Конспект образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров. Тема: "Как хорошо иметь друзей"
план-конспект

Федоренко Майя  Владимировна

 Данная методическая разработка  поможет специалистам закрепить правильное произношение сонорных звуков, развить связную речь посредством использования фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorenko_m.v._kak_horosho_imet_druzey.docx457.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»

г. Северобайкальск, Республика Бурятия

Конспект

образовательной деятельности с использование малых фольклорных жанров.

Тема: «Как хорошо иметь друзей»

Целевой возраст: 5-7 лет

 Разработала: учитель-логопед

Федоренко  М.В.

2022г.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: « Кто такой настоящий  друг».

Форма организации: подгрупповое занятие.

Возраст: старшие дошкольники, 6-7 лет.

Логопедическое заключение: ФФНР. Дизартрия.

Задачи:

  • Закрепить правильное произношение звука [Р] в словах, предложениях, связной речи.
  • Развивать диалогическую, монологическую связную речь.
  • Закрепить умение составлять описательный рассказ с опорой на  мнемотаблицу;
  • Развивать  слуховое  внимание, память, артикуляционную и общую моторику.
  • Упражнять в  умении подбирать  прилагательные и глаголы к существительным  согласовывать их в роде и числе.
  • Воспитывать чувства дружбы, умение  слушать друг друга, работать совместно со сверстниками и взрослым, уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать самоконтроль за речью.

Предварительная работа: знакомство с малыми фольклорными жанрами, разучивание пословиц и поговорок  о друзьях и дружбе, скороговорок,  знакомство с русской народной игрой «У Маланьи», проведение фестиваля «Заветы доброй старины».

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания, правильно произносит звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает начальными знаниями о природе.

Освоение содержания образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая,  речевая, коммуникативная,  познавательная, двигательная.

Средства реализации: аудиозаписи  артикуляционной гимнастики,  русской народной игры «У Маланьи»  ансамбль «Яра». Графические схемы  для характеристики звука, определения положения органов артикуляции; мнемотаблица  для составления рассказа-описания, мнемотаблицы скороговорок, кубик «Эмоции» 6 пиктограм: улыбается, грустит, сердится, удивляется, плачет, смеётся; клубок,  колокольчик, зондозаменитель - вертушка.

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Организационный момент.

Знакомство.

Приветствие, установление зрительного контакта.  Знакомство участников занятия друг с другом.

   Игра на знакомство  «Снежный ком». Предлагаю, ребята, нам познакомится друг с другом.  Будем называть свои имена. Вы должны повторить имя тех, кто себя уже назвал, затем сказать своё и передать колокольчик  следующему.

 «Я Майя Владимировна (передаю колокольчик  ребёнку). Это Майя Владимировна,  я Паша …»

Дети сидят на стульях  полукругом.

 Дарят друг другу положительный эмоциональный настрой.

 Знакомятся, называют имена детей,  своё имя и  передают колокольчик.

Сообщение

темы занятия

     Ребята, какое недавно интересное событие прошло в нашем детском саду?

На фестивале мы познакомились с народными традициями и  обычаями, праздниками, с фольклором - устным народным творчеством наших предков.

    Чтобы дети росли умными,  взрослые с давних времён придумывали загадки.  Вы умеете отгадывать загадки?   Тогда слушайте:

В горе не бросит, 
Ненужного не спросит. 
Упадёшь — руку подаст, 
Всегда поможет, не предаст.

   Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить?  

Демид, ты догадался, какая тема нашего занятия? Какой звук мы будем продолжать учиться чётко произносить?

    Вы правы. Сегодня мы с вами будем говорить о друзьях и  продолжим учиться правильно произносить звук [Р] в словах и предложениях.

Отвечают на вопросы,  отгадывают загадку, рассуждают, высказывают собственное мнение.

- Фестиваль «Заветы доброй старины».

 -Умеем.

Отгадка – друг.

 Я думаю, мы будем говорить о друзьях, дружбе. Мы будем учиться произносить правильно   звук [Р] в словах .

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Развитие артикуляционной моторики

1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Чтобы чётко  говорить

 И  звуки  все правильно произносить,

Надо с язычком дружить.

Включается аудиозапись артикуляционной гимнастики под музыку.

Раз - вы губки растяните,

Всем улыбку покажите.

Два – уселись на качели

Три – на лошади скакали.

