Статья "Интеграция разных видов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности"
статья по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Лойко  Екатерина Геннадьевна

Общество и экономика делают запрос на специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, т.е. существует запрос на функционально грамотныз специалистов...Здоровье- это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Важно уметь грамотно выбирать продукты питания, чтобы они не навредили нашему здоровью. На внеурочной деятельности обучающиеся учились определятькачество продуктов питания (колбаса, чай, йогурт), сравнивали ценовую политику и, качество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция разных видов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.

 Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Общество и экономика делают запрос на специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе.

Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся. В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных.

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

  1. Объяснение и описание явлений
  2. Использование и построение моделей явлений и процессов
  3. Прогнозирование изменений
  4. Формулирование выводов на основе имеющихся данных
  5. Анализ данных и оценка их достоверности
  6. Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др.

Под функциональной грамотностью в области здоровьесбережения понимается определенный уровень образованности показывающий степень овладения ключевых компетенций здорового образа жизни, позволяющих успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира, и эффективно реализовывать себя в различных видах деятельности, заботясь о сохранении собственного психического и физического здоровья.

Функциональная грамотность в вопросах здоровья по подходу, предложенному ВШЭ трактуется

- знает как сохранять себя, свой ресурс жизнедеятельности, здоровья

- умеет это делать

- встраивает умения в регулярную жизнь, делает его навыком жизнедеятельности

Урок биологии или химии не всегда дает возможность в полной мере раскрыть эту взаимосвязь, а вот внеурочная деятельность позволяет широко охватить эти вопросы. Если посмотреть на определение «Здоровья», то становится понятно, что каждое из составляющих здоровья, так или иначе связано с финансовой культурой человека.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.

(Всемирная организация здравоохранения)

Что же общего у естественнонаучной         и финансовой грамотности? Они призваны сохранить здоровье человека.

Всем нам хорошо известна фраза Гиппократа: «Мы есть то, что мы едим».  И в настоящее время все больше людей задумывается о рациональном питании. Даже появилась новая профессия – нутрициолог. А так ли просто научиться составлять правильный рацион питания, научиться самому или заплатить специалисту?

А если научиться самому, то достаточно ли только этих знаний.

Важно уметь грамотно выбирать продукты питания, чтобы они не навредили нашему здоровью.

Задания по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, внеурочной деятельности надо помнить о времени, затраченном на решение.

На внеурочном занятии с учащимися 8 классов, мы учились определять качество продуктов питания на примере колбасы, йогурта и чая – продуктов, которые есть почти в каждом доме. В процессе занятия выяснили, что среди производителей есть и недобросовестные. Но товар должен быть продан магазином.

Продавцы должны создать условия, при которых товар будет востребован и тогда в ход идут различные уловки - которые воздействуют на наши органы чувств, на потребности организма. Это свет, который улучшает внешний вид продукта, запахи свежего хлеба и музыка в магазине. Нередко и сам человек имея покупательское настроение берет почти все подряд с полок магазина, забывая, что необходимо учитывать свои финансовые возможности, а также пользу продуктов, которые он покупает (обращать внимание на ГОСТ, по которому выполнен продукт)

Итогом занятия стали «Принципы грамотного покупателя», которые сформулировали учащиеся. 

  1. Планирование
  2. Составление списка продуктов
  3. Выбираем проверенного производителя
  4. Определение суммы, которую можно потратить
  5. Выбор продуктов в соотношении

ЦЕНА / КАЧЕСТВО

Функциональная грамотность в вопросах здоровья, наравне с другими видами грамотности, отнесена к глобальным грамотностям каждого педагога.

Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель.

Основная задача учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся.

«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» П. Фосс – немецкий профессор (валеолог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности

В презентации представлен сопроводительный материал к выступлению по теме "Читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности"....

Открытый урок по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Данная игра на внеурочной деятельности не является командной, каждый играет за себя.Подходит для обучающихся 5-7 классов. Учитель зачитывает ситуации, с которыми обучающиеся могут сталкиваться ежеднев...

Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности

Доклад на августовской конференции учителей истории, обществознания...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности.

В статье приводятся основные направления функциональной грамотности и приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности....

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...