Гассиев Т. Р. - Методика обучения технике вольной борьбы
методическая разработка

Григорьева Наталия Игоревна

Гассиев Т. Р. - Методика обучения технике вольной борьбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gassiev_t._r._-_metodika_obucheniya_tehnike_volnoy_borby.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 городского округа Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение: вольная борьба

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Методика обучения технике вольной борьбы

Составитель:

Гассиев Т. Р. – тренер – преподаватель

Самара, 2023

Оглавление

Введение        3

Методика формирования навыков и умений ведения единоборства        4

Блокирующие захваты        6

Атакующие захваты        6

Обучение вариативному выполнению технико-тактических действий        8

Обучение амплитудным броскам        10

Выводы        11

Список литературы        12


Введение

Определено, что в соответствии с современной моделью спортивного противоборства в вольной борьбе, отражающей особенности и требования соревновательной деятельности, а также тенденции в практике судейства, борец должен:

 1) обладать широким арсеналом технико-тактических действий, с надежной защитой и контратакующими действиями от захвата ног;

2) эффективно выполнять броски с большой амплитудой;

 3)  уметь удерживать соперника в опасном положении и класть его на лопатки;

 4) уметь реализовывать стандартные ситуации (захват ноги, захват туловища сзади в стойке и партере, борьба в партере);

5) уметь бороться в обоюдном скрестном захвате;

6) уметь вести схватки на высоком функциональном уровне в экстремальных условиях;

7) атаковать соперника с интервалом 15-25 с;

8) владеть тактикой активной борьбы за захват и площадь ковра;

 9) уметь тактически закреплять преимущество за счет активного маневра, сковывания соперника захватами (кистей рук, головы сверху, руки сбоку снизу и другими захватами в стойке и партере).

Таким образом, методика обучения базовой технике вольной борьбы включает в себя изучение:

1) элементов техники и тактики: а) основных положений борца; б) элементов маневрирования; в) атакующих и блокирующих захватов;

2) технику борьбы в стойке и партере.

Партер – перевороты скручиванием, забеганием, переходом, перекатом, разгибанием и их комбинации. Стойка – сваливания сбиванием, броски наклоном, поворотом (мельница), подворотом, прогибом, нырком и их комбинации.

В первый год производилось обучение в стойке:

 1) переводам рывком за руку с подсечкой;

 2) переводам нырком захватом руки и бедра;

3) сваливаниям сбиванием захватом разноименной ноги с переходом захватом двух ног.

В процессе обучения объяснение выполняется в следующем порядке: начало атаки, захват, подведение собственной опоры к общему центру массы, отрыв, полет и опрокидывание (приземление). 

Партер: 1) переворот скручиванием захватом дальней руки и ближней голени; переворот забеганием захватом руки на «ключ»; переворот накатом захватом туловища.

Второй год обучения. Стойка: 1) бросок наклоном захватом ног; 2) бросок поворотом захватом руки и одноименной ноги («мельница»); 3) бросок подворотом захватом руки и шеи. 

Партер: 1) переворот скрестным захватом голеней; 2) переворот переходом ножницами с захватом подбородка; переворот перекатом захватом шеи с ближним бедром.

Третий год обучения. Стойка: 1) бросок вращением захватом руки сверху; 2) бросок прогибом захватом руки и туловища; 3) передняя подножка захватом плеча снизу и руки. 

Партер: 1) переворот прогибом обратным захватом дальнего бедра; 2) бросок наклоном захватом плеча и бедра с зацепом дальней ноги; 3) выход наверх выседом.

Технико-тактические действия (комбинации):

1.Перевороты – скручиванием, забеганием, переходом, накатом, прогибом.

2.Броски – накатом, наклоном, прогибом.

3.Выход наверх выседом.

В качестве основания для классификации базовых приемов в стойке и партере выбраны следующие признаки;

1.Части тела, выполняющие основные атакующие движения, по отношению к телу соперника (простота выполнения смысловой структуры приема).

