Доклад "Применение элементов дистанционного обучения при подготовке обучающихся предметным олимпиадам"
материал

Доклад "Применение элементов дистанционного обучения при подготовке обучающихся предметным олимпиадам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов дистанционного обучения при подготовке обучающихся предметным олимпиадам

Ни для кого не секрет, что студент - призер, а  тем более победитель разных уровней предметной олимпиады  является гордостью каждого преподавателя. Чтобы ученик, действительно, набирал знания и умения, не стоит забывать о том, что работа по подготовке к предметным олимпиадам любого уровня - это работа систематическая, ежедневная, непрекращающаяся, разноплановая. И сразу перед преподавателем встает вопрос: как же  наиболее продуктивно организовать подготовительный этап?

Знакомство с опытом коллег  на просторах Интернета, позволило апробировать идею использования информатике на очных занятиях мы используем бумажные тетради, а для работы дома (заочно) применяем электронные, причем прошу студенитов, чтобы они уделяли в день хотя бы 15-20 минут свободного времени, все равно ежедневно  заходят в Интернет. Пусть формируется привычка: зашел в Интернет - выполнил задание в электронной тетради. К тому же мне довольно легко отследить выполнение работы в электронном варианте, написать свои комментарии, соображения, порой поспорить.

Такая практика позволила  выделить  преимущества организации работы с учениками  с использованием  электронной тетради:

Электронная тетрадь

Бумажная тетрадь

Теоретический материал: размещение большого объема дополнительного материла, ссылок на презентации, видео и другие визуальные материалы; возможность обновления, дополнения, замены информации.

Нет возможности давать под запись большого объема материала, дополнительные листы часто теряются, тетради иногда забывают дома.

Материал для формирования умений и навыков: довольно большая возможность для создания интерактивных заданий, работа с сервисами web 2.0, совместная работа над заданиями

Задания возможно только написать на доске или распечатать на бумажных носителях.

Контроль за выполнением заданий: программа + учитель + др. ученик (пример, тест - проверка: закрашивание ячеек таблицы с правильными ответами)

Учитель или совместная проверка.

Время выполнения заданий: учащийся может выполнять и сдавать свои работы  в любое свободное время

Учащийся может работать в любое свободное время, сдавать свои работы только при личной встрече с учителем.

Обратная связь: ученик может получить ответы на вопросы, комментарии и вести обсуждение по мере выполнения заданий.

Ответы на вопросы, комментарии и обсуждение работ только во время проведения очной консультации.

Что же может входить в электронную тетрадь? Какова её структура?

         

Использование электронных тетрадей при подготовке к разным турам олимпиад способствует активному усвоению как теоретического, так и практического материала.  

        Блок работы над теоретическим материалом не отличается своеобразием: предлагаю ученикам либо составленный мной материал, либо нахожу в Интернете, и тогда даю ссылку на него. Преимущество в том, что материал может быть представлен в различных формах: текст, таблица, презентация, видеоурок. Учащиеся могут использовать его в зависимости от своего психологического типа восприятия информации: визуалы прочитают текст, посмотрят презентацию; аудиалы посмотрят видеозапись и послушают преподавателя.

Ресурсы ЭОР и ЦОР также возможно вставлять в электронные тетради. А вот для того чтобы эта информация была проанализирована, нам на помощь приходят сервисы web 2.0. Например, мы составляем ментальную карту по полученному материалу или тест, который предлагаем пройти другим участникам группы. Все ссылки находятся в электронной тетради ученика: он может в любой время вновь использовать наработанный материал для подготовки к олимпиаде, чтобы восполнить пробелы в своих знаниях.

         Возможность создавать различные интерактивные разноуровневые задания по формированию умений и навыков очень велика. В тетради мы заполняем таблицы, отвечаем на вопросы тестов, создаем  Google-карты, презентации,  рисунки (все это с помощью  ресурсов Google Drive), также в практической чести располагаю ссылки на созданные мной задания на различных сервисах. Учащиеся очень любят, когда им предлагаю задания, созданные на сайте LearningApps.org . Этот сайт позволяет учащимся в игровой форме закрепить полученные знания, ещё он хорош тем, что есть возможность для совместного выполнения заданий. Давно уже заметил, что совместная работа дает больший результат, нежели индивидуальная. Ещё дети пытаются сами создавать свои презентации, которые представляют на обсуждение своим товарищам (комментарии ведутся в режиме онлайн).  Для создания презентаций  используем не только сервис Google, но и, например, Prezi, ещё её называют «летающей презентацией». В тетрадях есть возможность для написания текста, причем учащиеся читают внимательно те комментарии, которые я им даю, и сразу же исправляют или дополняют свои работы. Это намного благоприятнее сказывается на работе ребят, так как работа остается аккуратной, а не испещрена различными моими пометами и исправлениями. В дальнейшем работы распечатываются и складываются в отдельные папки, так собирается материал подготовительного этапа Всероссийской олимпиады.

Главная дидактическая особенность электронной тетради как нового вида дистанционного образовательного ресурса в том, что её можно постоянно совершенствовать, а шаблон использовать с разными поколениями учеников

Полученные знания  на практике в течение всего года проверяем, участвуя в Дистанционных олимпиадах на сайтах «Вот задачка», «Продленка», «Перспектива», «Ломоносов», «Воробьевы горы». Если в первых трех олимпиадах задания не так трудны, и дети их могут выполнить самостоятельно, то олимпиады, представленные МГУ имени М.В. Ломоносова довольно сложны, поэтому некоторые из них разбираем вместе. Времени для этого не всегда удается найти, и вновь на помощь приходят электронные тетради. Я публикую задания, и мы совместно их обдумываем.

           Большое значение при работе с электронными тетрадями имеет характер взаимодействия учителя и ученика, ученика и ученика. Вот именно при такой работе есть возможность преподавателю стать тьютором, консультантом, а порой и соавтором работы студента.

Практика использования электронной тетради позволяет создавать  комфортные условия обучающимся в период  подготовки к турам разных уровней Всероссийской олимпиады по информатике, а сам процесс обучения сделать более современным.

Библиографический список:

  1. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. – М., 2007. – 104 с.
  2. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. – 158 с.
  3. Осиянова О.М. Самостоятельная работа студентов как условие развития исследовательских умений [Электронный ресурс] / О.М. Осиянова, О.В. Андрюшина // www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

Основное содержание работы по подготовке к предметным олимпиадам

Одной из приорететных задач, стоящих перед учителем-это выявление способных,  и одаренных детей, создание условий для их развития. Роль учителя -разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить...

ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)

Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную прогр...

Задачи для определения предметных компетенций по подготовке обучающихся к олимпиадам

Представленные задачи можно использовать как КИМ для для обучающихся и педагогов при подготовке к олимпиадам по физике...

Статья «Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся к урокам химии»

Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения. Цели обучения, содержание, стандарт образования должны быть один...

Подготовка учащихся к соревнованиям с элементами дистанционного обучения в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ

В данной статье рассматривается возможность подготовки учащихся к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница» при переходе на дистанционный формат обу...