Индивидуальная программа саморазвития
рабочая программа

Тема самообразования: организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7»

Индивидуальная программа саморазвития

Саблиной Ольги Николаевны, учителя-логопеда

Сургутский район

2018г

Пояснительная записка

«...Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование  во всех областях!.. 
Только те знания прочны и ценны, которые  вы добыли
сами, побуждаемые собственной страстью. 
Всякое  знание должно быть открытием, 
которое вы сделали сами".
                                                                                     
К. ИЧуковский

       Система образования в России на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой для реализации на практике основных нововведений.

     Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, реализовывать  педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

  Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

    Логопедическая практика свидетельствует, что эффективность в реализации любой образовательной  программы зависти от профессиональной компетентности  учителя-логопеда.

 

 Раскроем содержание основных понятий.

      Вопросы профессиональной компетентности и компетенций  рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки   различны.

      По мнению исследователя  Г. Селевко,  компетенция – это сочетание знаний, умений и навыков, которые позволяют справиться с поставленными профессиональными задачами;   компетентность -  это интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Требования к кадровым условиям реализации Программы) указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми  для создания условий развития детей».

    Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.  (Профессиональный стандарт  « Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»).

   Педагогическая компетентность учителя-логопеда - гармоничное сочетание знаний в области логопедии и смежных дисциплин, методики реализации направлений профессиональной деятельности, а также умений и навыков педагогического общения, развития и саморазвития личности.  

       Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его, как специалиста, от других педагогов.

   

      Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда  можно представить через совокупность следующих его компетенций:

Наименование компетенции

Характеристика

Общепедагогическая

Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации  педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности.

Специальная

Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями.

Технологическая

Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности.

Коммуникативная

Установление правильных взаимоотношений с воспитанниками; их законными представителями; владение приемами профессионального общения с коллегами.

Рефлексивная

Регулятор  личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию, самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию)

Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно,   ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.

  Современная система образования требует от учителя-логопеда постоянного совершенствования знаний.  

     Система непрерывного повышения квалификации педагогов  школы предполагает разные формы:

- обучение на курсах,

- самообразование,

- участие в методической работе детского сада, района, города.

  В период между курсами необходимо   самообразование, которое расширяет и углубляет знания, полученные в курсовой период, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

    Учёные утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут  утрачивать  свою актуальность.

   Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что  постоянное самообразование  является определяющим критерием, который поможет педагогу не «отстать от поезда современности».

                 Познакомимся с некоторыми терминами самообразования.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учётом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, познавательная деятельность, направленная на достижение определённых и (или) общественно значимых образовательных целей.

    Самообразование может рассматриваться в нескольких направлениях. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях  практикуется самообразование профессиональное перспективное.

Самообразование профессиональное перспективное – один из видов самообразования педагога, который в течение длительного времени (не менее года) проводит работу над определённой психолого-педагогической или методической  проблемой, выявленной в результате педагогического самоанализа и осознанной в качестве необходимой для глубокого изучения.        

Основными критериями самообразования педагогов являются:

- эффективность профессиональной педагогической деятельности,

- творческий рост педагогов,

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Среди мотивов самообразования можно выделить следующие:

- мотив успеха, преодоления профессиональных затруднений,

- мотив, направленный на улучшение материального благополучия,

- мотив профессионального признания,

- карьерный мотив и другое.

    Самообразование  помогает учителям-логопедам  справиться с трудностями, встречающимися в педагогической практике или решать новые задачи.

     Любая деятельность предполагает создание  продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя-логопеда  обязателен   список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов:

- разработка методических пособий, программ;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и показ непосредственно образовательной деятельности по собственным, новаторским технологиям;

- проведение семинаров, конференций, обобщение опыта и другое.

     По окончании работы над темой  педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями.

       В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует учитель-логопед, тем больше эффект от его работы. Но,  ни какой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

     Общеизвестно, что только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно получены, обдуманы и пережиты. А это возможно только в результате самообразования.