2.Приемы реализуются по баллам и туше (вариативность, значимость, надежность, эффективность).

3.Тип вращения, определяемый захватом, где группы бросков (поворотом, поворотом, сбиванием, наклоном и т.д.) принимаются за самостоятельные единицы.

Именно захват определяет тип вращения и является началом проведения приема.

Приемы рассматриваются по фазам, так как при анализе выполняемого учеником атакующего действия тренеру легче найти ошибки в его структуре, а именно: от исходного положения до захвата, от захвата до начала атаки, от начала атаки до подведения собственной опоры под общий центр массы соперника, от подведения собственной опоры под общий центр масс до отрыва, от отрыва до опрокидывания (приземления). Такой подход позволяет оптимизировать процесс обучения, тем самым, повышая эффективность управления им.

Методика формирования навыков и умений ведения единоборства

 Данная методика направлена на привитие прочных навыков использования начальных и подготовительных действий на фоне высокого эмоционального возбуждения, характерного для игровых условий (формирование двигательного багажа, координационных способностей и развитие специальных физических качеств).

Непосредственно методика применялась для формирования конкретных навыков и умений:

1) сохранения статический и динамической устойчивости в условиях противоборства; борьбы за захват; сохранения (удержания) захватов; освобождения от захватов; уклонения (ухода) от захватов, их разрыва;

2) овладение простейшими элементами тактики борьбы;

3) воспитание волевых качеств.

В процессе обучения осваивались навыки выполнения следующих операций:

а) быстро и надежно осуществлять захват;

 б) быстро перемещаться;

в) предотвращать осуществление захвата соперником и своевременно освобождаться от него;

г) выводить из равновесия;

д) сковывать действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем – возможной атаки);

е) вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате;

ж) готовиться к необычному началу поединка, который может прерываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз (возможно, в худших условиях для одного из борющихся).

Наблюдения показали, что игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вынужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча – повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.

Варианты изменения способов защиты и противодействия:

 1) места касания прикрывать нельзя;

2) места касания прикрывать можно;

 3) захватывать руки партнера нельзя;

4) захватывать руки партнера можно;

5) захватывать может только один из партнеров (с последующей сменой);

6) места касания прикрывать и захватывать руки партнера нельзя;

7) места касания прикрывать и захватывать руки партнера можно.

Изменение размеров игровой площадки:

 1) в период ознакомления игры проводятся по всей площади зала.

2) По мере их освоения пространство (круги, квадраты, за пределы которых выходить запрещается) ограничивается.

Вводится запрещение отступать, разрешаются различные повороты (при диаметре кругов 6-3 м).

Время отдельных поединков постепенно сокращается за счет увеличения скорости перемещений, действий; появляется возможность увеличить общее их количество и разнообразие.

Способы выравнивания двигательных различий, занимающихся (проведение игр с форой)

1.  Более подготовленный партнер касается обусловленного места одной рукой, получивший фору – любой рукой.

2.  Более подготовленный партнер касается обусловленного места любой рукой; партнер, получивший фору, – любой рукой любого из двух (и более) мест касания.

3. Проигравший выполняет упражнения повышенной трудности.

Блокирующие захваты

Игры в блокирующие захваты

Задание игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении указанный захват, должен удержать его до конца поединка (от 3-5 до 10 секунд), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями.

Площадь для игры – круг, квадрат или коридор, выход за пределы которых считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия).

Структура блокирующих захватов характеризуется:

1) зонами (частями тела), на которых выполняются захваты-упоры правой-левой руками;

 2) особенностями выполнения захватов-упоров в разных зонах.

Данный игровой материал одновременно является упражнением в решении определенных двигательных задач. На начальных этапах освоения игр не показываются способы правильного и наиболее рационального освобождения от захватов. При этом предоставляется возможность самостоятельно найти их. В дальнейшем уточняется техника выполнения и выбор оптимальных вариантов освобождения от захватов.

Спарринг-партнеры подбираются после проведения нескольких серий игр с учетом степени физической одаренности: победители – в одну группу, побежденные – в другую.

Атакующие захваты

Игры в атакующие захваты

В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы соревновательных поединков. Задача играющего состоит в том, что необходимо добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником (удержание захвата в течение заданного времени, сбивание соперника на колени, выход за спину, проведение сваливания, теснение).

Главное назначение этого задания – научить мыслить для решения создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий.

Основные варианты атакующих захватов.

Руки – двумя изнутри, двумя снаружи, на шее (при захвате противником головы атакуемого), поднятой вверх с соединением своих рук в крючок.

Руки – сверху за плечи; снизу под плечи; за плечо снизу и другое плечо сверху; плеча снизу и другого запястья; запястья и другой руки из-под плеча; сверху одной за плечо, другой под плечо; за разноименное запястье и другое предплечье изнутри; за разноименные запястья изнутри, снаружи; за одноименные запястья.

Руки и шеи – разноименного плеча (сверху) и шеи; одноименной руки за запястья (плечо) и шеи; сверху разноименного плеча и шеи; одноименной руки и шеи сверху (подбородка).

Рук с головой – спереди, сверху.

Руки и туловища – разноименной руки сверху (снизу) и туловища; одноименной руки и туловища спереди (сбоку, сзади); руки на шее и туловища.

Руки и бедра – разноименной руки сверху (снизу) и одноименного (разноименного) бедра.

Шеи с рукой – шеи с плечом спереди, соединяя руки в «петлю», в «крест», шеи с рукой сверху, сбоку-сверху.

Шеи и туловища – спереди, сбоку.

Шеи и руки, шеи и плеча сверху; шеи сверху и разноименного плеча снизу; шеи сверху и руки на шее; шеи сверху и одноименного плеча.

Туловища – спереди с соединением рук и без соединения; сбоку – с соединением и без соединения рук; сзади – с соединением и без соединения рук.

Туловища с рукой – спереди, сбоку, сзади, с дальней рукой, сбоку.

Туловище с руками – спереди, сзади, сбоку.

Ноги двумя руками – голова изнутри, снаружи.

Варианты усложнения заданий

Возрастание сложности заданий: захват одной (правой или левой), двумя изнутри; захват туловища двумя (спереди, сбоку) и т.д.

Условия игры в зависимости от степени освоения действий предусматривают два варианта маневрирования: «отступать можно» и «отступать нельзя». При условии «отступать можно» предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, возможность освоить положения за счет неограниченного маневрирования на площадке. При условии игры «отступать нельзя» - соперники ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстрое решение задачи (так как действует правило круга: вышел за его пределы - проиграл). Выигрывает борец, зафиксировавший захват в течение 3-5 секунд и т.д. Для того, чтобы максимально приблизить перечисленные выше игры-задания к требованиям соревновательной схватки, по мере освоения учебного материала постепенно вводятся усложнения: ограничение игровой площади (круг диаметром 6, 4, 3 м), проигрыш за выход из круга, необходимость решения захвата действием (зайти за спину, сбить в партер) и т.п. Необходимо предупредить попытки решения заданий только теснением партнера за пределы ограничительной линии путем соответствующих разъяснений (это не касается игр в теснения).

Игры на сохранение равновесия в разных исходных положениях: 1) в положении руки за спину стоя на одной ноге – толчками плечом (туловищем) вытолкнуть партнера с определенной площади или добиться потери равновесия; 2) в положении сидя, сидя на корточках, стоя на одной ноге – толчками ладонями в ладони партнера вытолкнуть его с определенной площади или заставить потерять равновесие; 3) стоя на скамейке, сидя на гимнастическом коне, парами с сидящим на плечах партнером – толчками руками добиться потери равновесия соперника.

Игры с отрывом соперника от ковра для развития физических качеств и формирования навыков единоборства: 1) в разных исходных положениях; 2) с различными захватами; 3) с ограничением площади передвижения.

