Технологическая карта внеклассного мероприятия "На святки свои порядки"
план-конспект урока (5 класс)

Надежда Николаевна Семянникова

Технологическая карта внеклассного мероприятия "На святки свои порядки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, деятельность по

адаптированным основным образовательным программам»

Рождественские посиделки с элементами викторины 

«На святки свои порядки!»                        

Для 5-7 классов

Подготовила учитель русского языка и чтения

Семянникова Н.Н.

2023 – 2024 учебный год

Классы

5-7

Цель мероприятия

Создать условия для восприятия у обучающихся нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре через традиции празднования Святок

Задачи мероприятия

Коррекционно-образовательные задачи:

- приобщать обучающихся к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа;

- расширять знания о православном празднике «Рождество Христово»

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать наблюдательность, зрительную память;

- развивать логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать и развивать у обучающихся вековые традиции, христианские ценности

Предполагаемый результат

активное участие обучающихся в подготовке к празднику. Обогащение знаний обучающихся о Новогоднем празднике.

Форма проведения мероприятия

Викторинка

Методы воспитания

методы организации деятельности (упражнения, игры), методы стимулирования (мотивация к деятельности, поощрение, соревновательные задания).

Оборудование (средства воспитания)

Этапы

воспитательного

мероприятия

Деятельность ведущих мероприятия

Деятельность

обучающихся

Методы

воспитания

1.Организационный

момент

(Мотивационно-целевая установка)

Выходит ведущая. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ученик: 

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Педагог читает историческую справку. (слайд 1)

Педагог.

  1. Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
  2. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
  3. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
  4. Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками».
  5. Козюльки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
  6. Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались.Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.

Педагог: Ох! Чудное время – святки! У нас всё будет по порядку.

Вот и мы узнаем какие же вы смекалистые.                                                                                             Я говорю загадки, а вы все вместе отвечаете:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)

Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)

Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Санки)

Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз.
(Сосулька)

По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...
Снеговик))

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки)

Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)

Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
(Снежки)

Обучающиеся входят в зал, рассаживаются на места.

Один из обучающихся рассказывает стихотворение

Отгадывают загадки

Мотивация на участие в мероприятии

2.Вводная часть

(Целеполагание)

Педагог: Будем дальше веселиться.

Называется забава –

«Раньше мы пойдем направо…»

Встанем дружно в хоровод,

Повторяй за мной, народ!

Все встают в хоровод и повторяют движения за словами.

Все вместе:

Раньше мы пойдем направо. Раз, два, три!

А потом пойдем налево. Раз, два, три!

Все в кружочек соберемся. Раз, два, три!

А потом мы разойдемся. Раз, два, три!

Все тихонечко присядем. Раз, два, три!

И немножечко приляжем. Раз, два, три!

Все похлопаем в ладошки. Раз, два, три!

Попляшите наши ножки. Раз, два, три!

(Здесь звучит любая веселая музыка и все пляшут.)

Педагог: Еще одним развлечением во время святок были гадания. (слайд 2). Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.

Хоровод поёт: 

Ходи, ходи, хоровод, 

Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, 

Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, 

Да смотри не прогадай!»

Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши, 

Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку).

Гадание  – что ждёт впереди

Педагог ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достается предмет, который определяет что, ждет каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется,

Не минуется!

Атрибуты:

Лента – к долгой, счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка, монета – к богатству, прибыли.

Карандаш – хорошие успехи в школе.

Звоночек – к хорошим новостям. 

Конфета - весь год ждет сладкая жизнь

Пиратские предметы - год будет полон приключений

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Картошка – ждет большое счастье.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Смайлик, погремушка - год будет хорошим и веселым, ждет много праздников, т.е тебя ждёт веселая жизнь.

Водят хоровод

Обучающиеся достают из корзины предметы

3.Основная часть

(Операционно-деятельностный

этап)  

Педагог:  Еще одна традиция на святки – это накрывать столы с угощениями. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пирогипирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы – дидух, который сжигают после святочных праздников. (слайд 3).

- Коляда, коляда,
Ты не хочешь пирога?

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Народ повеселили. 

Педагог:  - Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?

Игра русская народная «Козлик»

Один ребёнок в маске козлика. Остальные его дразнят:   «Козлик, козлик, озорной! Погоняйся ты за мной!». Козлик отвечает:  «Сейчас как побегу, хвосты всем накручу!». После этих слов  дети разбегаются, а козлик должен кого-нибудь поймать. Пойманный выполняет фант. К примеру, изобрази петушка или попрыгай как заяц и помаши ушами как заяц.

Педагог: 

А сейчас, я предлагаю вам игру

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаю я ребят

Ну-ка, станьте силачи, в потешный ряд!

 Русские народные забавы

«Перетяни канат»

Играют в игры

4.Заключительная

часть

(Рефлексивно-оценочный этап)

Ведущий: 

Ну вот и закончились наши посиделки.

Мы говорим вам: до свидания,

Мир тому, кто в этом дому.

До новых встреч, до новых праздников!!!

Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Фотокросс. Школа глазами животного"

Общая частьПредметИнформатика5 классТема мероприятияФотокросс «Школа глазами домашнего животного»Планируемые образовательные результаты...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"

Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"

Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....

Технологическая карта внеклассного мероприятия - игры "Необыкновенное путешествие" для учащихся 6 классов

Игра предназначена для учащихся 6 классов, изучающих два иностранных языка. Игра знакомит учащихся с культурой и традициями стран изучаемых языков, создает дополнительную мотивацию к изучению иностран...

Технологическая карта внеклассного мероприятия «Интерактивная викторина»

Интерактивная викторина “What do you know about Olympic Games?”Внеклассное мероприятие.8 классЦели и задачи мероприятия:1.      Расширение представлений школьников об истории ...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро и Зло"

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро  и Зло"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 8 классе Выполнен учителем Ревер А.В

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 8 классеВыполнена учителем Ревер А.В...