Рабочая программа внеурочного курса "Основы предпринимательства"
рабочая программа

Примерная рабочая программа курса внеурочных занятий для 10-11 класса "Основы предпринимательства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_predprinimatelstva_10-11.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов

Форма организации: практические и лекционные занятия

Направление: общеинтеллектуальное

Название: Основы предпринимательства

Составитель: Харитонова О.А., учитель истории.

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы предпринимательства» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.

Данная программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

Актуальность программы: изучения основ предпринимательства определяется потребностями современного российского общества. Напряженная международная обстановка требует немедленных решений в области развития отечественного бизнеса и производства, направленных на обеспечение внутреннего рынка продовольственной и непродовольственной продукцией, качественными услугами, не уступающих импортным аналогам. В общеобразовательных школах реализуется предпринимательский проект, направленный на поиск и мотивацию талантливых учащихся и на раскрытие их предпринимательского потенциала.

Цель программы  

  • Формирование представления о предпринимательской деятельности как осознанной, инициативной и реализующей предпринимательские способности, которые есть у каждого человека;
  • Развитие экономических знаний;
  • Формирование представлений о юридических аспектах предпринимательской деятельности;
  • Развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе моделирования бизнес-идей;
  • Духовно-нравственное воспитание школьника, понимание важности социального предпринимательства и масштабов ответственности предпринимателя перед обществом и государством;
  • Формирование представлений об основных этапах построения бизнес-плана;
  • Развитие креативности и творческого подхода в предпринимательской деятельности.

            Задачи программы:

  • Развитие предпринимательских способностей и предпринимательского мировоззрения;
  • Развитие аналитического мышления;
  • Формирование у школьников способности принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия;

Основные виды деятельности обучающихся: работа с кейсами, посещение онлайн-мероприятий ВУЗов-партнеров, участие в конкурсах и Олимпиадах по предпринимательству,  проектная деятельность.

Режим занятий. Программа разработана для обучающихся 10-11 классов.  Программа рассчитана на 34 часа учебного времени в год из расчета на 34 учебные недели с нагрузкой 1 занятие в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате реализации данной программы по каждой теме обучающийся научится:

- следовать определенным этапам открытия бизнеса;

- разрабатывать бизнес-план;

- ориентироваться на рынке производства товаров и услуг;

- оперировать специфическими экономическими терминами;

- разбираться в банковских услугах и предложениях

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить альтернативные источники получения прибыли:

-представлять свой бизнес-проект широкой общественности;

-пользоваться всеми видами информации для развития своего бизнеса;

-ориентироваться в юридических аспектах ведения бизнеса на территории Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 класс

Название темы

Основные изучаемые вопросы

Формы организации образовательного процесса (беседы, дискуссии, практико-ориентированные занятия, творческие мастерские, тематические праздники, конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии и др.)

Виды деятельности

Личность предпринимателя

Качества личности, необходимые предпринимателю.

Мягкие навыки предпринимателя.

Креативность, творчество и бизнес. Эффективное управление бизнесом.

Индивидуальная, лекции, дискуссии, практические задания

познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игровая деятельность

Банки и банковские услуги

Финансовая грамотность и ее критерии. Банки. Банковские услуги. Кредиты

Лекции, вебинары, работа с источниками, решение кейсов

познавательная деятельность, исследовательская работа

Налоги и предпринимательство

Налоги и налогообложение. Ответственность за неуплату налогов. Алгоритм налогообложения. ФНС РФ.

Работа с источниками, практические занятия, решения кейсов.

познавательная деятельность, исследовательская и творческая работа. Учение вести дискуссию

Проектная деятельность «Предпринимательский проект»

Основные этапы проектной деятельности. Защита проекта. Продукт проектной деятельности

Работа с источниками, написание реферата, составление презентации, создание продукта проектной деятельности, выступление- защита проекта

познавательная деятельность, проектная деятельность, публичные выступления и публичная дискуссия

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11 класс

Название темы

Основные изучаемые вопросы

Формы организации образовательного процесса (беседы, дискуссии, практико-ориентированные занятия, творческие мастерские, тематические праздники, конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии и др.)

Виды деятельности

Личность предпринимателя

Качества личности, необходимые предпринимателю.

Мягкие навыки предпринимателя.

Креативность, творчество и бизнес. Эффективное управление бизнесом. Профориентация.

Индивидуальная, лекции, дискуссии, практические задания, профориентационное занятие.

познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игровая деятельность

Стартапы

Прибыль и успешность предпринимателя.

Лекции, вебинары, работа с источниками, решение кейсов

познавательная деятельность, исследовательская работа

Кейсы неудачного бизнеса

Неудачи отечественных и иностранных предпринимателей.

Работа с источниками, практические занятия, решения кейсов.

познавательная деятельность, исследовательская и творческая работа. Учение вести дискуссию

Бизнес рядом со мной.

Особенности предпринимательства в Московской области. Гос. поддержка подмосковных предпринимателей.

Работа с источниками, практические занятия.

познавательная деятельность, проектная деятельность, публичные выступления и публичная дискуссия

Бизнес-планирование

Бизнес-план и его структура. «Азбука предпринимателей». Моделирование бизнеса.

Практические занятия.

Познавательная деятельность, публичная дискуссия, представление бизнес-идеи.

Формы организации деятельности 

           Внеурочная деятельность «Основы предпринимательства» основана на следующих формах: индивидуальная, групповая, парная и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Основной формой индивидуальной работы является проектная деятельность.

