Рабочая программа по растениеводству для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. На 2023-2024 учебный год.
рабочая программа (8 класс)

Ленёва Галина Владимировна

 

Данный курс «Растениеводство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений– коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение «Растениеводству» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniev_moya_programma_2024.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 7 г. Иркутска»

664 001г. Иркутск, улица Войкова, 1

тел.778-533

Рабочая программа по растениеводству

для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

На 2023-2024 учебный год.

        Учитель.

                                                                                                           Ленёва.Г.В.

                                                                                                                                                       

г. Иркутск 2023 год


Пояснительная записка.

Школьный курс по растениеводству направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и базовых способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс «Растениеводство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений– коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение «Растениеводству» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Цели обучения в предлагаемом курсе «Растениеводстве» 8-9 классах сформулированы как линии развития личности ученика:

- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами;

- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и умений;

- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Задачи курса «Растениеводства» 8-9 классах состоят в том, чтобы:

- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей, обучающихся с ОВЗ;

- учить самостоятельно выполнять трудовые задания;

- работать над коррекцией и развитием личностных качеств, обучающихся;

- воспитывать интерес к предмету;

- сформировать набор предметных умений, необходимых для практической деятельности.

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- наглядно-образного мышления;

- зрительного восприятия;

- пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение «Растениеводству» в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта нарушения опорно-двигательного аппарата и других сочетных диагнозов. Поэтому распределение материала по предмету представлено с учетом возможностей обучающихся.

Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.

В результате освоения курса «Растениеводство» у учащихся предполагается формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе «Растениеводство» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.

Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.

Коммуникативные: в процессе изучения предмета, учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Личностные, и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 8 по 9 класс.

Регулятивные БУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;

- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные БУД

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

- добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;

- добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные БУД

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других людей;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса

- формирование экологического мышления в разных формах деятельности;

- формирование умений при изучении данного предмета;

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

- овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Личностные и предметные результаты

Обучение детей растениеводству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

-проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;

- развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;

-осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии);

-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности.

Содержание учебного предмета «Растениеводство»

1 год обучения

I четверть

Вводное занятие

«Растениеводство.» Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы.

Культурные цветковые растения

Теоретические сведения. Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница между ними. Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях.

Наглядное пособие. Красочное изображение (рисунки, фотографии, слайды) разных цветковых растений.

Экскурсия. Цветник или Ботанический сад. Ознакомление с цветковыми растениями.

Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Виды однолетнего' цветкового растения с крупными семенами (ноготки, настурция, бархатцы и др.). Признаки созревания плодов и семян цветковых растений. Способы ускорения созревания плодов и семян у некоторых растений (перевертывание без повреждения корней). Понятие семена-сырец Сроки созревания и сбора семян. Осыпание семян. Приемы сбора семян. Способы хранения и просушки семян после сбора.

Умение. Сбор семян и плодов.

Практические работы. Сбор или срезка с частью стебля подсохших плодов с семенами. Укладка плодов в картонные коробки и установка на стеллажи для просушки. Срезка некоторых растений с недозрелыми плодами под корень и подвешивание в проветриваемом помещении для дозревания семян.

Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Необходимость удаления отцветающих однолетних растений в цветнике. Инвентарь для работы в цветнике.

Умение. Различение растений, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года.

Практические работыОсенние работы в цветнике. Удаление с корнями однолетних цветковых растений из цветника. Помощь старшим учащимся в выкопке подземных частей растений (корне-клубней, корневищ и др.). Уборка растительных остатков на территории цветника.

Вскапывание почвы в цветнике

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Понятия борозда, глубина вскапывания. Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы рабочая поза, техника безопасности.

Умение. Работа лопатой.

Практические работы. Прокладывание первой борозды. Вскапывание почвы на заданную глубину.

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведения. Земляные смеси для комнатных растений: требования к качеству, составные части, хранение. Приемы составления смесей.

Умения. Составление земляной смеси.

