Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности
материал

Васина Юлия Александровна

Доклад на августовской конференции учителей истории, обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на августовской конференции учителей истории, обществознания 2023 г.

Тема: «Формирование функциональной грамотности в урочной и  внеурочной деятельности»

В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования, так как дети, которых мы обучаем сейчас, должны показать результаты в будущем, в быстро меняющемся мире.

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным обьемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться эти знаниями.

Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функционально грамотная личность – это:

- человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);

- человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);

- человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т.д.).

Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности:

-Математическая грамотность            -Читательская грамотность

-Естественно научная грамотность     -Финансовая грамотность

-Глобальные компетенции                   -Креативное мышление          

Компоненты,  составляющие понятие «функциональная грамотность»:

1. Общая грамотность.                       2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.    4. Коммуникативная грамотность.

5. Социальная(бытовая) грамотность.

6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

7. Общественно-политическая грамотность.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся

возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

• функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки

сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

• исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

• изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

• чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от

однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

• исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
 - работа с картами позволяет соблюдать алгоритм чтения карты; определять географические ориентиры и демонстрировать их на карте; преобразовать условную информацию карты в текстовую; использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения (описание информации карты или ответ на вопросы по карте);

- работа с датами позволяет распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики; анализировать возможные методы решения; анализировать поставленную проблему с учетом полученного результата; формулировать и находить результаты решения;

- работа с таблицами помогает определять отличительные черты разных эпох на основе конкретного вопроса; сравнивать изучаемые явления; раскрывать характерные, существенные черты того или иного вопроса.

     К методам формирования ФГ относят:

- ролевые игры                     - развитие критического мышления  

 -проектно-исследовательскую деятельность

 Примеры заданий, направленных на формирование ФГ:

Функциональное чтение. 5 класс. Тема: «Жизнь египетского вельможи».

Задание для учащихся: в § учебника прочитайте и выпишите в тетрадь поручения, которые давал фараон своим вельможам.

Пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

Задание для учащихся: от первого лица рассказать о событиях, описанных в материалах §учебника

Задания на развитие критического мышления  и глобальных компетенций:

5 класс. Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

-  Составь рассказ от имени земледельца/ремесленника, как прошел его день, включив в рассказ описание одежды, его дома, обеда, работы.

7 класс. Тема: «Великие географические открытия».

- Расскажи от имени путешественника, зачем ты отправился в плавание и что увидел.

8 класс. Тема: «Северная война».

- Учащиеся работают в группах, а затем от первого лица озвучивают интересы «своего» государства – участника войны.

Тема:  «Повседневная жизнь при Петре I»

Задание: используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»

Ролевые игры.

6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение».

Задание для учащихся: работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:

- деловое общение;   - общение родителей и детей;   - дружеское общение

10 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».

Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).

Уроки-дебаты.

10 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».

Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»

Уроки-конференции. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

1. Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

6 класс. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

2. Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).

Тема «Столетняя война»:

1) Жанна д Арк;   2) отважная неординарная;  

3) сожгли, реабилитировали, канонизировали;

4) командующая французскими войсками в Столетней войне;

4) Орлеанская дева.

3. Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.

Пример: История в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:

В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После»  перечисляет все причины и делает вывод.

4. Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

5. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

6. Прием «Заверши схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.

7. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

9. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses –  слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

10. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы. Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники? Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

11. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).

Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

Какие разделы встречаются в тексте?  Какие слова выделены курсивом?

Почему они так выделены?

Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?

Какой раздел параграфа самый большой? Как,  по-вашему, почему?

Во внеурочной деятельности работаю с учащимися по формированию финансовой грамотности. Так, в прошлом учебном году проводила занятия элективного курса в 7 классе, на которых ребята не только знакомились с основами финансовой грамотности, но и учились самостоятельно рассчитывать доходы и расходы семьи, составляя семейный бюджет (групповая работа), а также учились рассчитывать размер подоходного налоги с заработной платы работников (работа в парах). Особый интерес у ребят вызвала работа по созданию  мини-проекта в группах «Собственный бизнес», в ходе которой учащиеся попробовали себя в роли предпринимателей.

Примеры задач:

  1. Заработная плата работника составляет 25тыс.руб.

Какую сумму бухгалтерия вычтет из заработной платы, как налог на доходы физических лиц?    

  1. В банке по некоторому вкладу начисляют 8% годовых. Это значит, что внесенная сумма через год увеличится на 8%. Какую сумму получит вкладчик через 1 год, если вклад составляет 50 тыс.руб.?
  2. Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налога НДФЛ, он получает на руки 31тыс.755руб.?

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача и решать ее нужно совместными усилиями.

Список используемой литературы:

1. Хамзина Г. А. «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и

обществознания»

2. Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Режим доступа:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

«Развитие самостоятельности при формировании общетрудовых УН в урочной и внеурочной деятельности»

Судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоу...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Статья "Интеграция разных видов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности"

Общество и экономика делают запрос на специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, т.е. существует запрос на функционально грамотныз специалистов...Здоровье- это состояние полного физич...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.

В статье приводятся основные направления функциональной грамотности и приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности....