Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
опыты и эксперименты

Осипова Светлана Николаевна

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка из задатков высекают талант.

Одаренные дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно  решать современные экономические и социальные задачи. В статье прводится выбор статегии работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2016_god.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор стратегии при работе с одаренными детьми

Осипова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ

   

      Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где  и  

     когда существуют  условия, благоприятные их развития.

                                                                                        Г.В. Плеханов

      Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка из задатков высекают талант.

    Одаренные дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно  решать современные экономические и социальные задачи.

     Очень важно, чтобы родители ребенка относились правильно к особенностям своего ребенка.   Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью вызывает у родителей ребенка тревогу и озабоченность.  Здесь очень важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. Однако не во всех семьях так.  В других семьях одаренность  ребенка воспринимается  как гордость и восхищение.  И  это может со временем  обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.  Одаренные дети особенно чувствительны  к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике.  Все это отразится в детском подсознании.  Поэтому важно учесть гармоничное развитие одаренных детей.

   Гармоничность  в развитии психики одаренного ребенка является относительной редкостью. Чаще сталкиваемся с противоречивым  психическим  развитием таких детей, что порождает серьезные проблемы, влияющие на дальнейшую  реализацию, развитие и становление одаренности.

     Психика одаренных детей  уязвима по следующим причинам:

- бесконечное стремление к большим совершенствам;

-критическое отношение к собственным достижениям, что способствует  развитию низкой самооценки;

 - переживания из-за невозможности достичь поставленных  перед собой целей;

 - сверхчувствительность к разного рода раздражителям и стимулам;

 - конфликтные ситуации в отношениях с другими детьми из-за  удельного внимания взрослых;

- нетерпимость к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.

     Учитель способен вовремя заметить и поддержать одаренного ребенка, помочь родителям в выборе правильной позиции, чтобы ребенок не утратил способность и мотивацию к развитию  и совершенствованию своего дара.

     Это  может быть проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является  началом развития.   Поэтому не надо бояться создания проблемных ситуаций.

     Какие формы обучения приемлемы для работы с одаренными детьми? Выделяются адаптивное и генеративное обучение. Адаптивное обучение заключается в    адаптации и социализации в обществе.  Адаптироваться в обществе необходимо всем, но каждому в определенной мере. Поэтому генеративное обучение, на мой взгляд, более приемлемо при работе с одаренными детьми. Я широко использую такие формы обучения, как предметные олимпиады, погружение в предмет, проектная деятельность.

    Технология генеративного обучения – формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.  В центре такого подхода – применение метода раскрытия, с помощью которой ученик, находясь в роли исследователя, открывает закономерности и связи. При такой работе огромное внимание  уделяется освоению способов поиска информации из разных источников, ее организации и способам представления полученных результатов.

    Я как учитель исхожу  из признания  безусловной ценности  становящейся личности. Для этого необходима реальная, самостоятельная деятельность ученика. Нет деятельности – нет развития. Личностно  ориентированный подход к учащимся в образовательном  процессе  является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он включает сотрудничество, взаимоуважение, взаимопонимание, доброжелательность, тактичность.

    Для стиля отношений «учитель – ученик»  должна быть характерна духовная близость учителя и ученика, заинтересованность в судьбе ученика, оптимистическая вера в ребенка, ожидание  лучших проявлений  его личности. Учитель играет роль направляющего, наставника, представляет ученику свободу  выбора.  Он -  транслятор идей. В работе с одаренными детьми миссией учителя является необходимость научить видеть парадоксальность суждения, ничего не брать на веру и ничего не отвергать, видеть  во всем относительность и критически перерабатывать информацию.

     При работе с одаренными детьми учитель должен и сам постоянно находиться в постоянном  развитии, самосовершенствовании.  

    При работе  с одаренными детьми я придерживаюсь  следующих принципов:

  1. изучаю и принимаю все индивидуальные особенности поведения одаренного  ребенка;
  2. у одаренного ребенка, как правило, высокая самооценка. Важно осознать, что этому ребенку дано понять  и совершить  то, что вам, возможно, покажется непостижимым;
  3. уважаю и обсуждаю любую его идею;
  4.  готовясь к занятиям с одаренным учеником, всегда помню о норме нагрузки;
  5. самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе – обязательные составные успешных  уроков;
  6. слежу за здоровьем и психологическим состоянием одаренного ребенка;
  7.  помню, что жесткие реакции, ощущение внешнего давления – все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе  эмоциональные возможности и силу воображения одаренных детей.  

      Активное  творчество воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, оформлять в словесной форме доказательства и утверждения, прибегать к обсуждению проблемы. Без положительных эмоций, без удивления, удовлетворения от полученного   результата нет активной педагогики, нет творчества, нет процесса развития.

     В своей педагогической деятельности я учитываю все перечисленные психологические особенности и принципы работы с одаренными детьми.  Мне кажется, все эти принципы и особенности  мной применяются на оптимальном уровне. Об этом свидетельствует результативное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах республиканского и всероссийского уровней и их дальнейшая  адаптация  и социализация в общественной жизни.

 

Некоторые  проблемы  одаренных детей

  • Определенная неприязнь  к школе, так как учебная программа часто не соответствует  их способностям и скучна для них
  • Отсутствие интереса к играм, которыми увлекаются их сверстники обычных способностей
  • Несклонность к конформизму и пассивности, отрицание стандартных требований, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами
  • Излишняя погруженность в философские  проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста.  Из-за этого им бывает  трудно стать лидерами в коллективе своей возрастной группы    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Ц...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ           Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...

Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также при...

Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"

   В настоящее время  заказ  общества на образовательные результаты учащихся  формируется  в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...