Практические работы. Выбор места для заготовки огородной или дерновой земли. Вскапывание и разрыхление заготавливаемой почвы. Поднос или подвоз почвы к месту хранения. Заготовка перегноя (или закупка торфяной смеси в магазине). Смешивание перегноя (торфа) с землей по указанию учителя.

Практическое повторение

Виды работы. Осенние работы в цветнике. Заготовка почвенных смесей для комнатных растений.

II четверть

Вводное занятие

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев

Объект работы. Пришкольная территория.

Теоретические сведения. Дорожки и площадки на территории школы, приемы и правила ухода за ними.

Умение. Уход за садовыми дорожками и площадкой.

Практические работы. Сгребание опавших листьев. Прополка. Подметание или выравнивание песком садовых дорожек.

Бумажные пакеты для расфасовки семян

Объект работы. Цветочные семена.

Теоретические сведения. Бумажный пакет для семян: назначение (фасовка мелкими партиями), форма, размеры. Форма заготовок и способы соединения деталей пакета.

Умение. Расфасовка семян по пакетам.

Практические работы. Вырезка заготовок для пакета по трафарету. Склеивание с двух сторон пакета. Наклеивание на пакеты изображений цветков тех растений, чьи семена будут храниться в них.

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Значение и приемы обмолота и очистки семян. Признаки доброкачественности и сортировка семян. Использование объемных предметов (наперстка, чайной или столовой ложки) для фасовки семян.

Умение. Ориентировка при работе на образец. Определение вида, качества и объема. Обмолот и очистка семян.

Практические работы. Извлечение семян из сухих плодов. Удаление обломков стеблей. Сортировка семян (разбор на мелкие, поврежденные и недоразвившиеся с ориентировкой на здоровые и полновесные). Насыпка определенного объема семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.

Уход за комнатными растениями

Объект работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определенной влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке и кадке (на ощупь).

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы. Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в горшках и кадках. Полив комнатных растений из детской лейки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление бумажного пакета. Узнавание семян указанного учителем цветочного растения. Выделение их из семенной смеси и фасовка узнанных семян в пакет.

III четверть

Вводное занятие

Цветковые растения, размножаемые семенами

Теоретические сведения. Общее представление о семенном и вегетативном размножении цветковых растений. Примеры размножения теми и другими видами. Пикировка рассады. Уход за рассадой.

Характеристика внешнего вида и декоративных качеств тех растений, которые будут выращиваться в цветнике.

Наглядное пособие. Красочное изображение видов крупносеменного однолетнего цветкового растения (ноготков, настурций, бархатцев и др.) и их размещение в цветниках.

Выращивание бархатцев раскидистого в цветочном горшке

Объект работы. Бархатцев раскидистый.

Теоретические сведения. Виды бархатцев (высокорослый, раскидистый). Сравнительная характеристика внешнего вида и декоративных качеств бархатцев раскидистого и высокорослого. Выращивание бархатцев раскидистых в комнатных условиях (сроки посева семян, уход за растением). Выращивание рассады бархатцев раскидистого.

Умение. Выращивание комнатных бархатцев. Заполнение цветочного горшка земляной смесью. Посев семян.

Практические работы. Подготовка земляной смеси. Промывка и просушка цветочных горшков. Подготовка бумажных водонепроницаемых стаканов. Набивка горшков и стаканов земляной смесью. Полив смеси. Посев бархатцев раскидистого в горшки и стаканы по два семени в одну лунку. Укрытие пленкой и установка в теплое место горшков и стаканов с посеянными семенами. После всходов — оставление одного растения, умеренный полив, установка на хорошо освещаемое место. Наблюдение за развитием растений.

Перевалка комнатного растения

Объект работы. Комнатное растение.

Теоретические сведенияПонятия перевалка п пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Умение. Перевалка растения.

Практические работы. Подбор, промывка и просушка цветочного горшка. Полив переваливаемого растения. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

Инвентарь для работы в цветнике

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для работы в цветнике: виды и назначение (разметка мест посева семян, посадка рассады, инвентарь, обработка почвы, посев семян, уход за растениями). Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

Умение. Пользование мерными инструментами (лентой, шнуром, маркером).

Упражнение. Разметка с помощью мерной ленты, шнура и маркера мест посева семян.

Практическое повторение

Виды работы. Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе. Уход за комнатными растениями. Изготовление бумажных пакетов для расфасовки семян.

Самостоятельная работа

Подготовка почвы для посева семян и посев семян отобранного учителем цветкового растения в цветочные горшки.

IV четверть

Вводное занятие

Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений

Теоретические сведения. Виды крупносеменных однолетних цветковых растений, используемых для посева на газонах и в цветниках. Виды однолетних цветковых растений, используемых для оформления помещения. Характеристика этих растений (декоративные качества, продолжительность вегетационного периода, длительность сохранения декоративных качеств и др.).

Наглядное пособие. Рисунки элементов цветочного оформления улиц н помещений.

Подготовка цветника к посеву однолетних цветковых растений

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Выбор места в цветнике для посева однолетних цветковых растений (ноготков, настурций и других по выбору). Подготовка почвы. Оформление краев цветочных гряд.

Практические работы. Вскапывание почвы лопатой по разметке размера цветочных гряд. Выравнивание краев гряд. Рыхление и выравнивание верхнего слоя почвы.

Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений

Объект работы. Семена цветкового растения.

Теоретические сведенияЗависимость ширины междурядий от характера и размеров растения в полном развитии (высоты стебля, количества и размеров боковых побегов и других признаков). Глубина заделки семян при посеве. Способы разметки посевных рядков. Сроки посева семян.

Практические работы. Разметка посевных рядков с помощью маркера или веревки. Углубление посевных рядков. Раскладка в рядки и заделка цветочных семян. Полив (по необходимости).

Высадка рассады бархатцев раскидистого

Объект работы. Бархатцев раскидистый.

Теоретические сведения. Многообразие мест для посадок рассады бархатцев раскидистых (уличные вазы, газоны, внутренние дворики и др.). Расстояния между посадками растений.

Умение. Выращивание бархатцев раскидистых. Уход за комнатными растениями.

Практические работы. Подготовка почвы. Разметка мест посадки. Полив рассады. Выкопка лунок по разметке и посадка в них рассады. Первоначальный полив (дальнейший, по необходимости).

Практическое повторение

Виды работы. Весенние работы в цветнике. Уход за комнатными растениями.

Самостоятельная работа

Разметка посевных рядков, посев крупносеменного цветкового растения.

(2 год обучения)

I четверть

Вводное занятие

Осмотр и оценка состояния цветковых растений, посеянных весной. Задачи обучения в I четверти и в течение всего учебного года. Организация трудовой учебной группы.

Сбор семян садовых цветковых растений

Объект работы. Садовое цветковое растение.

Теоретические сведения. Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (василек, дельфиниум, ирис и др.). Признаки созревания семян. Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений. Садовые ножницы: приемы работы. Техника безопасности.

Умение. Распознавание созревших семян. Работа садовыми ножницами.

Практические работы. Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля. Размещение плодов и картонные коробки и установка на просушивание.

Цветковые культуры, размножаемые вегетативно

Теоретические сведения. Способы размножения растений (семенной и вегетативный). Цветковое растение, размножаемое вегетативно: виды, использование в цветнике.

Наглядное пособие. Натуральное цветковое растение, размножаемое вегетативно.

Однолетние и многолетние цветковые растения

Теоретические сведения. Виды цветкового растения (однолетнее и многолетнее). Разница между видами. Примеры многолетних цветковых растений, дающих семена, но размножаемых вегетативно. Нецелесообразность семенного размножения этих растений.

Наглядное пособие. Изображения многолетних цветковых растений.

Наблюдение. Многолетние цветковые растения в цветниках и других посадках.

Зимующие многолетние цветковые растения

Теоретические сведения. Виды многолетних цветковых растений (зимующие и не зимующие). Разница между видами. Примеры местных зимующих многолетних цветковых растений (пионы, флоксы, ирисы или др.). Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. Понятие деление многолетнего растения. Необходимость деления на части для многолетника.

Наглядное пособие. Натуральное зимующее многолетнее цветковое растение.

Умение. Распознавание вида, зимующего многолетнего цветкового растения.

Упражнение. Определение вида, зимующего многолетнего цветкового растения.

Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений

Объект работы. Пион.

Теоретические сведения. Общее представление о строении многолетнего цветкового растения. Подготовка растения к пересадке. Подготовка почвы и посадочной ямы для него. Пион: декоративные качества, биологические особенности, периодичность деления и пересадки.

Умение. Определение на глаз количества (деленок). Подготовка почвы и растения к посадке. Выращивание пиона.

Практические работы. Подготовка глиняной болтушки. Обрезка листьев пиона и укорачивание стеблей наполовину. Выкопка посадочных ям. Глубокий подкоп под ним и выкопка. Обильный полив маточного куста. Полная промывка корневища и корней в емкости с водой. Подготовка длинного заостренного делительного колышка. Осмотр куста и определение на глаз количества деленок (на каждой должно быть по 5—7 глазков и отдельных корней). Разметка мест деления нитками. Деление куста колышками и обмакивание корней и корневищ деленок в глиняную болтушку. Насыпка холмиком почвы в посадочные ямы. Посадка деленок (установка на холмик, расправление корней и корневищ, засыпка почвой так, чтобы глазки были на уровне поверхности почвы). Уплотнение почвы. Полив деленок. Мульчирование и досыпка почвы.

Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями

Объект работы. Зимующее многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Состав растения (подземная и надземная части). Надземная часть: строение, признаки отмирания. Подземная часть (луковица, корневище, почки). Виды зимующих многолетников цветковых растений (требующие и не требующие легкого прикрытия на зиму).

Умение. Рыхление почвы.

Практические работы. Удаление отмерших стеблей и листьев с растений. Неглубокое рыхление вокруг растений и вскапывание почвы в междурядьях. Перед наступлением устойчивых морозов легкое укрытие растений торфяной крошкой.

Практическое повторение

Виды работы. Осенние работы в цветнике. Расчистка дорожек вокруг школы.

Самостоятельная работа

Распознавание двух—трех видов зимующего многолетника цветкового растения, требующего легкого укрытия на зиму. Выполнение некоторых операций по осеннему уходу за ними.

II четверть

Вводное занятие

Осенний уход за декоративными кустарниками

Объект работы. Декоративный кустарник.

Теоретические сведения. Кустарники, используемые для озеленения школьного двора: названия, правила осеннего ухода. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: вилы, правила безопасной работы.

Умение. Осенний уход за кустарниками.

Практические работы. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных. Удаление срезанных веток. Сгребание опавших листьев. Вскапывание почвы вокруг кустов.

Изготовление тары для хранения крупных партий семян

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Способы хранения крупных партий цветочных семян. Тканевый мешочек — наилучшая тара для хранения крупной партии цветочных семян. Размеры мешочка, ткань, изготовление (способы соединения краев).

Умение. Выполнение стачного шва и шва в подгибку с закрытым срезом.

Упражнение. Выполнение ручного стачного шва и шва в подгибку с закрытым срезом

Практические работы. Заготовка деталей для пошива мешочка. Складывание деталей. Соединение боковых краев ручным стачным швом. Обработка верхнего среза швом в подгибку с закрытым срезом.

Обмолот и расфасовка цветочных семян

Объект работы. Семена цветковых растений.

Теоретические сведения. Обмолот семян мелкосеменных цветочных растений: цель, правила, приспособления. Правила безопасной работы с приспособлениями.

Умение. Работа с приспособлениями для обмолота семян.

Практические работы. Заготовка бумажных пакетов для расфасовки семян. Разбор, очистка, сортировка и фасовка в бумажные пакеты семян.

Уход за комнатными цветковыми растениями

Объект работы. Комнатное цветковое растение.

Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями (рыхление уплотненной почвы, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев). Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения.

Умение. Самостоятельный выбор приемов ухода за комнатным растением.

Практические работы. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы вокруг них. Добавка земляной смеси (по необходимости). Полив растений.

