Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
статья

Осипова Светлана Николаевна

Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также примеры из классической литературы (Печорин, Базаров), тому подтверждение.

    В последнее время стала актуальной проблема развития самостоятельности мышления молодежи.   Цель современной педагогики – воспитать интеллектуально развитую и нравственно-ориентированную  личность, обладающую  способностью свободно мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_god.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  

    Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также примеры из классической литературы (Печорин, Базаров), тому подтверждение.

    В последнее время стала актуальной проблема развития самостоятельности мышления молодежи.   Цель современной педагогики – воспитать интеллектуально развитую и нравственно-ориентированную  личность, обладающую  способностью свободно мыслить.

    Один из путей развития самостоятельности мышления – сотрудничество. Это может произойти, если привлечь школьников к активному участию в процессе обучения.

  Формы для этой деятельности разнообразны. Постоянный  творческий поиск эффективных методов и средств обучения позволяет придать учебно-познавательной деятельности школьников творческий характер.

    Для самостоятельной работы необходимо отбирать материал, ориентированный на потенциальные возможности ребенка. Содержание и объем также будут влиять на степень самостоятельности ребят. Психологами доказано, что информация, в которой не устанавливаются причинно-следственные связи, снижает активность мыслительных процессов  при самостоятельной работе. Основная причина этого – потеря у школьников веры в возможность преодоления учебных трудностей.

    Один из важных путей развития самостоятельности мышления – средства коммуникации (общения), соотношение этих средств. Средства коммуникации определяются содержанием учебного материала, поставленными целями, а также уровнем подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности.  

     Важный компонент самостоятельной работы  - деятельность и личностные качества самих учащихся. Объем самостоятельной работы зависит от их образовательной и воспитательной готовности. Чем выше готовность, тем   чаще можно прибегать к самостоятельному изучению материала,  самостоятельному  формированию умений и навыков.  Недостаточная организованность многих учащихся, отсутствие у них должной дисциплины, чувства дола, элементарной воспитанности приводят к усилению роли педагога в процессе обучения и, как правило, к уменьшению степени самостоятельности обучаемых.

    Здесь  свою роль должны сыграть профессиональные качества настоящего учителя.

    Добиться желаемых результатов на пути повышения самостоятельности мышления юной личности поможет так называемая система самопрограммирования действия преподавателя и учащихся как оптимальный вариант построения  урока. Э.Ш. Натанзон в своей работе «Приемы педагогического воздействия» писал, что схематично структура самопрограммирования выглядит так:

-постановка перед учащимся познавательной задачи;

-инструктирование учащихся о порядке выполнения заданий;

-повторение учащимися ранее изученного материала;

-восприятие новых знаний и планирование предстоящей работы;

-выполнение учащимися работы на основе  своих познавательных возможностей, жизненного опыта;

 - контроль преподавателем качества выполненных заданий;

-организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе самопрограммирования;

-проверка знаний и умений учащихся;

-подбор преподавателем последующих заданий по самопрограммированию в соответствии  с познавательными возможностями учащихся.  

  Мощным средством развития самостоятельности мышления является творчество. Можно смело сказать, что творческий потенциал личности – это основа развития самостоятельности мышления. Творческая личность, как правило, более целеустремленна. Ее познавательная активность всегда на пике. Такая активность любознательна, активна. Восприятие мира у творческого человека всегда происходит через призму выводов, уже сделанных им в процессе самостоятельности познания мира. Такой человек просто предрасположен к независимому мышлению. Из всего этого можно сделать вывод, что восприятие учебного материала у творческой личности всегда будет происходить на эмоциональном уровне.  

 

 В течение ряда лет я проводила  наблюдение – исследование в  ученических группах,  где на занятиях уделялось большое место самостоятельным творческим заданиям. Наблюдая за различными видами самостоятельной работы в процессе учебной деятельности учащихся, я пришла к выводу, что применение на уроках самостоятельных творческих заданий  дало ощутимые результаты: повысилась не только успеваемость, но и качество знаний. Речь ребят при устных ответах стала более грамотной, яркой и образной. Этому способствует самостоятельность мышления школьников, примененная на практике.

    Основы самостоятельности мышления закладываются еше в раннем возрасте в семье. Порой ребенок по тем или иным причинам не умеет или боится самостоятельно мыслить. Это умение  у него необходимо сформировать, начиняя еще в дошкольном возрасте.

   Отсутствие у человека развитой системы самостоятельного мышления имеет  самые негативные последствия. Неумение или нежелание человека взять на себя ответственность  сформирует такие пороки, как эгоизм, желание прожить за чужой счет, неумение противостоять жизненным  трудностям.

  Развитая система самостоятельности мышления повышает самооценку человека, позволяет ему в последствии быть более активным и принимать правильные решения.

    Развитие всесторонне развитой, свободной личности, имеющей активную жизненную позицию, сегодня невозможно без воспитания самостоятельно мыслить, самостоятельно приобретать знания и творчески использовать их  в своей профессиональной деятельности. Это одна из первых и главных задач учителя и школы.

    Необходимо убедиться в том, что учащиеся правильно понимают разницу между мыслительными функциями и мыслительными умениями. Практика показывает, что учащиеся довольно редко могут определить смысл таких простых слов, обозначающих мыслительные действия, как анализ, сравнение, сопоставление, аналогии, классификация и систематизация и т.д. В то время учителя часто требуют применять эти понятия, объясняя учебный материал.  

     Приведем       конкретные задания, на примерах   которых можно объяснить смысл каждого из обсуждаемых мыслительных умений. Можно использовать готовые  задания с любым предметным  или интегрированным содержанием. Главное – при выполнении каждого задания добиваться от учеников понимания связи формы задания с требующимся для его  выполнения мыслительным умением.

  1. Поиск закономерностей (найдите лишнее):

-заяц, лев, подосиновик, береза, папоротник;

2. Назвать одним словом (обобщите несколько слов одним понятием или термином):

-дополнение, определение, обстоятельство.

3. Задания на применения логического мышления:

- запишите  про карандаш такие вопросы, на которые вы не знаете ответа, но хотели бы узнать;

- запишите названия трёх правил правописания, в которых надо подобрать проверочные слова;

- выполните математические действия и прочитайте слова:

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + О – ИЛ + ЛЕТ =

ГРО + УЗИ – ОИ + ОВУ – У + ИК =

АВОР + Т + МАК – РОК + ОБ – МА + УС =

ЮСА + МИ + ОЛ – Ю + ЁТ – И =

  Формы подобных  заданий можно привести бесконечно. Их необходимо подбирать  из способностей каждого ученика индивидуально.

   Учащиеся обычно с большим интересом выполняют задания подобного вида, учителю остается роль консультанта при сомнениях ученика  в самооценке.     В качестве домашних заданий можно попросить учащихся придумать подобные задания на развитие мыслительных навыков.  Наиболее интересно, если ученикам удастся интегрировать материал по русскому языку или литературе с  другими учебными предметами. Такие задания, построенные на интеграции содержания традиционных школьных предметов, дают ощутимые результаты в виде роста уровня учебно-познавательной мотивации и на развитие самостоятельности мышления современных школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка ...

Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ           Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...

Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"

   В настоящее время  заказ  общества на образовательные результаты учащихся  формируется  в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...

Участие в областной конференции г.Санкт-Петербург «Современное воспитание: задачи, проблемы, перспективы развития» (Сертификат)

Участие в областной конференции "Современное воспитание: задачи, проблеьы, перспективы развития" (Сертификат)...