На четыре - поболтали.

Пять - мы в часики играли,

Шесть - стал язычок гармошкой,

поиграем мы немножко.

Семь – варенье с чаем попросим,

Восемь – мячики подбросим  (дети дуют на зондозаменитель диск – вертушку шарик).

2. Уточнение артикуляции  и характеристика звука [Р]

Давайте вспомним  как мы произносим звук – [Р].  В каком положении губы, зубы, язык.

Дайте характеристику звука [Р] с использованием графической схемы.

Дети, стоя в кругу, выполняют артикуляционные упражнения, с соответствующим  движением рук.

Определяют положение органов артикуляции при произношении звука [Р] с опорой на графическую схему.

Дают характеристику звука [Р] - согласный, твёрдый, звонкий с опорой на схему.

Актуализация знаний

Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)

- Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.

Отвечают на вопросы, рассуждают.  Вспоминают пословицы, объясняют их значение,   высказывают

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Актуализация знаний

- Что такое дружба? (Ответы детей). 

- Можно ли прожить без друзей?

    Короткие и мудрые мысли называются в народе пословицами. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал много пословиц и поговорок, которые передавались из поколения в поколение.  Какие вы знаете пословицы о  друзьях и дружбе? (Дети называют пословицы).

Аня, а ты какую пословицу знаешь?  Как вы понимаете  эту пословицу.

Умницы! Вы знаете много хороших пословиц о друзьях.

собственное мнение.

Паша: «Человек без друзей, что дерево без корней».  

(Человек не может жить без друзей, друзья всегда придут на помощь, с ними весело и хорошо.)

Аня: «Нет друга - ищи, а найдешь, береги».  

(Хороший, надёжный друг и в беде выручит, и словом поддержит, но на такое способны лишь самые настоящие друзья).

 Рома М.: «Старый друг - лучше новых двух». (Старые друзья никогда не обманут, помогут и они намного вернее, чем новые).

Демид: «Друг познаётся в беде». (Если ты попал в беду настоящий друг всегда придёт на помощь, будет рядом. А тот, кто не поможет тебе, тот не друг вовсе). 

 Рома Ж.: Там где дружат - живут не тужат. 

(Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче вместе всё делать и  хорошо   жить.)

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Практический этап

1. Игра «Клубок Дружбы». Ребята, что  у меня в руках? (Клубок) Это клубок не простой - это клубок Дружбы.  Хотите поиграть  с клубком? Будем клубок передавать друг другу и говорить, каким должен быть настоящий друг.

Посмотрите, ниточка нас связала, и наша дружба стала крепче. Нас с вами объединила волшебная нить дружбы.

2. Подбор действий к предмету (сматывают нитку в клубок).  Аня, как ты думаешь, что объединяет настоящих  друзей? Паша, а как ты считаешь? И т. д.

Вы говорите, что с друзьями любите играть в  разные игры. В какие?

3. Физминутка.  Музыкальная  русская народная  игра  «У бабушки  Маланьи » (аудиозапись в исполнении ансамбля «Яра»).  Приложение 1.

   Я предлагаю  вспомнить и поиграть в русскую  народную игру «У  бабушки Маланьи».

Что нужно, чтобы выбрать ведущего для игры? Кто знает считалку?

   Не забывайте во время игры  четко произносить звук [Р].

4. Мирилки для друзей.

   Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь с другом? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?   Что нужно делать, чтобы не ссориться. Как можно помирить друзей? Русский народ для этого случая придумал мирилки

Дети отвечают. Подбирают прилагательные, глаголы.

Друг - надёжный, верный, вежливый, щедрый, добрый, понимающий, умный, веселый, дружелюбный, трудолюбивый, преданный, хороший,  и др.

Друзья вместе отдыхают – играют – гуляют – занимаются – проводят праздники – помогают и поддерживают  друг другу , умеют хранить тайны, прощать, не обижать…

Называют игры, в которые играют с друзьями.

Ребёнок с помощью считалки выбирает ведущего. Играют 2 раза.

Отвечают, рассуждают, опираясь на свой личный опыт.

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

Практический этап

Что такое мирилки и для чего они нужны? Какие вы знаете мирилки. Не забывайте четко произносить звук [Р].

5. Игра «Весёлые скороговорки».

    А ещё вместе с друзьями можно  устроить весёлые соревнования говорунов, произносящих скороговорки.