Игры за овладение обусловленным предметом (мячом, палкой, булавой, манекеном и т.п.) для формирования навыков маневрирования, сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств.

Обучение вариативному выполнению технико-тактических действий

На основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью, а также детального анализа техники выполнения технико-тактических действий выявлено, что основным для спортсмена высокой квалификации является   умение   создавать   в   условиях   поединка   выгодные

ситуации и выбирать момент для точного выполнения приема, причем техника выполнения приема должна обладать достаточной степенью вариативности.

Два направления технико-тактической подготовки:

1) направление, предусматривающее формирование ограниченного круга приемов (часто 1-2) с достаточно большим количеством входов – способов тактической подготовки (до десяти и более). То есть разносторонняя тактическая подготовка, позволяющая привести противника в удобную для  себя позицию для точного, своевременного и эффективного выполнения приема, является особенностью этого направления;

2) направление, характеризующееся формированием целого комплекса приемов с одним общим началом.

При этом, как показали наблюдения и анализ соревновательной деятельности, более распространено первое направление, преимущество которого заключается в том, что многообразие  входов позволяет ограничить воздействие сбивающих факторов  своевременно и с большой точностью, а  значит  эффективно выполнить прием. Его недостаток заключается в том, что даже при всем разнообразии очень трудно подвести противника к приему, заранее ему известному. В связи с этим техническое мастерство борца  находится в жестких рамках, освободиться от которых очень  трудно.

Второе направление также имеет свои недостатки, которые заключаются в менее точном и эффективном выполнении приемов. Однако в этой связи следует отметить, что выгодная ситуация возникает неожиданно и продолжить ее можно не одним автоматизированным приемом, а несколькими, в  зависимости от ситуации. В этом есть своя положительная сторона – это отсутствие косности даже в решении самых трудных двигательных задач, наиболее творческое ведение поединка, основанное  на широком техническом арсенале юного борца.

Анализ соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов показал, что время, затрачиваемое на проведение оцененных и не оцененных технико-тактических действий, обычно не превышает 1 минуту. Оставшееся время приходится на подготовку технико-тактических действий: борьбу за захват, маневрирование и единоборство, создание необходимой ситуации для начала атаки, ложные действия, позволяющие ввести соперника в заблуждение об истинных намерениях по проведению того или иного приема, защитных и контратакующих действий. В этой связи большое значение приобретают способы тактической подготовки. Как показали педагогические наблюдения, на этапе начальной подготовки им не уделяется должного внимания. В то же время, как уже отмечалось, эффективность, и надежность проведения приема находятся в прямой зависимости от тактических умений борцов.

Методика обучения броску поворотом через плечи «мельница» включает в себя:

 1) обучение технике классической мельницы («стержень воронки»);

2) обучение вариантам мельницы: а) бросок при захвате соперником за запястья рук или руки атакующего; б) скручивание "мельницей" захватом шеи с плечом сверху или шеи сверху и плеча снизу; в) бросок мельницей захватом за разноименное плечо и бедро снаружи; г) бросок мельницей захватом руки обеими руками снизу-сбоку;

 3) обучение захватам: в одноименной и разноименной стойках;

4) обучение способам тактической подготовки: а) применяемым после предварительного захвата (в плотном контакте); б) применяемым с дистанции при сближении;

5) обучение действиям, обеспечивающим подготовку броска через плечи.

В процессе начальной подготовки юных борцов необходимо обучать их выполнять различные варианты конкретных приемов  из различных захватов и в сочетании с различными способами тактической подготовки.

Выявлены причины неэффективного выполнения технико-тактических действий (кроме недостаточно освоенного двигательного навыка проведения основной части приема или нарушения техники его выполнения).

1. Раннее или запаздывающее реагирование на использование выгодной ситуации.

2. Соперник знает, что именно какой прием будет выполняться, в каком захвате и с применением какого способа тактической подготовки.

