владеть современным методологическим аппаратом; учащиеся в процессе обучения также осваивают методологическую культуру. Прежде всего это различные рефлексивные технологии, позволяющие видеть основания позиций, поступков, действий исторических деятелей и историков-исследователей, анализировать исторические и познавательные ситуации, исторические тексты и документы.

В текстах, посвященных проблемам исторического познания, обычно смешаны две "истории" - сама история как объект исследования и знание об этом объекте (см схема двойного знания). Часть философов и методологов истории работают с "наукой"(вопросы о структуре, методах, построении ист.знания), часть - с историей как объектом (понятия истории, прошлого - настоящего - будущего, проблема человека в истории и др.), иногда - и в том и в другом пространстве, однако  не обозначают, какая история имеется в виду.

        Проблемы самоопределения человека в истории, роли истории и исторического образования в обществе и государстве, формирования исторического самосознания т.п. – можно рассматривать через призму общественной, социальной функции исторического знания. Вопросы, касающиеся достоверности источников, методов исторического исследования, комплекса проблем, связанных с «объективностью» истории, - это уже рамка иной, научной, функции исторического знания.

        Итак, по сфере «употребления»  историческое знание можно рассматривать как научное и как прикладное.  В чем смысл такого различения?

        Данное различение задает типологизацию исторического знания: прикладной тип знания позволяет рассматривать вопросы человекосоразмерности исторического знания, его влияния на деятельность, взаимосвязи с общественными процессами и изменениями; научный тип – проблемы структуры исторического знания и методов познания, генезиса, взаимодействия с другими науками. Тот или иной аналитический контекст задает сам объект «история», и таких объектов может быть несколько.

 Владение историческим аппаратом – работа с причинно-следственными связями, социологическими категориями, используемыми в исторических исследованиях, в том числе и в рамках учебной деятельности в школе, свидетельствует о высоком уровне работы на уроках истории. Хороший материал для проверки сформированности таких компетенций выступают учебные  и учебно-исследовательские проекты.

Объект «история»  в прикладном смысле рассматривается как общественная практика, деятельность, где происходит самоопределение человека, действуют политики, государственные деятели, строится будущее; это практикориентированное знание, где присутствуют нравственные категории и оценки, личностное отношение к событиям и деятелям истории (такое знание необходимо прежде всего для построения оснований своих действий в экстремальных ситуациях (война, социальный конфликт) или принятия решения о судьбе памятников, отдельных городов, исторических мест и т.п.). Законы, схемы устройства этой практики, описания ее структурных единиц, необходимые для проектирования, для организации и обустройства социума также относятся к прикладному типу, это знание представляет собой технологические основания для деятельности (например, позволяет построить учебный предмет, связанный с историей, или использовать стратегический план того или исторического деятеля). Прикладной тип исторического знания особенно значим для учебных проектов по истории. (слайд 9)

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но также эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

Естественно, это требует от руководителя проекта постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя.

В рамках ИКТ компетенций в нашей школе реализуется широкий спектр возможностей, который можно рассматривать в качестве формы персонального проекта:  более глубокое исследование одной из учебных тем по какому-нибудь предмету; поиск, подбор материалов, их оформление в виде презентации по заданию учителя-предметника для одного из уроков; создание слайд-фильма по одной из учебных тем школьного курса; исследование проблемы с использованием мультимедийной техники, т.п.; проектная работа по определенной теме (литературная, социальная, философская, антропологическая, научно-фантастическая и так далее), выполненная с использованием цифровых образовательных ресурсов, включая материалы Интернета; собственный научный эксперимент, заснятый на видеокамеру; создание web-странички по интересам на сайте школы.

Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы, а значит, будут и темы для продолжения разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики» 10.02.14

статья содержит рекомендации по применению различных пед.технологий в преподавании математики...

статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...

«Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ».15.10.15

 Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образов...

Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе обучения биологии

Доклад на окружной научно-практической конференции "Профессиональная компетентность педагогического работника - основа профессионального стандарта педагога"...

Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...