  Важной формой занятий являются выступления перед аудиторией.

       Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Сроки изучения

План

Факт

1

Понятие «предпринимательство» и предпринимательство как деятельность.

1

2

Личность эффективного предпринимателя.

1

3

Творчество, креатив и инновации.

1

4

Креативное мышление  и предпринимательская деятельность.

1

5

Soft skills и предпринимательство.

1

6

Коммуникативные навыки предпринимателя.

1

7

Управленческие навыки предпринимателя.

1

8

Практическое занятие «Работай в команде!»

1

9

Практическое занятие «Работай в команде!»

1

10

Финансовая грамотность: что это такое и зачем она предпринимателю.

1

11

Банки и банковская деятельность.

1

12

Как выбрать надежный банк.

1

13

Банковские вклады.

1

14

Условия банковских вкладов.

1

15

От чего зависят ставки по вкладам.

1

16

Кредиты и предпринимательство.

1

17

Практическое занятие: «Выбираю надежный банк»

1

18

Практическое занятие «Выбираю надежный банк»

1

19

Налогообложение предпринимательской деятельности.

1

20

Как платить налоги.

1

21

Ответственность за неуплату налогов на территории Российской Федерации.

1

22

Организационно-правовые формы ведения бизнеса в России.

1

23

Результаты предпринимательской деятельности.

1

24

Результаты предпринимательской деятельности.

1

25

Основы бизнес-планирования.

1

26

Основы бизнес-планирования.

1

27

Работа над групповым предпринимательским проектом.

1

28

Обсуждение выполненной индивидуальной работы.

1

29

Работа над групповым предпринимательским проектом

1

30

Обсуждение выполненной индивидуальной работы.

1

31

Работа над групповым предпринимательским проектом

1

32

Обсуждение выполненной индивидуальной работы.

1

33

Защита проектов.

1

34

Защита проектов.

1

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

11 класс.

Номер урока

Тема урока

Количество часов

Сроки изучения

План

Факт

1

Вводный урок.

Личность современного предпринимателя.

1

2

Тестирование «Анализ моих предпринимательских способностей»

1

3

Можно ли научиться «предпринимательству»?

1

4

Тоp 10 skills. Модель 4К.

1

5

Дебаты: «Профессиональное образование или

Soft skills.

1

6

Как развивать гибкие навыки.

1

7

Успешные предприниматели современности: Бил Гейтс, Джефф Безос, Стив Джобс, Марк Цукерберг.

1

8

Успешные российские предприниматели: Павел Дуров, Олег Тиньков, Роман Абрамович, Артемий Лебедев, Татьяна Бакальчук.

1

9

Анализ готового успешного бизнеса. Работа с кейсами. Практическое занятие.

1

10

Анализ готового успешного бизнеса. Работа с кейсами. Практическое занятие.

1

11

Анализ готового успешного бизнеса. Работа с кейсами. Практическое занятие.

1

12

Анализ готового успешного бизнеса. Работа с кейсами. Практическое занятие.

1

13

Что такое стартап. Плюсы и минусы стартапа.

1

14

Идеи для стартапа. Практическое занятие.

1

15

Идеи для стартапа. Практическое занятие.

1

16

Предпринимательская идея: технология разработки и  оценка.

1

17

Моя предпринимательская идея. Практическое занятие.

1

18

Моя предпринимательская идея. Практическое занятие.

1

19

Ошибки предпринимателей. Кейсы неудачного отечественного бизнеса.

1

20

Кейсы неудачного отечественного бизнеса.

1

21

Кейсы неудачного отечественного бизнеса.

1

22

Бизнес в Подмосковье. Государственная поддержка подмосковных предпринимателей.

1

23

Примеры готовых предпринимательских проектов в Путилково.

1

24

Примеры готовых предпринимательских проектов в Путилково.

1

25

Потребительское поведение. Характеристика потенциального потребителя в Путилково. Практическое занятие.

1

26

Составление бизнес-плана.

1

27

Бизнес-планирование. Сбор информации. Резюме.

1

28

Маркетинговый и производственный план.

1

29

Организационный план и персонал.

1

30

Калькуляция себестоимости. Финансовое планирование и стартовый капитал.

1

31

Концепция бизнеса.

1

32

Организационно-правовые формы ведения бизнеса.

1

33

Организационно-правовые формы ведения бизнеса.

1

34

Зачет. Защита бизнес-плана.

1

 

10 класс

Название раздела

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Личность предпринимателя

5

4

2

Банки и банковские услуги.

6

3

3

Налоги.

3

3

4

Проектная деятельность в рамках предпринимательского проекта.

5

5

Итого:

19 часов

15 часов

11 класс

Название раздела

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Личность предпринимателя

4

2

2

Стартапы

9

3

3

Кейсы неудачного бизнеса

3

0

4

Бизнес рядом со мной

3

1

5

Бизнес-планирование

7

2

Итого:

26 часов

8 часов

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Применяются следующие формы диагностики и подведения итогов:

  • проектные работы;
  • устные сообщения;
  • создание и защита проекта;
  • участие в викторине;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в мероприятиях ВУЗов – партнеров;
  • участие в онлайн-мероприятиях (вебинары, лекции и тд)
  • итоговое диагностирование по вопросам содержания курса.

По курсу внеурочной деятельности осуществляется оценивание с периодичностью один раз в триместр. Результатом промежуточной аттестации является «зачет/незачет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...