"Путь к успеху"
рабочая программа

Петрунина Екатерина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_put_k_uspehu.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по социализации воспитанников семейного центра «Пушкинский»

«Путь к успеху»

Возраст детей:  – до 18 лет

Срок реализации: 1 год

Разработал воспитатель: Петрунина Е.В.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/15/s_5df5bf7944d12/1290480_3.png

Введение

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского центра к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты.

Именно поэтому в настоящее время так важна работа по социализации воспитанников. Детские центры имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

Для адекватного вхождения воспитанника детского центра в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по этике и этикету и профориентации воспитанников.

Основание для разработки программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Концепция духовно нравственного развития и воспитания гражданина РФ

Конституция ООН о правах ребенка

  • Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
  • Закон РФ « О государственной поддержки молодежных и детских общественных объеденений»
  • Устав Центра
  • Современные концепции воспитания

Цели: социализация воспитанников   и подготовка их к самостоятельной жизни для выхода в социум и проживания в семье.

Задачи программы:

Развивающие:

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ

собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать у обучающихся  навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

-воспитание привычки к социально одобряемому поведению в семье, школе, в общественных местах;

-выработка навыков культурного поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной,трудовой, общения);

-расширение кругозора учащихся в мире профессий.

Обучающие: 

- формировать представления о нормах этического поведения;

-формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность.

-научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления.

Познавательные:

-познакомить детей с этикетной терминологией, развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;

 - расширить этический кругозор учащихся;

- активизировать практику общения, применения этических норм поведения;

-ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры.


Ожидаемые результаты

Получив знания по данным темам, участники учебного курса «Этика и этикет, профориентация»:

- усвоют основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;

- узнают четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- узнают  правила поведения в школе, дома и в общественных местах;

- научатся  культурно вести себя в гостях, знают навыки приема гостей;

-научатся сервировать стол;

- приобретут навыки самообразования повысить уровень воспитанности, навыки общения и культуры поведения;

- ознакомятся  с условиями успешного профессионального самоопределения;

- в общении будут вежливыми, тактичными, уважают вкусы и взгляды другого человека стремятся к совершенствованию физической красоты и нравственности.

- получат широкую  информированность о профессиях;

-получат  понимание значимости трудовой деятельности;

-узнают, что такое этикет и для чего он нужен;

-узнают  основы речевого этикета и уметь применять его в различных ситуациях: приветствие, обращение, прощание и т.п.;

-узнают основные правила ведения телефонного разговора и уметь применять их на практике;

-узнают  основные приемы общения с людьми, проявлять доброжелательность в поведении;

Сроки реализации программы:1 год, занятия проходят 1- 2 раза в неделю, 53 недель.

Форма занятий:  занятия проводятся в групповых, малогрупповых ,индивидуальных формах.

Методы занятий: беседы, игры, экскурсии, использование интернет – видеороликов, презентаций. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используется наглядный и дидактический материал, методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение).

Программа состоит из нескольких разделов:

1. «Этика и этикет»

2. « Профориентация»

Эти разделы состоят из ряда занятий, каждое из которых рассчитано на 40-45минут.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Формы проверки

теория

практика

всего

Этика и этикет

Мониторинг входящий, исходящий

1

Вводное занятие

1

1

Отчет воспитателя

2

Тематические занятия

34

34

Наблюдение

3

Игры

6

6

Профориентация

1

Вводное занятие

1

1

2

Тематические занятия

14

28

3

Игры

3

3

Итого

73

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Так что же делает человека человеком?Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40-50 г.г. в работах А.Бандуры, Дж. Кольмана и др. В различных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я-концепции. В отечественной психологии социализация разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, систематизирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в образовательных системах. В силу объективных причин, изменений, происходящих в государстве, подходы к социализации также рассматриваются в несколько другом ракурсе. В настоящее время изучением проблемы социализации детей-сирот занимается А.В. Мудрик. Он рассматривает социализацию как процесс развития личности.

       Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские центры в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского Ценра является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников  семейного Центра отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского Ценра к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характеромПеред педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

- позитивное отношение к людям;

- способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;

- потребность в труде как образе жизни;

- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника детского Центра в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по этике и этикету , профориентации.

Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения.

Выпускники детского Центра должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников детского центра усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников детского центра вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, . Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

У детей нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей  школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.

Отличительной чертой данного направления  является то, что в процессе обучения по программе, обучающиеся осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, внепосредственной профессиональной деятельности.

«Этика и этикет»

Отличительной чертой данного направления  в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, профориентации являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающими.

                                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Этика и этикет.

1

 Вводное занятие.

Что такое этикет? Какой бывает этикет!

1

2


Тематическая беседа.

Речевой этикет

1

3

Тематическая беседа. Искусство общения с другими

1

4

Тематическая беседа.

Телефонный этикет

1

5

Тематическая беседа.

Поведение в транспорте

1

6

Просмотр фильма.

Этикет знакомства

1

7

Тематическая беседа.

Поведение на улице

1

8

Тематическая беседа.

 Поведение в магазине

1

9

Тематическая беседа.

Поведение в кино, в театре

1

10

Тематическая беседа.

 Правила поведения за столом в столовой и кафе

1

11

Тематическая беседа.

 Письменный этикет

1

12

Тематическая беседа.

Какими бывают визиты?

1

13

Тематическая беседа.

О визитах соболезнования

1

14

Тематическая беседа. Визиты к больным

1

15

Презентации по теме: «Гостеприимство как составляющая повседневной жизни»

1

16

 Просмотр презентации. Этикет и Интернет

1

17

Тематическая беседа.

Культура общения в семье

1

18

Тематическая беседа. Этикет путешествия 

1

19

Просмотр презентации. Как вручать и как принимать подарки

1

20

Тематическая беседа. Как пригласить на день рождения. Обязанности хозяев и гостей. 

1

21

Игра « В кругу семьи». Практическое занятие

1

22

Игра «А у нас сегодня день рождение». Практическое занятие

1

23

Сюжетно - ролевая игра «Магазин». Практическое занятие

1

24

Игровые ситуации. Лучшее знакомство 

1

25

Конкурс кроссвордов вежливости

1

26

Тематическая беседа. Твой внешний вид

1

27

Тематическая беседа. Правила поведения за столом. 

1

28

Тематическая беседа. О комплиментах.

1

29

Тематическая беседа.Умение обслуживать гостей.

1

30

Тематическая беседа.

Последовательность приема пищи.

1

31

Тематическая беседа.

Культура потребления блюд.

1

32

Тематическая беседа.

Столовый этикет.

1

33

Тематическая беседа.

Столовый и гостевой

1

34

Тематическая беседа.

Приборы. Пользование столовыми приборами.

1

35

Тематическая беседа.

Посуда. Виды посуды. Ее назначение.

1

36

Просмотр презентации. Сервировка стола.

1

37

Тематическая беседа. Сервировка фруктового стола

1

38

Тематическая беседа. Сервировка чайного стола

1

39

Тематическая беседа. Праздничная сервировка стола

1

40

Тематическая беседа. Поведение за столом

1

41

Этикет дружбы. Игра «Встреча друзей»

1

«Профориентация»

42

Профориентация. Что такое профориентация?

1

43

Увлечения и профессия. Влияние интересов на выбор профессии.

1

44

Классификация  Профессий. Просмотр презентации

1

45

Игра  «Чей это инструмент?»

1

46

Конкурс  рисунков о труде «Профессии»

1

47

Тематическая беседа.Профессия строитель

1

48

Тематическая беседа.Профессия каменщик, штукатур, маляр, плотник.

1

49

Тематическая беседа.Профессия почтальон.

1

50

Тематическая беседа.Профессия библиотекарь

1

51

Тематическая беседа.Профессия пожарный.

1

52

Тематическая беседа.Профессия продавец-кассир

1

53

Тематическая беседа.Профессия повар.

1

54

Тематическая беседа.
Профессия автомеханик
.

55

Тематическая беседа.Профессия врач, медицинская сестра

56

Тематическая беседа. Профессия цветовод, ландшафтный дизайнер.

1

57

Тематическая беседа. Профессия ветеринар

1

58

Тематическая беседа. Профессия ветеринар»

59

Тематическая беседа. «Профессия воспитатель»

1

60

Тематическая беседа. «Профессия учитель»

1

61

Тематическая беседа. «Профессия фармацевт»

1

62

Тематическая беседа. Профессия «Полицейский»

1

63

Тематическая беседа. Профессия «Судья»

1

64

Тематическая беседа. Профессия «Участковый»

1

65

Тематическая беседа. Профессия «Металлург»

1

66

Тематическая беседа. Профессия «Машинист локомотива»

1

67

Тематическая беседа. Профессия «Проводник», железнодорожный служащий

1

68

Тематическая беседа. Профессия «Агроном»

1

69

Тематическая беседа. Профессия «Космонавт»

1

70

Тематическая беседа. Профессия «Кассир»

1

71

Тематическая беседа. Профессия «Швея»

1

72

Тематическая беседа. Просмотр презентации. Ошибки при выборе профессии.

1

73

Экскурсия.Выезд на предприятие

1

Заключение

     Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан.
   Детский центр выполняет не только воспитательные и образовательные функции, но и готовит воспитанников к взрослой семейной жизни. Жизнь детей максимально приближена к благополучной семье, не только созданием условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это не кровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего пребывания в Центре в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни. Они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Семейный кодекс РФ. – М. – 2011;

2.Сидорова Л.К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М, 2003;

3.Сниваковская А.С. Как быть родителями.// М., - 2000.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Проблема социального воспитания детей-сирот.//Ярославль,- 2012;

5. Программа курса для выпускников детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Постинтернатная подготовка к самостоятельной жизни».//Владимир, - 2011;

6. Пособие по социально-правовой ориентации.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 2010;

7. Интернет источники.

Педагогический мониторинг

  Воспитанник (ца)______________________________________

  Дата  ________________

Параметры

Критерии

(Входящий)

Критерии

(Исходящий )

Критерии

(Исходящий)

-разнообразие умений и навыков. Этика и этикет

Владеет культурным общением с взрослыми

Владеет культурным общение со сверстниками

Культура поведения на улице

Культура поведения в общественном месте

Культура поведения в столовой

Владеет этикетом разговора по телефону

Владеет этикетом гостеприимством

Умеет сервировать стол

Умеет сервировать чайный стол

Умеет сервировать праздничный стол

Знает какие бывают профессии

Знает специфику профессий

Итого:

Критерии:

-высокий уровень(5 баллов): учащийся в совершенстве владеет материалом, терминами и понятиями, применяет полученные знания на практике успешно.

-средний уровень(4 балла): учащийся хорошо владеет материалом, терминами и понятиями, применяет полученные знания на практике.

 -низкий уровень(3 балла): учащийся удовлетворительно владеет материалом, затрудняется в применении некоторых терминов,  понятий, ошибается при применении  полученных знаний на практике.

-  плохой уровень (2 балла): учащийся не  владеет материалом, затрудняется в применении некоторых терминов,  понятий, ошибается при применении  полученных знаний на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...

Диплом за печатную работу "Путь к успеху"

Данный диплом был выдан мне издательством "1сентября", сегодня получила его по почте. 14.06.11г. А также к нему был приложен сертификат, удостоверяющий публикацию моей статьи....

Адаптированная программа кружка "Путь к успеху"

Адаптированная программа кружка "Путь к успеху", разработанная в рамках Международной образовательной программы Intel "Путь к успеху", расчитанная на 144 часа...

На пути к успеху

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова, Ивановой...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...