Практическое повторение

Виды работы. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением, указанным учителем.

IIIчетверть

Вводное занятие

Строение цветкового растения

Теоретические сведения. Общее представление об органах цветкового растения (корни, стебли, листья, цветки). Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа (простой и сложный). Форма и окраска цветков. Особенности цветков растений (корневища, луковица, клубень), назначение корневища, луковиц, клубня у цветкового растения.

Наглядное пособие. Натуральные цветковые растения с различными формами стеблей, листа, цветка и с видоизмененными органами.

Умение. Распознавание и название органов цветкового растения.

Упражнения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными листьями, с одиночными цветками и соцветиями.

Почвы

Теоретические сведения. Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Глинистые и песчаные почвы: вид, признаки, свойства (отношение к воде). Перегной почвы: образование, значение для выращивания растений.

Демонстрация опытов. Обнаружение перегноя в почве. Обнаружение воды в почве. Проникновение воды в песчаную и глинистую почву.

Умение. Распознавание песчаной и глинистой почв.

Лабораторные работы. Отделение песка от глины в почве. Обнаружение перегноя в почве.

Упражнение. Определение песчаной и глинистой почв.

Зимние работы в сквере и парке

Объект работы. Сквер, парк.

Теоретические сведения. Уход за городским сквером и парком зимой. Обязанности рабочего городского зеленого хозяйства по уходу за территорией зеленых насаждений, закрепленных за ним.

Умения. Зимний уход за сквером и парком.

Практическая работа. Чистка от снега дорожек и площадок в сквере или парке.

Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением

Объект работы. Зимующее многолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Зимующее многолетнее, требующее ранневесеннего ухода цветковое растение: виды ухода.

Умения. Удаление мульчирующего слоя. Уход за многолетними зимующими цветковыми растениями.

Практические работы. Удаление мульчирующего слоя. Легкое рыхление почвы. Более глубокое рыхление почвы при появлении ростков.

Практическое повторение

Виды работы. Уход за комнатными растениями. Распознавание форм стеблей п листьев, одиночных цветков и соцветий, корней и корневищу разных цветковых растений.

Самостоятельная работа

Распознавание органов цветковых растений с называнием.

IV четверть

Вводное занятие

Подготовка цветника к весенне-летнему сезону

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Элементы цветочного оформления улицы: рабатка, бордюр, групповая посадка. Использование однолетних цветковых растений, выращиваемых посевом семян в открытый грунт, для оформления школьного двора. Определение мест рабатки, групповой посадки, размещение бордюра. Оформление краев рабатки.

Умение. Распознавание элементов цветочного оформления Планирование размещения клумбы.

Практические работы. Составление плана размещения рабатки из однолетних цветковых растений. Вскапывание почвы на рабатке. Вскапывание участков для размещения высокостебельных однолетних цветковых растений на фоне кустарников или на газоне.

Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Выбор однолетних цветковых растений для выращивания в местных условиях, декоративные качества, биологические особенности. Величина семян выбранных растений и глубина их заделки при посеве. Расстояния между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков.

Умение. Разметка посевных грядок. Выравнивание разрыхленной почвы. Подвязывание стеблей.

Практические работы. Рыхление и выравнивание почвы. Разметка рядков с помощью веревки или маркера, колышков и мерной ленты. Углубление посевных рядков по разметке. Раскладка семян в посевные борозды и заделка их.

Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных

Объект работы. Лилия тигровая.

Теоретические сведения. Лилия тигровая: внешнее строение, декоративные качества, требования к условиям выращивания, продолжительность выращивания на одном месте.

Умение. Выращивание лилии тигровой.

Практические работы. Рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений. При необходимости, выкапывание молодых растений для прореживания посадок. Полив. При необходимости подвязывание стеблей к колышкам.

Уход за однолетними цветковыми растениями

Объект работы. Однолетнее цветковое растение.

Теоретические сведения. Способность однолетних цветковых растений к образованию многочисленных боковых побегов. Причина, последствия боковых побегов. Зависимость расстояния между растениями в рядке от размеров растения в полном развитии. Необходимость прореживания некоторых однолетних цветковых растений.

