Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования
рабочая программа

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii_starshie.docx95.91 КБ

Предварительный просмотр:

2.3.    Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 1» (далее - Программа) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Программа  обеспечивает:

  • достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;
  • формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику

региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и

индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального

взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.

Программа содержит:

  • цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся при получении среднего общего образования;
  •  основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
  • содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
  •  модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
  •  описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
  •  описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
  • описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
  •  описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
  •  планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни, антикоррупционного мировоззрения;
  • критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования являются содержательной и критериальной основой для разработки программы.

Программа разработана с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей обучающихся школы, условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся, реализуемых через урочную и внеурочную деятельность.

2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания,

социализации обучающихся

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

  • освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
  • вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
  • помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
  • овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.

Ценностными основами являются базовые национальные ценности российского общества, такие, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

2.3.2. Основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся

Направление

Ценностные основы

Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

  • любовь к Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству
  • правовое государство, демократическое государство,  социальное государство, гражданское общество
  • закон и правопорядок, социальная компетентность, ответственность за судьбу своей страны, социальная самоидентификация
  • поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
  • социальная солидарность, многообразие и уважение культур и народов

Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности

  • самосовершенствование, самореализация, самоуважение, самооценка, саморазвитие, самовоспитание, самостоятельность, ответственность
  • роль человека в обществе
  • значение общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы
  • правила эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими
  • значимость ответственного отношения к слову как к поступку, действию

Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  • жизнь во всех ее проявлениях
  • экологическая безопасность, экологическая грамотность
  • экологическая культура
  • экологически здоровый и безопасный образ жизни
  • физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье
  • стремление к здоровому образу жизни

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии

  • научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира
  • нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности
  • уважение к труду и людям труда
  • нравственный смысл труда, творчество и созидание
  • целеустремленность и настойчивость, бережливость
  • выбор профессии

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры

  • красота, гармония, духовный мир человека
  • самовыражение личности в творчестве и искусстве
  • эстетическое развитие личности, художественная культура, духовная культура

Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста

  • семья, любовь, дружба, взаимоуважение, взаимодействие
  • гендерная культура, взаимопомощь, забота о младших и старших

Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур  

  • нравственный выбор
  • жизнь и смысл жизни
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство
  • духовно-нравственное развитие личности

2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися

В МБОУ СШ № 1 духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляются по нескольким направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другим, раскрывает каждую обозначенную в Стандарте сторону духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определенной системе базовых ценностей, усвоение обучающимися которых  оно должно обеспечивать.

Направление

Содержание деятельности

Виды деятельности

Формы занятий

Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина

  • система знаний об основах правового и гражданского поведения
  • создание условий  для формирования культуры, проявлений гражданской позиции, патриотизма
  • изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество
  • организация встреч с патриотами своей страны
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся
  • сотрудничество с социумом и общественными  организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся
  • обучение школьников социальному взаимодействию, информирование обучающихся о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов
  • демонстрация вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности
  • освоение основ нравственно- правового выбора
  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • тематические классные часы
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
  • посещение музеев боевой и трудовой славы
  • встречи с ветеранами войны и труда, войнами – ветеранами афганской и чеченской войн
  • социально-значимые и благотворительные проекты и акции
  • праздники, конкурсы, фестивали
  • КТД
  • конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематики
  • походы, праздники, часы общения
  • предметные недели по истории и праву, психологии
  • благотворительные акции
  • шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков)
  • конкурсы чтецов,  сочинений, презентаций, видеороликов
  • освещение СМИ
  • сюжетно – ролевые игры гражданского и историко – патриотического содержания
  • краеведческая работа

Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности

  • анализ ценностных оснований самообразования, саморазвития, самовоспитания
  • разностороннее развитие нравственного мышления, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры обучающихся, ответственности за свои поступки
  • понятие о нравственном выборе намерений, действий и поступков
  • личная программа самовоспитания
  • нормы и правила поведения в обществе, социальные роли человека
  • изучение нравственного климата в классе, школе
  • позитивная самооценка, самоуважение
  • конструктивные способы самореализации
  • создание условий для проявления обучающимися нравственных качеств
  • позитивный социальный опыт, образцы поведения подростков и молодёжи в

современном мире

поощрение обучающихся, совершающих нравственные поступки, создание условий для совершения нравственного выбора

  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • тематические классные часы
  • тренинги нравственного самосовершенствования
  • ролевые игры
  • уроки
  • исследовательские работы
  • неделя психологии
  • диагностики,  самодиагностика
  • индивидуальные консультации
  • интеллектуальные и творческие конкурсы, проекты
  • социально-значимые проекты и акции
  • праздники, конкурсы, фестивали
  • КТД
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • дискуссии
  • просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей, постановка обучающимися спектаклей в школьном театре, разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора и иные разновидности занятий

Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно – оздоровительной деятельностью
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности
  • профилактика наркотической и алкогольной зависимостей, табакокурения и других вредных привычек
  • формирование бережного и ответственного отношения к физическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь
  • развитие культуры здорового питания
  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека
  • формирование способности прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека
  • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность
  • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований
  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения
  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества
  • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека
  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • экологические акции
  • десанты
  • субботники, социльно-значимые акции
  • беседы, лекции, тематические вечера, праздники
  • экскурсии, походы
  • встречи с экспертами (психологами, врачами, людьми, получившими общественное признание)
  • массовые общественно – спортивные мероприятия
  • участие в общественно – массовых движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, экологические организации)
  • предметные недели: ЗОЖ, психологии, экологии
  • спортивные акции, праздники
  • игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия школы и медицинских учреждений
  • встречи со спортсменами,  тренерами, представителями профессий

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии

  • осознание нравственных основ образования
  • осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни
  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ
  • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений
  • формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски
  • формирование умения планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения
  • общее знакомство с трудовым законодательством
  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности
  • ознакомление с предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы
  • готовность к профессиональному выбору (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования)

  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • встречи с представителями различных профессий, с интересными людьми, мастерам своего дела
  • тематические классные часы
  • экскурсии на предприятия в фирмы и организации
  • ярмарка профессий
  • дни открытых дверей
  • консультативная помощь в профессиональной ориентации
  • профориентационное тестирование и консультирование
  • формирование информационных банков – с использованием интерактивных форм, имитационных моделей, социальных тренажеров, деловых игр
  • общественно – значимые акции по благоустройству школы, ее территории
  • участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций
  • сюжетно – ролевые экономические игры

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры

  • формирование основ эстетического восприятия мира, представлений о многообразии мировой культуры
  • формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России
  • знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами
  • знакомство с местными мастерами прикладного искусства
  • изучение творчества писателей, поэтов, художников родного края и их вклад в историю России
  • развитие творческих наклонностей и способностей  
  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • встречи с представителями творческих профессий
  • походы в музеи, на выставки, в театры
  • тематические выставки
  • экскурсии на художественные производства, к памятникам
  • зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам

Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста

  • воспитание ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
  • создание условий для общения со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и социально-значимой видах деятельности
  • учет культурных и социальных потребностей семей обучающихся
  • представление и защита интересов детей и их семей
  • профилактика асоциального, девиантного поведения учащихся через работу Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
  • социально-педагогическое сопровождение и поддержка семейного воспитания через реализацию школьных программ
  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • тематические классные часы, тренинги
  • тематические родительские собрания
  • родительские конференции
  • дни здоровья
  • День матери
  • День семьи
  • день открытых дверей
  • индивидуальные консультации
  • совместные с родителями праздники, концерты, фестивали
  • социально-значимые акции, школьные проекты
  • исследовательские работы
  • диагностика типов семей с целью выявления семей, нуждающихся в адресной помощи и поддержке
  • патронаж семей

Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур  

  • формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей,  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку  
  • формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
  • формирование способности к сопереживанию
  • и формирование позитивного
  • отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам
  • формирование нравственного сознания и
  • поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия)
  • формирование компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, взаимоотношений в семье
  • общественно-полезная
  • учебно-исследовательская
  • проектная
  • познавательная
  • информационно-познавательная
  • художественно-творческая
  • социальная
  • учебная
  • спортивно-оздоровительная
  • эколого-направленная
  • профессиональное самоопределение
  • практическая (прикладная)
  • инновационная
  • аналитическая
  • интеллектуальная
  • тематические классные часы
  • тренинги нравственного самосовершенствования
  • ролевые игры
  • участие в ученическом самоуправлении, волонтерском движении, общественной деятельности
  • социальные проекты и акции

2.3.4.  Модель организации работы по духовно-нравственному развитию,

воспитанию и социализации обучающихся

Деятельность школы представлена в виде организационной модели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и осуществляется:

- на основе базовых национальных ценностей российского общества;

- при формировании уклада жизни школы;

- в процессе урочной и внеурочной деятельности;

- в рамках сетевой формы реализации образовательных программ с учетом историко-культурной и этнической специфики региона;

- с созданием специальных условий для различных категорий обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, а также одаренных детей)

                

        

Определяющим способом деятельности по духовно – нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:

- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;

- включающего урочную и внеурочную деятельность;

- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;

- учитывающего историко – культурную специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В формировании уклада жизни школы определяющую роль призвана играть общность участников образовательных отношений: обучающихся, ученических коллективов, педагогического коллектива школы, администрации, учредителя школы, родительского сообщества, общественности.

Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.

Особенностями воспитательного процесса в школе являются:

1.        Единство воспитания в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и социально-значимой деятельности

2.        Индивидуализация, личностно-ориентированное воспитание

3.        Реализация культурологического и системно-деятельностного подхода

4.        Активное включение детей в общественно и личностно-значимую деятельность

5.        Сотрудничество детей и взрослых на основе взаимопонимания и общения

6.        Открытая система, имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой.

        

2.3.5. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся

Организация социально значимой деятельности обучающихся осуществляется в рамках их участия:

  • в общественных объединениях, где происходит содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей;
  • в работе органов ученического самоуправления школы (Совет учащихся) и актива класса;
  • социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.

Развитие опыта общественной деятельности обучающихся осуществляется в процессе участия в  преобразовании среды школы и социальной среды города путем разработки и реализации школьниками социальных проектов и программ.

Методы

Формы

  • определение обучающимися своей позиции в школе и в городе;
  • определение границ среды как объекта социально значимой деятельности обучающихся (школьная среда, среда микрорайона, социальная среда города);
  • определение значимых лиц – источников информации и общественных экспертов (педагогических работников школы, родителей, представителей различных организаций и общественности и др.);
  • разработка форм и организационная подготовка непосредственных и виртуальных интервью и консультаций;
  • проведение непосредственных интервью и консультаций с общественными экспертами о существующих социальных проблемах;
  • обработка собранной информации, анализ и рефлексия, формулирование обучающимися дебютных идей иразработка социальных инициатив (общественная актуальность проблем, степень соответствия интересам обучающихся, наличие ресурсов, готовность к социальному действию);
  • разработка, публичная общественная экспертиза социальных проектов, определение очередности в реализации социальных проектов и программ;
  • организация сбора пожертвований для ресурсного обеспечения социальных проектов и программ;
  • планирование и контроль за исполнением совместных действий обучающихся по реализации социального проекта;
  • завершение реализации социального проекта, публичная презентация результатов (в том числе в СМИ, в сети Интернет), анализ и рефлексия совместных действий
  • деятельность в органах ученического самоуправления на уровне школы и класса;
  • деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на школы;
  • подготовка и проведение социальных опросов по различным темам и для различных аудиторий по заказу организаций и отдельных лиц;
  • участие в работе пресс-центра школы, сотрудничество с муниципальными и районными СМИ;
  • участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.);
  • участие в социальных акциях (школьных и внешкольных), в рейдах, трудовых десантах, экспедициях, походах;
  • организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении;
  • участие в шефской деятельности над обучающимися младших классов;
  • участие в проектах образовательных и общественных организаций

2.3.6. Описание основных технологий взаимодействия  и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов

Организация социальной деятельности обучающихся 10-11 классов исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.

Технологии

Социальные партнеры

  • социальное проектирование – создание условий для социальных проб личности. Предполагает: связь с жизнью, развитие социальной активности детей, развитие умения адаптироваться к действительности, умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;

  • информационно – коммуникационные технологии – система методов, процессов и программно – технических средств для сбора, обработки, хранения, распространения и использования  информации;

  • благотворительные акции – оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи;

  • КТД- социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, это творчество саморазвития личности;

  • педагогическое консультирование - консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем

  • здоровьесберегающие - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
  • Родительская общественность
  • ГАУ ЯО Центр патриотического воспитания
  • Ярославский городской молодежный центр (МУ СОПиМ)
  • МОУ ДО  Ярославский Детский морской центр им. Адмирала Ушакова Ф.Ф.
  • ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
  • Библиотеки
  • Музей истории города Ярославля
  • Музей боевой славы города Ярославля
  • Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
  • Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
  • Ярославское музыкальное училище (колледж им. Л.В. Собинова)
  •  «Эйнштейн-Центр. Школа увлекательных наук»
  • ОО города Ярославля
  • МОУ ДО Культурно образовательный центр «Лад»
  • МОУ ДО детско-экологический центр «Родник»
  • Приют для бездомных животных «Ковчег», «ЯрКот», «Вита»
  • МОУ ДО ЯЮЦ «Радуга»
  • МОУ ДО ЦВР «Глория»
  • ГАОУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»
  • ООО «Ярославль Вторма»
  • ГУЗ ЯО Детская поликлиника № 1
  • ФОКи города Ярославля
  • Ярославская областная клиническая наркологическая больница (отдел работы с несовершеннолетними)
  • МУ СШОР № 2
  • Детско-юношеский центр «Ярославич»
  • МУ ЦФКиС «Медведь»
  • Спортивные объединения и школьные клубы района и города
  • Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова
  • Ярославская государственная филармония
  • Ярославский государственный театр юного зрителя
  • Ярославский художественный музей
  • ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
  • Музей зарубежного искусства
  • Музей истории города Ярославля
  • Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой
  • Творческие коллективы города (хоровая капелла «Ярославия», «Струны Руси», «Серпантин», «Чарочка» и др.)
  • Учреждения культуры
  • Управление по молодежной политике мэрии г.Ярославля;
  • МОУ ДО ЯГЦВР
  • МУ ДО Ярославский городской Дворец пионеров
  • Ярославская детская общественная организация «Молодой Ярославль»
  • ЯООО РСМ
  • Дворец Молодежи г.Ярославля
  • Городской координационный совет школьников
  • Городской выездной сбор актива обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Я- АС»
  • Волонтерский корпус г. Ярославля
  • ГУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки Ресурс
  • ОМВД России по Ленинскому городскому району Ярославля
  • Прокуратура Ленинского района
  • Пожарная часть №   12 г.Ярославля
  • ОДН и ЗП территориальной администрации           Ленинского  района г. Ярославля
  • МУ ГЦ ППМС
  • Органы опеки и попечительства г. Ярославля
  • ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
  • Росгвардия

2.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Методами профессиональной ориентации обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность являются следующие.

Метод

Формы

Метод профконсультирования обучающихся — организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области

  • Профессиональное информирование: индивидуальные беседы, проф. реклама, пропаганда
  • Профессиональное консультирование: справочно – информационное, диагностическое, медицинское, формирующее
  • Информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда
  • Игровые консультационные методики

Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание)

  • Профессиональная диагностика
  • Психологическая поддержка
  • Профессиональное консультирование
  • Индивидуальные беседы
  • Игровые консультационные методики

Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание)

  • «Ярмарка профессий» предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в форме, имитирующей ярмарочное гуляние
  • Профориентационные экскурсии на предприятия (посещение производства, музея)
  • Виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям
  • Дни открытых дверей на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования

Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений, либо способностей в той или иной сфере

  • Предметные недели
  • Конкурсы профессионального мастерства
  • Дни открытых дверей на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования
  • Профориентационные экскурсиина предприятия

Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач

  • Профориентационная консультация
  • Деловые игры
  • Олимпиады по предметам

 

2.3.8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

Культура безопасности жизнедеятельности, экологическая культура, физическая культура и культура здоровья входят в понятие культуры устойчивого развития, т.е. способности человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде.

Методы

Формы

Мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

  • Рациональной организации урочной и внеурочной деятельности предусматривают объединение участников образовательных отношений в практиках общественно-профессиональной экспертизы образовательной среды отдельного ученического класса, где роль координатора призван сыграть классный руководитель

  • Организации физкультурно – оздоровительной работы предполагают формирование групп школьников на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта (спортивные клубы и секции), организацию тренировок в клубах и секциях, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований
  • Профилактической работы предусматривают выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т.д., разработку и реализацию комплекса адресных мер; использование возможностей профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и др.
  • Просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений рассчитаны на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы
  • Исследование, обмен мнениями учащихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России и других стран, диспуты, туристические походы, экскурсии, спортивные конкурсы
  • спартакиада, спортивная эстафета, спортивный праздник, оздоровительные процедуры, акции, туристические походы, Дни здоровья, конкурсы, мониторинг здоровья, подготовка и проведение сдачи нормативов ВФСК ГТО

  • Профилактические беседы, лекции, консультации, рефераты, презентации, проекты, индивидуальные консультации, привлечение специалистов для проведения профилактической работы

  • Лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы, концерты, выставки, использование информационных ресурсов сети Интернет
  • Групповые исследовательские проекты, оценка безопасности традиционных маршрутов, которыми обучающиеся идет в школу, разработка рекомендаций для родителей, учащихся, полиции по прокладке безопасных маршрутов
  • Участие в районных, городских тематических мероприятиях
  • Ток-шоу, диспуты, беседы, встречи с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения, проведение социологических опросов, съемка видеосюжетов по теме безопасного поведения на дорогах
  • Участие в акциях: «Пристегните ремни», «Внимание – дети!»
  • Подготовка и проведение тематических уроков безопасности, сценических постановок с обучающимися младших классов с последующим обсуждением
  • Компьютерное тестирование по правилам дорожного движения
  • Проведение контрольных срезов знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах, преподаваемых в рамках учебных дисциплин (ОБЖ)
  • Практические занятия «ПДД в части велосипедистов»
  • Конкурс памяток «Школьнику -пешеходу (зима)», «Школьнику - пешеходу (весна)»
  • Месячники безопасности дорожного движения 

2.3.10. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей обучающихся)

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся осуществляется с учетом многообразия их позиций и социальных ролей:

  • как источника родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка; эксперта результатов деятельности образовательной организации;
  • как обладателя и распорядителя ресурсов для воспитания и социализации;
  • как непосредственного воспитателя (в рамках школьного и семейного воспитания).

Методы

Формы

  • Вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни образовательной организации; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме

  • Переговоры педагогов с родителями с учетом недопустимости директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей; использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайней меры

  • Консультирование педагогическими работниками родителей (только в случае вербализованного запроса со стороны родителей)

  • Содействие в формулировании родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации

  • Родительское собрание. При этом используются различные современные способы коммуникации (электронная почта, СМС-сообщения, мобильная связь и т.д.)
  • Родительские конференции
  • Публичный отчет, День открытых дверей
  • Участие в управлении ОУ: Управляющий совет, служба медиации - представление и защита интересов детей и их семей в правоохранительных органах, органах опеки и попечительства
  • Лекция (подробно раскрывающая суть проблемы воспитания). Главное – анализ явлений, ситуаций.
  • Практикум – выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций.
  • Открытые уроки – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
  • Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
  • Индивидуальные психолого – педагогические консультации с привлечением специалистов (психолога, социального педагога, специалистов МУ ГЦ ППМС
  • Планирование (учет особых интересов семей, получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации в образовательной деятельности, при ее планировании, получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражение ее в рабочих программах, перспективных, календарных планах),  организация образовательного процесса, оценка результата, освоение детьми основной общеобразовательной программы (участие в диагностике)
  • Социально-педагогическое сопровождение и поддержка семейного воспитания через реализацию школьных программ
  • Неформальное взаимодействие: электронная почта, электронный дневник, гостевая книга, интернет-форум, вебинар, видеоконференция, онлайн-диагностика, онлайн-консультация, дистанционное просвещение, социальные сети
  • Тренинги, практикумы, тематические вечера
  • Физкультурно-спортивные мероприятия
  • Совместные творческие проекты и акции
  • Музыкальные праздники, тематические вечера
  • Организация каникулярного  времени и досуга детей
  • Экскурсии, игровые семейные конкурсы, викторины, фотовыставки
  • Праздники

2.3.10. Планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового экологически целесообразного образа жизни

К планируемым результатам духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни относятся личностные результаты, представленные в п.1.2.1.ООП СОО.

Направление

Планируемый результат

Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

  1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее мононационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну)
  2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, сознательно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности
  3. Сформированность готовности к служению Отечеству, его защите

Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности

  1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  2. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
  3. Сформированность готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельностью

Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  1. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курение, употребление алкоголя, наркотиков
  2. Установка на бережное, ответственное  и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
  3. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии

  1. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов,  отношение к профессиональной деятельности как  возможности участия решения личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры

  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста

  1. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности
  2. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур  

  1. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,  достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
  2. Проявление эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, порта, общественных отношений

2.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся

В целях оценки эффективности реализации образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся используются следующие критерии и показатели:

Критерии

Показатели

Уровень мотивации школьников

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий. Количество мероприятий

Уровень воспитанности учащихся по различным компетенциям

Мера соответствия учащегося запланированному воспитательному результату

Вовлеченность школьников в олимпиадное движение

Количество:

- вовлеченных;

- победителей олимпиад различного уровня;

- педагогов, подготовивших победителей

Развитие интеллектуального и творческого потенциалов школьников

- количество учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность;

- количество научно – исследовательских мероприятий;

Вовлеченность школьников в конкурсы и фестивали

Количество:

- вовлеченных учащихся в конкурсы;

- победителей конкурсов;

- педагогов, подготовивших победителей

Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучения. Вовлеченность учащихся в спортивно – оздоровительные секции

Количество вовлеченных в разработку и реализацию социальных проектов, экологических и трудовых акций.

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение спортивных мероприятий.

Количество спортивных мероприятий.

Количество вовлеченных учащихся в спортивно – оздоровительные секции

Вовлеченность учащихся в деятельность школьных СМИ

Количество вовлеченных учащихся

Динамика социальной, психолого – педагогической и нравственной атмосферы в школе

Количество учащихся с доминантой компетентных коммуникативных реакций над зависимыми и агрессивными.

Коэффициент сплоченности, взаимности, удовлетворенности отношениями

Социально – психологическая адаптированность

Эмоциональный комфорт

Удовлетворенность учащихся образовательным и воспитательным процессами

Коэффициент удовлетворенности

Динамика детско – родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы

Количество детско – родительских мероприятий. Количество родителей, присутствующих на мероприятиях

Компоненты диагностики воспитательного процесса:

1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.

- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-

психологических и деловых отношений.

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Социометрия

- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных пре...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...