Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч
план-конспект занятия по теме
Групповое логопедическое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч | 407.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация фонем, имеющих
акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч»
1 занятие по теме
Цель: продолжать учить детей различать на слух согласные звуки [Ч]-[Ц] и обозначать их на письме буквами.
Задачи: развитие фонематического слуха, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, работа над грамматическим строем речи, продолжение работы над расширением словарного запаса.
Оборудование: рабочие тетради, демонстрационный материал, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Послушайте двустишия. Какой звук чаще других повторяется в них?
На крыльЦе одна синиЦа,
Просит сальЦа и водиЦы.
Ел Чернику граЧ с утра
Стал Черней, Чем был вЧера.
- Сегодня мы будем работать со звуками [Ц] и [Ч].
II. Основная часть.
- уточнение артикуляционного уклада звуков [Ц] и [Ч].
- характеристика звуков [Ц] и [Ч].
- сходство и различие звуков [Ц] и [Ч].
- обозначение звуков [Ц] и [Ч] буквами:
Вот какая буква «Ц»: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка. | Да, вы правильно решили: «Ч» мы пишем, как «четыре». Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. |
- Припомните птиц, о которых говорилось в двустишиях. (СИНИЦА, ГРАЧ)
1. Повторение слоговых рядов.
- Птицы запели. Внимательно слушайте их песню, запоминайте и повторяйте.
2. Работа на листе с буквами Ц и Ч.
- Возьмите лист. Каким цветом закрашены буквы? Почему? Обозначьте положение губ и языка.
3. «Кто есть кто?»
- Посмотрите на таблицу. Найдите в ячейках таблицы птиц. Кто в нижней левой ячейке таблицы? Кто в нижней правой ячейке таблицы? Что изображено над таблицей? (СЦЕНА). Именно туда спешат синица и грач, потому что они … . А вот кто они, вы узнаете, если пройдёте по маршруту и соберёте буквы. Вместо прочерка добавьте букву Ц или Ч.
* | * | А | * | - | * | А |
* | - | * | * | И | * | * |
* | * | В | * | * | Б | * |
Е | * | У | * | * | * | Т |
* | * | * | * | Р | * | * |
* | П | * | * | * | ||
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * |
4. «Размести зрителей»
- Певица и трубач - это … артисты. Поэтому они и спешат на сцену. У них сегодня … концерт. У каждого артиста есть свои поклонники. Вот и на сегодняшний концерт собрались зрители. Пришли (выставляются картинки, дети называют профессию):
ПЛИТОЧНИК, ОФИЦИАНТ, ЛЁТЧИК, ПРОДАВЕЦ, ТАНЦОР, ПЧЕЛОВОД, КУЗНЕЦ, ПОГРАНИЧНИК.
- Кто-то пришел послушать певицу-синицу, а кто-то грача-трубача. Всех необходимо посадить на свои места. Рассадим гостей в два ряда. В первый ряд поклонников синицы, а во второй ряд поклонников грача.
Слова записываются в два столбика.
Ц | Ч |
ОФИЦИАНТ ТАНЦОР КУЗНЕЦ ПРОДАВЕЦ | ПЛИТОЧНИК ЛЁТЧИК ПЧЕЛОВОД ПОГРАНИЧНИК |
5. «Собери слово»
- Зрители после концерта отблагодарили артистов. Что они им подарили, вы узнаете, если:
- в первом слове первого столбика обведите в кружок 3-ю букву,
во 2 – 4, в 3 – 5, в 4 – 3.
- в первом слове второго столбика обведите в кружок 4-ю букву,
во 2 – 6, в 3 – 6, в 4 – 8.
Дети называют обведенные буквы и они выставляются на доске:
И Ц Е О Т К В Ч
- Из данных букв, составьте слово. Запишите его. ЦВЕТОЧКИ
6. «Подбор слов-признаков».
- Скажите, эти цветочки были какие? Дети подбирают как можно больше слов-признаков. Записываются только слова-признаки с буквами Ц и Ч. (Например: ПАХУЧИЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ)
7. Вставь пропущенную букву.
- Выставляются картинки с изображением цветов.
На доске таблички со словами. Прочитайте названия цветов, добавляя пропущенную букву Ч или Ц.
Ака___ия, ___ерёмуха, мать-и-ма___еха, нар___исс, ___ертополох, ___истотел, гиа___инт.
Соотнести названия с изображением. Дать определение каждому цветку.
8. Добавь букву. (резервное)
- Прочитайте слова, добавляя букву Ч или Ц.
Пти___а, ___айник, ули___а, ов___а, ове___ка, у___ени___а, гор___и___ца, меся___, пе___енье, ле___ ение, продаве___, дворе___, ___угун, колоде___, ка___ели, ___елка, вол___и___ца, шпри___,тане___, дра___ун, огуре___, о___енка, пев___ы, коль___цо, мотто___икл, ___исло, полотен___е.
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
* | * | А | * | - | * | А |
* | - | * | * | И | * | * |
* | * | В | * | * | Б | * |
Е | * | У | * | * | * | Т |
* | * | * | * | Р | * | * |
* | П | * | * | * | ||
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * | * | * |
* | * | * | * | * |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр «Лото» для формирования навыка дифференциации фонем
Стендовый доклад "Использование игр «Лото» для формирования навыка дифференциации фонем" был представлен в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образова...
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, З-Ж Развитие письменной и устной речи у учащихся вторых классов
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство, З-Ж...
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акусти...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»
Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада при дифференц...
Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопрои...