Подготовка учащихся к соревнованиям с элементами дистанционного обучения в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ
статья

Пискунова Марьяна

В данной статье рассматривается возможность подготовки учащихся к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница» при переходе на дистанционный формат обучения, а также особенности реализации ДОП по первой помощи в дистанционной форме. Представлен опыт использования дистанционных элементов в программе «Основы военной подготовки» и дальнейшего участия детей в соревнованиях очно. В статье исследуется потенциал дистанционного образования для освоения практикоориентированных программ, а также возможные решения возникающих проблем.

Ключевые слова: первая помощь, дистанционное обучение, дополнительное образование, соревнования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piskunova_statya.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пискунова Марьяна,

 педагог-организатор

ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

«Дистанционная подготовка учащихся к соревнованиям по первой помощи в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ»

Аннотация: в данной статье рассматривается возможность подготовки учащихся к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница» при переходе на дистанционный формат обучения, а также особенности реализации ДОП по первой помощи в дистанционной форме. Представлен опыт использования дистанционных элементов в программе «Основы военной подготовки» и дальнейшего участия детей в соревнованиях очно. В статье исследуется потенциал дистанционного образования для освоения практикоориентированных программ, а также возможные решения возникающих проблем.

Ключевые слова: первая помощь, дистанционное обучение, дополнительное образование, соревнования

Текст статьи

Одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей                                и потребностей. Сейчас, с учетом ситуации в мире, а также развития технологий, эта задача наиболее успешно может быть решена именно с использованием дистанционных элементов в образовании.

Дистанционное образование в современных условиях стало одной                      из распространенных форм реализации образовательного процесса. В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного образования от возможностей, предоставляемых техническими средствами.

Эпидемиологическая ситуация с 2020-го года во многом изменила мир, заставляя социум приспосабливаться к новым условиям существования. В том числе, и образование должно было адаптироваться. Дистанционное обучение стало закономерным ответом на вызовы общества. Система дополнительного образования не стала исключением.

Рассмотрим реализацию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования на примере ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ». Программы «Основы школы безопасности», «Основы военной подготовки» имеют разделы, направленные на освоение знаний и приобретении навыков первой помощи. В среднем в программе на этот раздел отводится четыре учебных часа в году, а полное освоение программы занимает три года. При этом, занятия по первой помощи – практикоориентированные (как и вся программа), ведь для каждого занятия стоит конкретная практическая цель: «научиться накладывать повязку-чепец», «научиться технике транспортной иммобилизации пострадавшего» и т.д.

Во время занятий в традиционной форме, помимо лекций преподавателя, используются видео-отрывки о работе «Скорой помощи», о работе спасателей МЧС, а также обучающие видео, но большую часть теоретического материала обучающиеся берут из вспомогательной литературы или самостоятельно из сети Интернет. Формой контроля служат опросы, тестирования. Практическая часть оценивается отдельно.  

На соревнованиях проверка знаний, умений и навыков по первой помощи проходит тоже в два этапа: теоретическая часть и практическая. При этом, если в дистанционном формате теоретическая часть может быть освоена в полном объеме без особых трудностей, то практическая вызывает вопросы.

Далее в статье рассматривается опыт ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» в адаптации программ дополнительного образования к реалиям дистанционного образования.

Для примера рассматривается программа «Основы военной подготовки. Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить обучаемым комплекс навыков и умений, позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, начальной военной подготовки, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.

При традиционной форме обучения данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Реализуется в течение 3 лет, в объеме 216 часов (72 часа в год). Занятия проводятся в очной форме, в количестве 2 академических часов в неделю. При переходе на дистанционное обучение график занятий и общее количество часов не изменяется.

В дистанционной форме сохраняются главные направления и тематика

программы, но сокращается количество практических занятий по огневой и строевой подготовке, так как их реализация затруднительная в условиях дистанционного обучения. Тем не менее, увеличивается теоретическая часть

материала, затрагиваются темы истории вооруженных сил и вооружения,

даются основы оказания первой помощи, основы гражданской обороны и

чрезвычайных ситуаций, теоретические основы огневой и строевой подготовки, проводятся контрольные и итоговые занятия. Претерпевают изменения практические занятия, задания выполняются индивидуально, а не в парах или группах. Так, накладывание медицинских повязок практикуется на самом себе, а не на товарище, что все равно позволяет понять основы и методику правильного их наложения.

Программа полностью сохраняет свой воспитательный потенциал в условиях дистанционного обучения, выполняя все поставленные задачи.

        Рассмотрим, как именно было реализовано дистанционное освоение раздела «первая помощь» по программе. В дистанционной форме, чтобы не перегружать обучающихся большим количеством информации, которую нужно посмотреть или прочитать, были использованы игровые мобильные технологии, на внедрение которых согласились ученики. «Практическим пособием» по изучению материала стала игра Reanimation inc, в которой обучающиеся могли почувствовать себя в роли работников «Скорой помощи» и выбрать действия, необходимые для оказания первой помощи пострадавшим. Кроме самой игровой реальности в игре используются советы и подсказки, а также теоретический материал и тест, который необходимо сдать перед началом игры на каждом уровне. Так, в игре рассматриваются случаи травм, кровотечений, обмороков, аллергических реакций, утопления, электрических травм, остановки сердца, отравлений и асфиксии. С помощью данной технологии учащиеся усваивали порядок оказания первой помощи и вникали больше в суть последующей медицинской помощи, что мотивировало их интерес к изучению тем.

        Дополнительным материалом для изучения стал видео-канал на видеохостинге YouTube «Жизнь хирурга», на котором есть множество материалов в простой и удобной форме, где нейрохирург рассказывает многие тонкости как медицинской науки, так и первой помощи. Кроме образовательного контента, там содержатся и развлекательные иллюстративные материалы, которые способствуют облегчению усвоения знаний.

        Так, из четырех занятий, отведенных на изучение раздела, первое занятие в дистанционном формате было отведено на определение уровня знаний учеников в тематике, выяснение их интересов и технических возможностей, а также организационных вопросов. Кроме этого, была проведена дискуссия на морально-этическую тему: стоит ли оставлять человека в опасности, если нет навыков оказания первой помощи, в соответствии с принципом «не навреди», или же стоит попытаться что-то сделать, кроме вызова спасательных служб и «Скорой помощи». Живое участие учащихся стало залогом того, что дальше раздел они изучали с большим вовлечением. Примеры из жизни позволили показать эту тему с разных сторон и продемонстрировать ее практическую актуальность.

        На втором занятии в дистанционной форме было выяснено, что обучающиеся воспользовались предложенными им игровыми и видео-ресурсами, было проведено обсуждение результатов, задано много вопросов по теме, также была проведена игра с иллюстративным материалом «Объясни картинку на медицинскую тему», в которой были использованы популярные в интернет-культуре форматы изображений и комиксов. Учащиеся активно принимали участие в игре, по ее окончанию были подведены итоги.

        Дополнительным заданием перед следующим уроком было изучение техники наложения фиксирующих и давящих повязок самостоятельно. Темой урока стала самопомощь при травмах, так как практика в парах или командах была невозможна в дистанционном формате. Как пример для привлечения внимания и актуальности темы была использована история о хирурге, который сам провел себе операцию по удалению аппендикса. Операций проведено не было, но повязки удалось наложить правильно большинству обучающихся. Результаты демонстрировались в формате фотографий, к каждой из них был дан комментарий педагога касательно правильности исполнения и ошибок.

        Последнее занятие в разделе предполагало оценивание образовательных результатов. Вместо классического тестирования было использовано творческое задание с написанием сочинения на заданную тему «Если бы я мог его спасти» с описанием различных опасных для жизни ситуаций. Индивидуализированный подход позволял ученикам чувствовать собственную важность и нести ответственность за жизнь того, кого они спасают. Вторым заданием была работа в группах с использованием отдельных чатов. Ученикам в командах по пять человек нужно было найти все ошибки на изображениях, где демонстрировались действия по оказанию первой помощи, а также составить командный пошаговый алгоритм оказания первой помощи в заданной ситуации. Каждая команда представила свой результат.

        Команда, проходившая обучение по основам первой помощи в дистанционном формате, позже была отправлена на соревнования «Школа безопасности». Можно было видеть, что некоторые затруднения с выполнением практических элементов у учащихся возникали, но это компенсировалось тем, что их работа была слаженной, а схема того, что нужно делать, имелась в голове, как и достаточный для прохождения этапа объем знаний.

        Таким образом, можем сделать вывод, что дистанционный формат обучение в разделе «Первая помощь» хоть и имеет свои недостатки, имеет место быть, в том числе и в качестве подготовки учащихся к соревнованиям.

        Учитывая все еще нестабильную эпидемиологическую обстановку в стране и в мире, прогнозы экспертов, мнения участников образовательного процесса, можно с высокой долей уверенности предполагать, что дистанционная форма обучения в той или иной мере надолго сохранится в образовательном процессе. А это значит, что стоит разрабатывать эта тему в педагогическом сообществе и уделать ей внимание наравне с вопросами, актуальными для традиционной формы обучения.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. – М. : Легион, 2015. – 212 с.
  2. Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XXVI международной научно-методической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. – 628 с.
  3. Балашова, Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения : дисс. ... канд. псих. наук. – М., 2011. - 180 с. : ил.
  4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
  5. Назаренко А.Л. Триада «Учитель-ученик-учебник» в системе дистанционного обучения // Язык и культура. 2008. № 4. – С. 89-95.
  6. Кумохин А. Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. № 4 – С. 304–307.
  7. Ерохова Н.В., Чунин А.И., Бурлака А.В., Троценко А.А. Изучение эффективности дистанционных форм обучения Основам Безопасности Жизнедеятельности в 8-х классах // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. № 1 (103). – С. 131-135.
  8. Айзман Р.И., Королев В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2012. № 7. – 211-215.
  9. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000

 Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся». М.: Просвещение., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"

В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...

Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...

Успешные практики реализации дополнительных общеразвивающих программ ("Теория и практика журналистики")

На протяжении 6 лет автор данной статьи реализует на базе МБУДО "Дом детского творчества" г. Заинск Республики Татарстан свою авторскую программу "Теория и практика журналистики" для обучающихся 14-18...

Мониторинг результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы при переходе на ФГОС

Особенности структуры программы внеурочной деятельности. Анализ личностных и метапредметных критериев и показателей результативности программ внеурочной деятельности. Сравнительная характеристика с до...

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...