«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»
методическая разработка

Люция Ринатовна Гайфутдинова

Методическая разработка на тему:

«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»

Динамическое развитие общества требует формирование личности, способной использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения жизненно – практических задач и способной оставаться собой в постоянно меняющемся мире.

Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Основой развития универсальных учебных действий является обучение на основе деятельностного подхода, когда учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

 Одним из направлений по развитию познавательных УУД является, на мой взгляд, организация исследовательской деятельности учащихся.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Приступая к организации исследовательской деятельности младших школьников, надо учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для  самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Поэтому одни могут реализовать индивидуальный проект, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини – исследования.   Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, потому что дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.    

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него. Варианты тем: «Моё имя, фамилия», «Моя семья», «Удивительные животные и растения», «Основы здоровья», «Сохраним природу».

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Так, выполняя проект  Зеленый ежик», учащиеся готовят сообщения о кактусах, альбомы, презентации, придумывают сказки.

К четвертому классу дети уже способны с большой долей самостоятельности проводить исследовательские работы по выбранным темам. Учитель выступает на данном этапе консультантом, корректируя и направляя ход исследования. Исследовательские работы обычно реализуются в рамках одного предмета. При этом часто возникает необходимость обратиться к содержанию других предметов. Так, например, в ходе работы над темой «А так ли глуп Иван-дурак?» по сказке Ершова «Конек-горбунок» ученик обратился за консультацией к учителю истории.

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение учащимися определенными умениями, которые формируются систематически на каждом уроке, организованном с применением технологии деятельностного метода. Итак, исследовательские умения:

Умение видеть проблему – эта составляющая наиболее сложна для любой исследовательской деятельности. На формирование этого умения работают задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приемами осмысления, на подбор эпитетов к тексту и т.д.

Умение ставить вопросы. Это умение формируется, начиная с 1 класса при работе с учебными текстами при постепенном усложнении проблемных ситуаций и вопросов.

Умение выдвигать гипотезы – это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Умение структурировать тексты – выделение главного и второстепенного, выделение главной идеи текста, выстраивание последовательности событий.

Умение работать с метафорами – возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять речевые обороты.

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена раскрытие сущности понятия, либо установление значения термина.

Умение наблюдать – это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.

Умение и навыки проведения экспериментов – это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования.

Умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание.

Умение классифицировать – это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления.

Умение структурировать материал.

Умение представить результаты исследования.

Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Таким образом, организация работы по формированию исследовательской деятельности ведет к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.

Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:

  1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
  2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
  4. Удовлетворение познавательной потребности.
  5. Удовлетворение потребности в межличностном общении.
  6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции.
  7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
  8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

На сегодняшний день для учителя нет проблемы найти в современной учебно-методической литературе задания, направленные на формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности. Я в своей работе применяю типовые задачи по А.Г.Асмолову.

Задание на формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности «Работа с метафорами»

      Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).

Возраст: 9-- 11 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.

Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские.

Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Материал: карточка с пословицами.

Немецкие пословицы

Русские пословицы

  1. Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут
  2. Кто много начинает, очень мало осуществляет.
  3. Ошибки других – хорошие учителя.
  4. Совершённые поступки в советах не нуждаются.
  5. С красноречивым языком не пропадешь.
  6. Лицо выдает негодяя.
  7. Один всё равно что никто.
  8. Тухлое яйцо портит всю кашу.
  9. Сначала подумай, потом начинай.
  10. Сначала ноша, потом отдых.
  11. В беде сотня друзей весят очень мало.
  12. Свежая рыба – хорошая рыба.
  13. Дожди образуют реки.
  14. Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.
  15. Отсутствие ответа тоже ответ.
  16. Любить и петь заставить нельзя.
  17. Любовь к делу делает труд лёгким.
  18. Глупые руки марают стол и стены.
  1. Язык до Киева доведет.
  2. Один в поле не воин.
  3. Овёс к лошади не ходит.
  4. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  5. Дело мастера боится.
  6. Кончил дело – гуляй смело.
  7. С миру по нитке – нищему рубаха.
  8. Дуракам закон не писан.
  9. После драки кулаками не машут.
  10. Молчание – знак согласия.
  11. На голове густо, да в голове пусто.
  12. Истинные друзья познаются в беде.
  13. Насильно мил не будешь.
  14. На воре шапка горит.
  15. Куй железо, пока горячо.
  16. Ложка дёгтя в бочке мёда.
  17. На ошибках учатся.
  18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Задание на формирование умения проводить теоретическое исследование

«Сказочные герои»

Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.

Этапы проведения исследования

  1. Формулирование проблемы.
  2. Подготовка к проведению исследования:

— предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез;

—        отбор материала, который будет использован в исследовании.

3.        Проведение исследования:

—        анализ и обобщение результатов исследования.

  1. Изложение результатов исследования, их представление.
  2. Обсуждение, оценка полученных результатов.

В волшебных сказках часто героями становятся внешне непривлекательные персонажи, например Иванушка-дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совершают героические подвиги и становятся богатыми и счастливыми.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка-дурачок?
  • С чего начинаются чудесные изменения?
  • Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?
  • Кто и что ему помогает?
  • Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в разных сказках?
  • В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудесных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победителем?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся нужно вспомнить (прочитать) сказки, героем которых является Иванушка-дурачок, описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помогает и кто ему встречается на пути

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для исследовательской работы по данной теме предлагаю учащимся памятку.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование? 

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

– изучить …

– выявить …

– установить …

– выяснить …

– рассмотреть …

– определить …

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта).

6. Методы работы. Каким образом я проводил исследование?

7. Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики Работа сопровождается фотографиями, рисунками.

8. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

9. Кого я хочу поблагодарить?

10. Использованная литература.

11.Приложения. 

Согласно данной структуре оформляется исследовательская работа.

Начало любого исследования начинается с выбора темы. Чтобы подвести детей к правильному выбору, прошу ответить на следующие вопросы:

– Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем любишь заниматься в свободное время?

– О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Ответив на эти вопросы, даю совет, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

– фантастической

 Это темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

– экспериментальной

 Темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

– теоретической

 Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Определяем с учащимися, какое значение может иметь это исследование. Ребенок, чувствуя значимость, вовлекается в исследовательскую работу.

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез по теме исследования. Если гипотез несколько, то нужно выбрать самую важную.

Работая над выбранной темой, учащийся просматривает литературу, обращается к компьютеру, находит в сети Интернет нужные сведения, проводит наблюдения, посещает музеи, встречается с людьми разных профессий. Найденный материал мы просматриваем, выясняем, что нужно провести - анкетирование, опрос или эксперимент, какие подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Затем учащийся готовится выступать на классном часе или включаю его выступление на одном из уроков. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые я использую в учебно - воспитательном процессе.

Таким образом, использование проектной и исследовательской деятельности формирует личностные и метапредметные результаты, развивает творческую активность детей. Стимулируется интерес к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети уделяют мало времени чтению детской, научно – познавательной литературы. Используются информационно-коммуникационные технологии.  Все это соответствует современным задачам обучения.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2011, 152с.
  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно – исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.80 – 88.
  3. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001, 234с.
  1. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.33 – 37.
  1. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Прометей, 2006, 224 с.
  2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.         – М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
  3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2006, 480 с.
  4. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Воронеж, 2004, 120с.                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Формирование познавательного интереса к изучению биологии через организацию исследовательской деятельности учащихся

1. В современных условиях все  более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению   жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...