  Самообразование является основой профессиональной компетентности   учителя-логопеда

Индивидуальный план  профессионального      самообразования учителя-логопеда

Саблиной Ольги Николаевны

на 2018-2023годы

                Тема самообразования: Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

          Цели профессионального развития:

  • изучить и проанализировать  нейропсихологические особенности  речевых нарушений  детей-логопатов;    
  •         изучить основные учебно-методические и информационно - методические ресурсы для эффективного взаимодействия учителя-логопеда

с родителями детей-логопатов;

  •         получить дополнительное профессиональное образование  по изучению  особенностей  развития детей  с ОВЗ.
  •         совершенствовать и систематизировать   контрольно-диагностические материалы  в коррекционной работе;                
  •         обобщать и распространять педагогический опыт работы (школьный, районный, региональный, федеральный уровни);

1.Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

1.Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. (Проект разработан под руководством академика РАО А.А.Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М.Кондакова). //Учительская газета.-2009.- №11.-с.17

2.Отличительная особенность

нового Стандарта.

Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования/  М. М. Белоброва. (Работаем со школьниками).-(Методика коррекционной работы)// Логопед.-2011.№4-Библлиогр.: с.80Выявление, отбор, устройство в образовательное учреждение и курирование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья/ Артюшенко Н.П.// Школьный логопед.-2007. - №6. – с.64-67

Современный логопедический урок/ под ред. Е.А. Лапп  Н.Г. Фролова В. Учитель, 2011

4.Современные технологии логопедической работы с детьми

Методика по преодолению нарушений устной и письменной речи Козыревой Л.М.

Методика развивающего обучения чтению и письму Глинка Г.А.

Методика устранения различных форм дисграфии Мазановой Е.В.

  Нейролингвистические основы нарушений речи//Методика З.В.Поливара//

Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития.

Нейролингвистическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников //под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой.//

Обучаем писать и читать без ошибок//А.В. Ястребова,Т.П.Бессонова

Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях.//Е.А.Екжанова,О.А.Фроликова//

Бланковые методики //Е.В.Кузьмина//

Пишу без ошибок .Русский язык с нейропсихологом// А.Е.Соболева.Е.Н. Емельянова//

Дисграфия, дислексия: технология преодоления//И.Н.Садовникова//

5.Курсы повышения квалификации

«Педагогическая конфликтология : инновационные формы работы с семьёй»

«Организация работы с обучающимися с ОВЗ»

«Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения»

2.Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного образовательного процесса

в рамках коррекционно-развивающих занятий

Задачи или содержание деятельности

Форма представления результатов

работы

Разработать рабочие программы  коррекционно-развивающих занятий

Корректировка и уточнение рабочих программ по коррекционно-развивающим занятиям

Рабочие программы

Разработать контрольно-измерительные материалы к коррекционно-развивающим занятиям

Корректировка и уточнение проверочных работ

Мониторинг

Составить план работы учителя-логопеда

Разработать план по взаимодействию с родителями детей-логопатов

 План  работы с родителями

Разработать и реализовать план недели службы  психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Проекты

Пройти курсы повышения квалификации:

«Педагогическая конфликтология: инновационные формы работы с семьёй»;

«Особенности организации  инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».

«Курсы по обновлённым ФГОС НОО и ООО».

Использовать материалы курсов при планировании  и применять в методической работе.

Литература:

1.  Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Южно-Уральское кн. изд-во, 2004

2. Жукатинская Е. Н. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей.- Липецк: ЛГПУ, 2007, - Вып. 4                                                                                                                        

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога  на 2013-2017 гг....

Индивидуальная программа профессионального саморазвития

Индивидуальная программа профессионального саморазвития учителя....

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА на 2016-2021годы»

laquo;ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА на 2016-2021годы»...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Данная программа предполагает траекторию профессионального развития в течение 5 лет....

Индивидуальная программа саморазвития педагога на 2021-2026 учебный год

Индивидуальная программа саморазвития педагога на 2021-2026 учебный год...

ПРОГРАММА индивидуального профессионального саморазвития педагога

ПРОГРАММА индивидуального профессионального саморазвития педагога...