"Итоговая ОД по обучению грамоте в подготовительной группе"
методическая разработка

Игнатова Ольга Геннадьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  «Детский сад «Голубок»

Тема: «Маша идет в школу»

итоговая НОД

(в подготовительной логопедической группе по развитию речи и обучению грамоте)

             Выполнила:

                                       Учитель-логопед

                                                                                             Игнатова Ольга Геннадьевна

2023г.

Коррекционно-образовательные задачи: обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях; расширение и уточнение словаря по теме; совершенствование навыка словообразования; совершенствование навыка анализа предложений; совершенствование навыка слогового анализа слов; совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие восприятия; развитие мелкой и общей моторики; профилактика оптической дисграфии.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудни-

чества, взаимопонимания, доброжелательности; воспитание бережного отношения к предметам, сделанным людьми. Формирование готовности к школе.

Оборудование: компьютерная презентация;; наборы для анализа схем предложения; изображения двух ранцев; предметные картинки, названия которых, состоят из двух и трёх слогов; карточки с изображением элементов букв; наборы для звукового анализа.

  Ход НОД:

— Какое время года изображено на картине? Слайд 1 (осень)

— Ребята, какое важное событие произойдет в вашей жизни осенью? (1 сентября мы пойдем в школу, в первый класс)  Слайд 2 (1 сентября.)

— Давайте поговорим о школе. Чему учат в школе? Каким должен быть ученик? А какой вы представляете свою первую учительницу?

Слайд 3 – отрывок из мультфильма «Маша и медведь» (Маша: – Я тоже хочу учиться!)

— Кто это? А сколько же лет исполнилось Маше, если она собралась в школу?

— Ребята возьмем с собою Машу в школу? (да)

- Давайте же Маше покажем, как мы подготовились к школе.

 (Слайд 4 – Д/и «Собери портфель»)

- Ребята, что это? (портфель). Как вы думаете, портфель нужен в школе? Посмотрим, что же  в него нужно положить (Дети называют предметы, и объясняют для чего он нужен в школе.

Дети:

- Это карандаш. Карандаш нужен для того, чтобы чертить и рисовать.

- Это ручка. Ручка нужна для того чтобы писать.

- Это линейка. Линейка нужна, чтобы чертить прямые линии.

- Это тетрадь. В тетрадях ученики пишут.        

- Это ластик. Ластиком можно стереть неправильно начерченные линии.

- Это пенал. В пенале хранят ручки и карандаши.

- Это точилка. Она нужна для того, чтобы заточить карандаш, если он сломается.

Слайд 5 «Схема предложений»

- Посмотрите, что это изображено на экране?  ( Это схема предложения).

- Что такое предложение? ( Предложение это законченная мысль).

- Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из слов).

- Что нужно сделать, чтобы  из слов получилось предложение? (Слова нужно связать между собой).

Вывод: Предложение это законченная мысль. Все слова в предложении связаны между собой.

а) Подобрать предложение к схеме

- Сейчас  я прочитаю  два предложения, а вам нужно будет выбрать то предложение,  которое подходит к этой схеме.

I предложение: В школе  очень интересно.

II предложение: Дети любят учиться.

 Вопросы:

- Какое предложение подходит к этой схеме:  I или II ? (II).

- Почему? (Потому что во II предложении 3 слова, а в I 4).

- Назови это предложение.

- Какое первое слово?

- Второе?...

- Какие правила написания предложений вы знаете? Почему эти линии обычные, а первая линия с углом? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)        

  Почему в конце схемы точка?  (В конце предложения ставится точка.)

Задание  «Ранец»

Деление слов на слоги.

Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Вы будете по очереди доставать из ранца школьные принадлежности и попробуете разделить это слово на слоги.(дети поочереди достают предметы и делят слова на слоги)

- Ребята, а как нужно относиться к школьным принадлежностям, к мебели в школе, в классе?

(Бережно, аккуратно).

- Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парту, доску, стол, окно,

Книжку, сумку береги,

Не ломай, не мни, не рви!

Слайд 6 «Семейка слов»

- А сейчас вам нужно будет образовать слова одной семейки со словом школа. Смотрите внимательно на экран и отвечайте на вопросы ( на экране картинки: школьники, школьная доска, школьный автобус, школьная столовая, дошкольники).

  • Как называют тех, кто учится в школе? ( школьники).
  • Какая в школе доска? (школьная).
  • Какой автобус привозит школьников в школу? (школьный).
  • Какая в школе столовая? (школьная).
  • Как называют детей, которые ещё не ходят в школу? (Дошкольники).

-  Молодцы! Повторите все слова одной семейки.   (Школа, школьники, школьный, дошкольники).

Слайд 7. «Допиши букву» ( на экране изображены элементы букв)

- Ребята а что это такое? Как вы думаете? (Недописанные буквы)

Послушайте следующее задание. У вас на столах лежат карточки. На карточках спрятались буквы. Вам нужно будет посмотреть внимательно и догадаться, какие буквы спряталась у вас на карточке, а затем допечатать эти буквы. (дети выполняют задание)

Пальчиковая гимнастика  «Скоро в школу мы пойдём»

- Скоро в школу мы пойдём  (указательный и средний пальцы «ходят» по столу)

- И портфель с собой возьмём . (Показывают квадрат руками)

- Книжку, ручку, карандаш   (загибают пальцы)

- Мы в портфель положим наш .(Показывают квадрат руками)

- Будем мы читать, писать ( показывают себе ладони, имитируют письмо)

- И учиться все на пять!  (Поднимают руки, показывают пять пальцев).

Слайд 8. Составить анализ слова  ШКОЛА (на экране написано слово, а под ним пустые клеточки)

- Как вы думаете, какое будет следующее задание?  Что это?

- Сейчас вам нужно будет сделать звуковой анализ слова, а что это за слово, вы догадаетесь сами.

- Теперь нужно каждый звук в слове ШКОЛА обозначить кружочком нужного цвета.

- Какой I звук ? (Ш).

- Расскажи всё об этом звуке. (и так рассказываем про каждую букву)

- Сколько гласных звуков в слове ШКОЛА?

- А сколько согласных? …

- Теперь давайте посчитаем сколько в слове школа букв и сколько звуков?

Слайд 9. Проверяем звукобуквенный анализ

- А сейчас я объявляю переменку! Физминутка с Машей

Слайд 10. Составляем рассказ по серии картинок. Дети идут в школу.

1 сентября все дети идут в школу. Главный в школе – директор, он следить, что бы все было в порядке. В школе работают: повара, уборщики, охранники. Учит детей учитель. На уроке рисования – дети учатся рисовать. На уроке математики учатся решать примеры и задачи. На уроке чтения учатся читать. На уроке письма – писать. На уроке физкультуры прыгать, бегать, скакать. У детей есть школьные принадлежности: ручки, карандаши, учебники, тетрадки... В школе узнают много нового и интересного.

( 2-3 ребенка пересказывают по картинкам)

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Вы показали Маше свои знания, как вы подготовились к школе и узнали немного о школе. Я уверена, что в школе вы будете хорошо учиться, и узнаете еще  много нового и интересного.

 Слайд 11. Я предлагаю  закончить наше занятие песней о школе. «Учат в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"

Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...