Умение. Прореживание растений. Весенний уход за кустарниками.

Практические работы. Прореживание растений с ориентировкой на образцово обработанный участок. Полив растений. Оформление краев рабатки подручными средствами.

Практическое повторение

Виды работы. Весенний уход за кустарниками. Расчистка дорожек. Обработка аллей и кустарников. Уборка территории вокруг школы.

Самостоятельная работа

Распознавание на натуре и называние элементов цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка). Разметка посевных рядков. Посев указанного учителем однолетнего растения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

(1 год обучения)

Обучающиеся должны знать:

  • растения, выращиваемые в цветниках и в комнатных условиях;
  • однолетних цветковых растений;
  • сроки созревания семян однолетних цветковых растений;
  • понятия борозда, глубина вскапывания;
  • виды крупносеменных однолетних цветковых растений;
  • правила заготовки земляных смесей и их применение;
  • основные правила ухода за комнатными растениями;
  • разновидность бархатцев и их выращивание;
  • значение и приемы перевалки комнатных растений;

Обучающиеся должны уметь:

  • собрать семян цветковых растений;
  • различать растение, подземный часть которых подлежит выкопки и хранению до весны будущего года;
  • работать лопатой;
  • составлять земляной смеси;
  • ухаживать за садовыми дорожками и площадкой;
  • расфасовать семян по пакетам;
  • поливать комнатных растений;
  • выращивать бархатцев;
  • перевалка растений;
  • ухаживать за комнатными растениями.

(2 год обучения)

Обучающиеся должны знать:

  • виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте;
  • цветковые культуры, размножаемые вегетативно;
  • однолетние и многолетние цветковые растения;
  • уход за однолетними цветковыми растениями;
  • зимующие многолетние цветковые растения;
  • деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений;
  • кустарники, используемые для озеленения,
  • семена цветковых растений;
  • уход за комнатными растениями;
  • строение цветкового растения;
  • зимующие многолетние растения, требующие ранневесеннего ухода;
  • однолетние и многолетние цветковые растения;
  • уход за однолетними цветковыми растениями;
  • правила заготовки земляных смесей и их применение;
  • основные правила ухода за комнатными растениями;
  • значение и приемы перевалки комнатных растений;
  • подготовка цветника к весенне-летнему сезону.

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать созревшим семян;
  • распознавать виды зимующего многолетнего цветкового растения;
  • составлять земляной смеси;
  • ухаживать за кустарниками;
  • работать приспособлениями для обмолота семян;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • распознавать и назвать органов цветкового растения;
  • распознавать виды почв;
  • ухаживать за многолетними зимующими цветковыми растениями;
  • распознавать элементов цветочного оформления;
  • выращивать лилии;
  • перевалка растений.

Нормы практических работ.

Учитель выставляет обучающимся за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
  • работа выполнялась с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполнялись приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
  • работа выполнена с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

  • допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
  • норма времени не выполнена не более чем на 25%;
  • работа выполнялась с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

  • допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе практически не проявлена;
  • норма времени не выполнена свыше 25%;
  • работа выполнялась со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.


Список литературы:

1. С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск «Харвест», 2003.

2. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону

«Феникс»,2003.

3. Г.П.Озолин, В.А.Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»; Москва «Лесная промышленность», 1994.

4. В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

5. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

6. А.Н.Мальцева, Г.А.Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники: ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

7. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

8. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

9. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2007.

10. Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007.

11. З.А.Клепинина, В.С.Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.

12. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство Мир книги», 2010.

4. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 класс [Текст] /по редакции В.В. Воронкой. – М.: Гуманитарный изд. Центр Владос, 2011. – сб.2 – 303 с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: [Текст] / Стандарты второго поколения, проект – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс

  Рабочая программа учебного курса химии  для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 9 класс

  Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответству...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.4.)

Рабочая программа содержит раздел системы оценки достижения оучающихся с интеллектуальными нарушениями и НОДА планируемых результов. В качестве критериев оценки выступает степень самостоятельности при...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...