Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"
методическая разработка

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопроизношения является четкое восприятие фонем в речи окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_differentsiatsiey_fonem.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопроизношения является четкое восприятие фонем в речи окружающих.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в ходе формирования фонематического восприятия происходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Формирование функции фонематического анализа слова не производится автоматически, эту функцию приходится специально формировать. Элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно достаточно для практического речевого общения, но недостаточно для дальнейшего овладения чтением и письмом.
По мнению исследователей (И.А. Зимней, Е.В. Соботович, Л.А. Чистович) многоуровневый процесс фонематического распознавания включает различные операции.
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение акустических признаков с последующим синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляционное решение, что обеспечивает проприцеоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятия решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образом и затем принимается окончательное решение.
Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. Это трудности дифференциации фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.

В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.

Отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь  при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.

     Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Это может иметь место при нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализированные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты.

ПРОИСХОДЯТ :  замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);

замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);

 замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);

замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);

 пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;

замена и смешение гласных: о, у, е, и.

При обучении письму ребенок направляет свое внимание на разные виды деятельности. Он учиться слышать и анализировать звук, стараться удержать его в памяти, соотнести звук с буквой. Так же младшему школьнику необходимо вспомнить графический образ буквы. Кроме этого, чтобы правильно записать, необходимо удержать в памяти последовательность звуков и букв при письме. Это и является овладение техникой письма.

           По артикуляторно-акустическому сходству смешиваются следующие фонемы:  парные звонкие и глухие согласные: [б - п], [в - ф],[г - к], [д - т], [з - с],[ж - ш]  аффрикаты: [ч - щ], [ч - ц], [ч - т], [ц - т], [ц - с]  свистящие и шипящие: [с - ш], [з - ж], [с ́- щ]  заднеязычные: [г – к - х]  сонорные: [р - л]  гласные I и II ряда: [а - я, о - е, у - ю, ы - и]  лабиализованные гласные: [о - у, е - у] Причем смешиваются между собой и с любым из своих компонентов . На формирование письменной речи, понимание устной и экспрессивной речи отрицательно влияют нарушения речевого слуха и фонематического восприятия. Человек испытывает затруднения в выделении звукового состава слова, в различения звуков схожих по фонетическим признакам, а также в дифференциации сложных фонематических комплексов

         Чтобы преодолеть эти ошибки нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.

Методика проведения занятий по дифференциации сходных по артикуляционно-акустическим признакам звуков и букв.

              Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

 Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

- этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука.

Прежде чем начинать работу над устранением замен или смешения букв, надо проверить, умеет ли ребёнок правильно произносить каждый из пары соответствующих звуков. Если имеются нарушения звукопроизношения, то вначале надо исправить этот дефект в  устной речи и только потом переходить к дифференциации соответствующих букв на письме.                                        - этап анализа письменных работ. Чтобы эффективно помочь ребёнку, уточните,  просмотрев его письменные работы, смешивает или заменяет он буквы. При заменах букв всегда вместо одной буквы будет писаться другая. Например, ребёнок, заменяющий «б» на «п»  предложение «Папа принёс большой арбуз»  напишет так: «Папа принёс польшой арпуз». Если же ученик смешивает буквы «б» и «п», то возможны разнообразные варианты написания этой фразы, например, такой: «Папа бринёс польшой арбуз». Работу при заменах букв надо начинать с заменяемой буквы. В приведенном примере следует 2-5 занятий посвятить звуку и букве «б», потом 1-2 занятие отвести звуку и букве «п» и только потом приступать к дифференцивции. При смешении букв каждой из них отводится по 1-2 занятии, а потом проводится дифференциация.

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков. Дифференциация букв и звуков  проводится постепенно. Вначале надо научиться различать на слух  отдельные звуки, читать и записывать соответствующие буквы.

Затем переходить к дифференциации звуков и букв в слогах и словах. Если все получается - переходить к дифференциации в предложениях.

              Формирование у ребёнка положительного отношения к занятиям. Использование похвали, даже при незначительных успехах ребёнка благоприятно влияет на дальнейшее отношение к занятиям. Использование игровых приемов: сказки, стихи, загадки.

              Развивайте навык самоконтроля. Ребёнок должен сам найти свои ошибки. Можно дать детям небольшую инструкцию, например: «В первой строчке у тебя три ошибки, во второй две. Найди ошибки и исправь их карандашом». Ошибки обязательно надо исправить. После исправления ошибок ученик должен объяснить, почему надо писать именно так.

               Старайтесь включать в работу над проблемными буквами как можно большее количество анализаторов. Если ученик заменяет буквы, звуки которых сходны акустически, т.е. на слух, обязательно перед зеркалом уточните артикуляцию звуков. Пусть ребёнок увидит, что делает язычок, в каком положении губы, почувствует, дрожит ли горлышко. Задавайте вопросы: «Чем похожи звуки по артикуляции? Чем отличаются?» тем самым, к работе подключаются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Можно показывать буквы с помощью пальцев и телесных поз, выкладывать из верёвочки, лепить из пластилина, собирать из палочек и т.д.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Оборудование: зеркало; схемы и профили артикуляции данных звуков; слоговые таблицы с этими звуками; дидактический материал, названия которого содержат звуки … и … .

Этапы занятия:

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

2. Объявление темы. Через выделение звуков из речевого материала: сначала логопед читает текст (стихотворение, чистоговорку и т. д., насыщенный одним звуком, затем, текст с другим звуком.

3. Артикуляционная гимнастика. Ребёнок должен различать звуки по кинестетическим ощущениям. Артикуляционная гимнастика нужна для того, чтобы усилить кинестетические ощущения к тем моментам артикуляции, по которым различаются звуки … и … .

4. Сопоставление звуков по артикуляции. Данные сопоставления представляются на доске в виде схем.

5. Развитие фонематического слуха. Можно использовать карточки-символы моментов артикуляции звуков Ребёнок поднимает карточку, услышав звук.

6. Развитие фонематического восприятия. На данном этапе привлекаются слова-паронимы, отличающиеся одним звуком (суп-зуб, крыса-крыша, почка-бочка и т. п.). Очень важно выяснить значение этих слов, провести сопоставительный звукобуквенный анализ этих слов на доске. Например: крыша и крыса. Чем эти слова схожи (два слога, первые слоги одинаковые) и чем отличаются (одним звуком во втором слоге? Из этого сопоставления ребёнок поймёт, что звук имеет смыслоразличительную функцию. Чтобы ребёнок лучше понял эту мысль, логопед составляет предложения со смысловыми ошибками: в норе живёт старая и злая крыса и т. п. Ребёнок объясняет: почему так произошло.

7. Дифференциация звуков в предложениях и текстах. Используется речевой материал, насыщенный обоими звуками. Слова предварительно анализируются, определяется нужный звук и его местоположение в слове (предупреждение ошибок).

8. Итог. Ребёнок повторяет: какие звуки учились различать и чем они отличаются при произношении.

9. Оценка работы ребёнка. Логопед хвалит ребёнка, отмечая его успехи, даже минимальные.

10. Домашнее задание. Упражнения по звуковому анализу, повторение речевого материала, насыщенного данными звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л

Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л...

Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Методическое письмо«Направления работы учителей математикипо исполнению единых требований преподавания предметана современном этапе развития школы»...