Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания
статья

Тема для выступлений на районно методических мероприятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Развитие творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания»

Среди множества вопросов, связанных с преподаванием истории и обществознания в современной школе, особая роль отводится развитию и стимулированию творческих способностей обучающихся. Приоритетность темы связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учеников, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе. В связи с этим возрастает потребность школьников в творческой деятельности, как основы их будущего самоопределения и развития.  

Цель моей педагогической работы – формирование  у обучающихся ключевых компетенций  на основе использования современных образовательных технологий. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для развития творческого потенциала ребёнка. Личностный подход в преподавании истории, обществознания, стал тем необходимым обязательным инструментом, без использования которого работа учителя не может быть эффективной. Сегодня важной является не только сумма усвоения информации, но и способность человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. А преподаваемые мной предметы, особенно на старшей ступени школы, как никакие другие, призваны обеспечить новые подходы в образовании в связи с его модернизацией. Именно они в наибольшем объеме способны отразить социально-педагогическую суть изменений в российском образовании – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Эффективность учебного процесса обусловлена тем, какие технологии, методы и средства обучения использует учитель. Для эффективного использования времени на уроке  использую активные и интерактивные методы обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Интерактивный метод обучения позволяет вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.   Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся. Отдельные темы или вопросы изучаются учащимися самостоятельно с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет – сайтов, затем со своими исследованиями они выступают перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений. Мною разработаны и апробированы многие виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет и др. Широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников. Мне всегда приятно слышать,  что мои ученики, выступая на конференциях, умеют интересно подать материал, свободно вступают в дискуссии. Лучшие исследовательские проекты старшеклассников занимают призовые места в школьных, муниципальных, региональных  и межрегиональных конкурсах.

Конечно же, современный урок истории и обществознания невозможно проводить без использования ИКТ. Информация для учителя и обучающихся на современном этапе осознаётся как важный педагогический ресурс. Отдельным обучающимся уже недостаточно материала учебника. Именно поэтому на уроках  использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и компьютерные программы, способствующие эффективности учебных занятий:  «Интерактивный курс обществознания 10-11 классы», «Электронная библиотека школьника», 1С Репетитор «История», «Обучающая программа для школьников старших классов  и абитуриентов», Электронный репетитор-тренажёр «Курс истории», «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов». И, конечно же использую при проведении уроков такие  Цифровые образовательные платформы, как российская электронная школа https://resh.edu.ru/,  Онлайн-школа Фоксфорд https://foxford.ru, Учи.ру,  Электронный образовательный ресурс «Якласс», МЭО и другие.

Использую компьютер на разных этапах обучения:  при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом являюсь координатором учебного процесса, а компьютер выполняет для школьника различные функции: педагога, объекта изучения, рабочего инструмента. С помощью компьютера провожу диагностику усвоения и в зависимости от её результатов - коррекцию ЗУН обучающихся.

         На этапе творческого применения знаний я использую метод проектов, так как он позволяет создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.  

Опыт работы по современным образовательным технологиям позволил не только решить возникшие проблемы, но главное -  повысить качество обучения по истории и обществознанию.

Стараюсь на уроках создавать ситуацию успеха, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребёнка. Сотрудничество детей на уроке ярче всего проявляется в групповой работе, в ходе которой поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Причём помогающий ученик получает не меньшую помощь, чем слабоуспевающий, поскольку его знания конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.  На учебных занятиях создаю условия, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии. С этой целью на уроках используются проектная технология, информационно - коммуникационные технологии, личностно – ориентированное обучение, способствующие эффективности учебного процесса, формированию ключевых компетенций обучающихся. Проекты, Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, личностно-ориентированные планы для каждого ученика активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают их творческий потенциал, делают урок современным.

Также считаю одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности - работа с одаренными детьми. Наша школа является областной стажерской площадкой по работе с одаренными детьми в сельской местности. Ежегодно в ОУ проходит муниципальная научная конференция, в которой принимают  участие обучающиеся 1-11 классов. Выявление одаренных детей, их поддержка и развитие является важной задачей проведения таких мероприятий. Для ее решения требуется пересмотр как содержания, так и форм их обучения. Проектная деятельность стимулирует творческий поиск школьников  и позволяет  мне эффективно работать  с одаренными детьми: обучающиеся ОУ занимают призовые места на муниципальном, региональном и межрегиональных  уровнях.  

Таким образом, развивая творческие способности учащихся, мы  стимулируем их интерес к  предмету, что положительно отражается на их учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по курсу "Педагогическое мастерство" по теме "Роль учителя в развитии творческих способностей школьников на уроках информатики"

Основные идеи работы1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.2. Идея развития творческих и креативных способнос...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через исследовательский метод...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

      Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях с...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петрович...