Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности
статья по экологии на тему

Трошкина Елена Анатольевна

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом детского творчества" р.п. Духовницкое, представлен отчёт о деятельности обучающихся и материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов ИКТ

в рамках реализации дополнительной образовательной программы

на занятиях кружка «Юный натуралист»

эколого-биологической направленности

Трошкина Е.А.

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

руководитель объединения «Юный натуралист»

Есть лишь один способ заставить

Других следовать за вами, а именно:

Двигаться вперёд быстрее, чем они.

Гораций

В настоящее время термин «информационная технология» употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи, и, отчасти, - бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании письменности и счётов. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь, связано с появлением компьютеров. Моё личное знакомство с компьютером впервые состоялось осенью 2001г и связано оно было с набором текста документа.

Современные информационные и коммуникационные технологии привели к изменениям в образовании. Основная цель использования данных технологий как инновационного подхода в образовании заключена в максимальном развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирования целостной естественно-научной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческого развития личности и познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Информационное общество создало и свои проблемы, в частности, проблему информационной перегруженности обучающихся и проблему ориентирования в избыточном количестве информации. Поэтому эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем и применяем, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.

Информационные технологии в дополнительном образовании актуальны, важны и необходимы, их применение определяется рядом факторов:

  • внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, что существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества от поколения к поколению;
  • современные информационно-коммуникационные технологии повышают качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям;
  • активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, которая отвечает требованиям процесса реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Информационные технологии в дополнительном образовании открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение информационных технологий в дополнительном образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют:

  • повысить качество обучения,
  • создать новые средства воспитательного воздействия,
  • более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Проведение занятия с использованием ИКТ предоставляет возможность педагогу сделать его более ярким и привлекательным.

Применение информационных технологий в процессе обучения воспитанников объединения эколого-биологической направленности, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес к экологии, другим естественным наукам и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей актуальной информации в области эколого-биологических знаний, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Во многом ИКТ обеспечивает наглядным материалом занятия с обучающимися кружка.

В своей работе я использую следующие модели ИКТ:

  • выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
  • компьютерное тестирование;
  • работа с электронными энциклопедиями, виртуальными библиотеками, образовательными порталами и сайтами общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
  • применение анимационных моделей в обучении;
  • применение коллекции видеоряда;
  • участие в интернет-олимпиадах и творческих конкурсах и т.д..  

Однозначно, применение компьютерной техники на занятиях кружка позволяет сделать его привлекательным, более эмоциональным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, выполнять исследовательские и практические, а также   лабораторные работы. Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Остается лишь сожалеть о том, что учреждение дополнительного образования довольно плохо технически укомплектовано (не везде есть компьютерные классы, мульмедиатехника) и многие инновационные средства (интерактивные доски, например) не доступны педагогам дополнительного образования.

Остановлюсь на более конкретной информации.

1.С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint разработан цикл мультимедийных занятий кружка «Юный натуралист» (конечно большим подспорьем является то, что много материала накоплено ещё с учительской деятельности в школе):

  • вводное занятие по экологии, которое не только познакомит детей с этой наукой, но и с помощью красочного оформления и занимательной информации позволит вызвать у детей интерес к предмету. Вначале обучающиеся знакомятся с определением той науки, которую будут изучать на протяжении нескольких лет, далее идет познавательный материал, связанный с изучаемым предметом, затем знакомство с определениями, которые они должны запомнить и краткое закрепление материала с помощью вопросов.
  • занятие по ознакомлению с представителями класса земноводных – лягушками, дан несколько иначе, здесь на всем протяжении знакомства с этими животными помимо большого информационного и иллюстративного материала предлагаются звуковые сигналы, издаваемые малоизвестными представителями данного класса.
  • занятие по теме «Путешествие в Котландию» включает материал, сделанный с помощью цифрового фотоаппарата.
  • занятие по теме «Покрытосеменные» - огромное разнообразие цветковых растений.
  • занятие по теме «Кто всех меньше в классе птиц» можно использовать для изучения разнообразия птиц, а также при проведении внеклассных мероприятий. Оно включает большое количество фактического материала, фотографий, видео и звуковых фрагментов.
  • занятия о здоровом образе жизни «Жизнь одна», «Курить – здоровью вредить!», «Рациональное питание» содержит множество призывов  информационных и наглядных.

Программу PowerPoint можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных карточек при выполнении лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний. Сюда, кроме текстовой информации, могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на занятии выполнить больший объем работы, при этом время занятия используется наиболее эффективно. Карточки можно использовать как для всей группы,  подгруппы, так и для индивидуальной работы.

2.С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPublisher вместе с обучающимися создаём буклеты на самые разные темы эколого-биологической направленности: памятки о сохранении здоровья, о вреде курения, «Лук от семи недуг», «Уход за собаками», «Первая помощь при отравлении веществами бытовой химии», «Птицы Саратовской области» и т.д.

3.Использование информационных технологий в естественнонаучном направлении исследовательской работы школьников.

Актуальность. Современные школьники много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего освоения больше информации, чем ее имеется в учебнике. В системе открытого образования школьники психологически себя чувствуют более уверенно и значимо, так как выполняют задания самостоятельно, без присмотра взрослых. Этот аргумент позволяет им осваивать различные информационные технологии очень быстро, а особенно это важно при исследовательской работе, где от уровня самостоятельности действий зависит успех выполняемого исследования.

         Обучающемуся важно уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить  из них. Все эти качества личности вырабатываются у школьников при работе с компьютером, где происходит обработка данных своих исследований, а также при работе с Интернет сообществами, которые не только предлагают методики исследования, но и вселяют в детей веру в успешное преодоление трудностей. Очень важно, что бы ученик в исследовательской работе чувствовал себя наравне с учителем, понимая, что они оба выполняют общее и очень нужное дело.

Главная цель учебного исследования – это приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности.

Исследовательские работы выполняются по определенным научным методикам. Результат исследования неизвестен заранее, хотя в первую очередь выдвигается гипотеза, которую в ходе исследования следует доказать. Критерием качества исследовательской работы служит: постановка цели, выбор методик, проведение опытов и наличие контроля опыта, анализ результатов и обоснование выводов.

Момент обработки данных - это работа с офисными программами, где обрабатываются большие объемы данных исследования. Создание диаграмм и графиков, презентации своей работы, в этих вопросах дети иногда быстрее ориентируются, чем взрослые, так как чаще работают на компьютере. Все данные заносятся в отдельную электронную папку. Затем производится отбор методик для проведения исследования. В следующей папке подбирается материал, касающийся предмета или явления исследования. Весь материал будет использован для обзора литературы, в которой затронуты вопросы исследования. Удобно в компьютер заносить каждодневные данные по исследованию, описания, даты взятия проб, место проведенной работы. Создается папка с фотодокументами. Такой каталог поможет в работе и решит вопрос систематизации материала. Так создается каталог папок необходимых для проведения анализа литературы и методик проведения исследования. Особое место на заключительном этапе имеет создание презентации, которая покажет цель исследования, задачи, ход исследования и результат. В презентации видно работу автора в сжатой форме, но она дает представление об авторе и его позиции (программа Power Point).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....

Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...