3. Слишком длительное время «входа» в прием.

Обучение амплитудным броскам

Броски с большой амплитудой являются самыми зрелищными в борьбе, причем согласно действующим правилам, такие приемы оцениваются в 5 баллов, и борец, который провел прием, объявляется победителем периода, несмотря на общий счет. Кроме того, борец, выполнивший 2 броска по 3 балла, также оказывается победителем периода.

Способы тактической подготовки. 1. Выведение из равновесия. А захватами рук, туловища, шеи теснит Б к краю ковра, а затем, когда Б начинает противодействовать этому, проводит бросок прогибом.

 2. Повторная атака. А делает попытку захватить туловище с рукой, а затем, после защитных действий Б, повторно выполняет захват и проводит бросок прогибом.

 3. Сковывание. А сковывает Б захватом плеча и предплечья, а затем, .при попытке атакованного освободиться от этого захвата, выполняет захват за туловище с рукой и проводит бросок прогибом.

 4. Вызов. А, выпрямляясь, создает сопернику благоприятные условия для захвата туловища и в момент осуществления этого захвата выполняет бросок прогибом.

Защиты. 1. Блокировать действия нападающего плотным сковыванием его рук, не давая осуществить захват туловища  с  pукой. 2. Захватить руку, удерживающую туловище, и перенести на нее вес своего тела, не давая возможности сопернику осуществить плотный захват.

Контрприемы. I. Бросок прогибом захватом руки и туловища. В тот момент, когда А захватывает туловище с рукой, Б, опережая его, выполняет бросок прогибом. 2. Перевод вращением захватом руки сверху. В тот момент, когда А выполняет захват туловища с рукой и наклоняется вперед, Б, захватив руку сверху, выполняет перевод в партер вращением. 3. Бросок подворотом захватом руки через плечо, захватом руки и шеи, захватом руки и туловища. В тот момент, когда А пытается осуществить захват, Б выполняет один из названных вариантов бросков подворотом.

Бросок прогибом с обвивом. Броски прогибом с обвивом проводятся, когда борцы стоят в разноименной средней или высокой стойке. Бросок качественно может быть выполнен при осуществлении следующих захватов:

1) захват разноименных рук за плечо сверху (снизу) и запястье с последующим перехватом за туловище из-под плеча;

2) Захват руки руками сбоку с последующим перехватом за шею сверху с фиксацией подбородка и соединением рук в крючок;

3) захват рук за плечи сверху (снизу); 4) захват за шею и плечо разноименной руки снизу или сверху.

Выводы

. Наиболее часто выполняемыми технико-тактическими действиями являются броски, переводы, сваливания и сбивания, связанные с захватами ног, а также перевороты накатом.

Особенностями соревновательной деятельности современной вольной борьбы являются повышение активности и интенсивности поединков, возрастание роли каждого выигранного балла, повышение требований к надежности технико-тактических действий.

Методика технико-тактической подготовки юных борцов включает в себя обучение базовой технике вольной борьбы, применение спортивно-игрового метода и использование национальных видов борьбы для формирования умений и навыков ведения единоборства, формирование вариативного двигательного навыка и обучение технике амплитудных бросков прогибом.

Список литературы

  1. Геллер Е.М. Подвижные игры в спортивной подготовке – М., 1997
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность – М., 2002
  3. Матущак П.Ф. Сто уроков вольной борьбы. – М., 2004
  4. Пилоян Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств – М., 2007
  5. Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов – М., 2004
  6. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки – Санкт-Петербург, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...

методика обучения техники метания мяча,гранаты

создать полное представление о технике выполнения....

Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе

Основные задачи урока:1.     Совершенствование технических приёмов ведения, передачи и бросков мяча;2.     Развитие координации, внимания, игровой ловкост...

методика обучения технике эстафетного бега

В методике описываются задачи и средства с помощью которых  проводится обучение эстафетному бегу....

Методика обучения технике вольной борьбы

Методические рекомендации...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...