Паша, а ты знаешь, что такое скороговорки? (рифмованные весёлые или шуточные  фразы).

Народ их  придумал, чтобы научить детей говорить чисто,  правильно и чётко, выговаривать все звуки.

Вспомните, какие скороговорки вы знаете.

    Скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Возьмите кубик «Эмоции» и произнесите свою скороговорку с  интонацией и эмоцией, изображённой  на кубике (удивление, радость, грусть и т.д.). 

Если дети забыли скороговорки, предлагаются мнемотаблицы для напоминания.

6.Составление описательного рассказа «Мой друг» с опорой на мнемотаблицу.

   У каждого из вас есть друг.   А хотели бы вы про него рассказать? Опишите своего друга.

Поможет вам эта  таблица.

 Разбор таблицы: 1. Имя  (как зовут друга?)

                                 Возраст (сколько лет?)

2.  Внешний вид  (прическа,  цвет волос,  глаз,  рост).

Один из детей показывает, как надо мириться и произносит знакомую ему мирилку. Например:

Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить как прежде будем!

Отвечают на вопрос.

Произносят скороговорки, выученные на индивидуальных занятиях в течение года,   с различной интонацией.

Рассматривают мнемотаблицу, вспоминают символы.

Этапы деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность детей

3.Черты характера.  (Какой (ая) он (она)?)

4. Увлечения (чем  любит заниматься?)

5. Отношение к другу (что тебе нравится в твоем друге?)

    Не забывайте четко проговаривать все звуки, когда будете рассказывать.

    Кто хочет первым рассказать о своём друге?

    Ребята,  как вы думаете, смогли ли вы рассказать  о своём друге? Что вам помогло в этом? Паша, тебе было интересно слушать про друга Ани?  

Мы все узнали,  какие у вас замечательные друзья.

Составляют рассказ о своем друге.

Осуществляют самоконтроль за  правильным произношением звуков.

Рефлексивно-коррегируюший

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Какой звук вы учились правильно произносить?  Паша, в какую бы народную игру предложил сыграть  своим друзьям? Демид, что ты узнал интересного и  нового? За что Рома, ты можешь себя похвалить. У кого были затруднения? Какие?  

Логопед хвалит детей за старание, правильное произношение звука [Р].  

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что нового узнали, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Приложение 1

  Русская народная  игра «У бабушки Маланьи»  вариант в исполнении ансамбля Яра.

Выбирают ведущего «Маланью». Дети   идут по кругу, приговаривая слова, в соответствии с текстом выполняя движения.

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке.
Жили семь сыновей,
Жили семь дочерей,

С такими ушами,

С такими глазами.

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Ничего не ели,

Ничего не пили.

На нее  смотрели

Делали вот так.

А как?

Ведущий показывает движения, дети за ним  повторяют.

Кто точнее выполнит движение, тот становится ведущим.

https://box.hitplayer.ru/?s=%D1%83%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B8&ysclid=loh23esd37670274197

Приложение 2

1.Имя  (как зовут?)

 Возраст (сколько лет?)

2. Внешний вид.

(прическа;

цвет волос, глаз;

 рост-высокий, средний, низкий).

3. Черты характера.

(Какой (ая) он (она)?)

4.  Увлечения.  

(Чем  любит заниматься?)

5.  Отношение к другу.

( Что тебе нравится в твоем друге?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудесный край..." Малые фольклорные жанры. Урок-проект

В ходе подготовки данного урока – проекта учащиеся рисовали карту предстоящего маршрута, подбирали скороговорки, оформляли листы путевого дневника, принимали участие в подборе дидактического мат...

Народные представления о здоровье, отразившиеся в малых фольклорных жанрах

Материал отражает народные представления о ценности здоровья, содержащиеся в пословицах, поговорках, приметах, пестушках....

Занятие литературного кружка «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса.

Занятие литературного кружка на тему  «Отражение событий Первой мировой войны в малых фольклорных жанрах» для обучающихся 5 класса. Основная цель: изучить тематику и проблематику часту...

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения....

Коррекционно-развивающее занятие "Как хорошо иметь друзей"

Занятие для обучающихся 1-2 классов коррекционной школы в рамках недели психологии и логопедии....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста

Особую роль в развитии детей ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные жанры, в том числе потешки. Потешки сопровождающие игровыми движениями, являются прекрасным посредником для установления конт...