Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"
статья

Гумарова Лариса Васильевна

Преподавание ИЗО в школе должен помо­гать детям познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Поэтому учитель должен заботиться, чтобы не было одностороннего воспи­тания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей дей­ствительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства основа развития познавательной активности учащихся

  Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью    готовить всесторонне развитых, образованных членов общества,способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

   Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1.  Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный
    вкус.
  2.  Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, развивать пространственное
    мышление, а также образное представление и воображение.
  3.  Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека,
    научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.
  4.  Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.
  5.  Развить творческие способности учащихся, креативность.
  6.  Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства, прививая тем самым интерес и любовь к изобразительной деятельности.

  7. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

Преподавание ИЗО в школе должен помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Поэтому учитель должен заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии.

Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству надо учитывать не только возраст детей, но и их психологические и творческие способности. И чтобы достичь данной цели художественная деятельность школьников на уроках ИО  должна находить разнообразные  формы выражения:

*изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

 *декоративная и конструктивная работа;

*дизайн;

*восприятие явлений действительности и произведений искусства;

*обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

* изучение художественного наследия;

*подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    *прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.  Исходя из этого уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.

      Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока ИЗО  является органичной частью художественной педагогики.

    Урок изобразительного искусства может быть представлен в жанре

*урока - путешествия, 

*урока - прогулки,

* урока – спектакля,

* урока – викторины,

* урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью.

 Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На таких  уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.  

                                                  Примеры проведения уроков

Урок – прогулка/путешествие.

 Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во - время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям.

Урок – репортаж из музея, с выставки.

Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке,  музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, презентацией, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Урок – панорама.

Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.

Урок – спектакль можно провести при работе с детьми по теме кукольного театра, где учащиеся сами изготавливают кукол, сцену, афишу и т. д., и потом обыгрывают все это.

Урок – викторина.

 На таком уроке учащиеся  разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы.

На уроках импровизации, ролевой или деловой игры учащиеся становятся

участниками происходящих событий в картинах художников, скульптурах или изучении нового материала.

Уже давно на практике доказано, что любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей.

На подготовительном этапе в проектной деятельности  на уроках ИЗО я часто использую ролевую игру.    Ролевая игра – это учебная, речевая, игровая и художественно-творческая деятельность одновременно. С моей позиции она рассматривается как форма организации учебного процесса, как одна из подготовительных творческого проекта.

    На уроках, обобщающих знания учащихся по теме «Изонить» в 4 классах по предмету «ИЗО и художественный труд», я провожу ролевую игру «Заказчик-мастер-заказчик». Роль заказчика может сыграть один из учеников. В начале первого урока он объясняет, что ему, как директору музея, необходимо открыть экспозицию художественных промыслов народов Англии, для чего он собирается посетить ярмарку и там приобрести образцы изделия в технике «Изонить». Я предлагаю учащимся принять участие в ярмарке, вспомнить историю возникновения данного промысла, технику изготовления, и, подобно мастерам изготовить изделия. Чтобы изделия были разнообразны, каждый ученик вначале  своей  работы  создаёт  свой  собственный мини-проект (работа выполняется по строго установленной структуре метода проекта).   D:\техника ИЗОНИТЬ\изонить\untitled.bmp

        С большим удовольствием ребята 5 классов на уроках ИЗО выполняют творческие  проекты по теме «Декоративное народное искусство».G:\изо фото\DSC01879.JPGG:\изо фото\Копия DSC01891.JPG

В конце любого выполнения творческого проекта на доске появляется красочная надпись «Ярмарка» и работы выставляются на всеобщее обозрение (крепятся к классной доске). Ученик или учитель, играющий роль директора музея, при выборе изделия объясняет, почему он выбрал ту или иную работу. Ученики же, исполняющие роль мастеров, нахваливают свой товар, раскрывая его художественные достоинства. Выбранные работы помещаются под стекло  в рамки и   оставляются для выставки в классе на долгое время как образцы лучших работ по данной теме. 

    Коллективная деятельность при выполнении творческого проекта очень близка к имитационно-ролевой игре, которая помогает не только освоить изобразительные умения и навыки, но и развить культуру общения и обогатить эмоциональную сферу учащихся, включавшихся в игру-уподобление. В процессе такой игры осваиваются различные формы сотрудничества, развивается способность к согласованным действиям, формирует готовность к дискуссии и совместному решению задач, требующих согласования разных точек зрения. Учащиеся, объединившие свои усилия с целью выполнить коллективный творческий проект, незаметно для себя начинают совместную деятельность с обсуждения темы или композиции будущей работы, подбора  материалов, выбора техники и последовательности её выполнения. Конечно же, в группе выделяются пассивные и активные, ведущие и ведомые. Складывается статусно-ролевая структура поведения. В этот момент учащиеся уподобляются творческой группе, имитируя производственные отношения взрослых, играя роль начальников, ведущих специалистов, ремесленников, критиков и т.д. В итоге совместной деятельности найдется ученик, который будет играть роль представителя творческого коллектива, отстаивать коллективную идею произведения и защищать результат совместной проектной деятельности.

D:\мамино\архитектура\P1040112.JPGD:\мамино\разное фото\фото из кабинета-2\P1000646.JPG D:\мамино\архитектура\P1040108.JPG

 Вывод можно сделать только один, что главная задача таких уроков – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...