Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»
методическая разработка

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_zhukov_r.o.docx86.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В. В. Гусева

города Рошаль Городского округа Шатура»

(МБОУ «Лицей г. Рошаль»)

140730, Московская область,

г. Рошаль, ул. Карла Маркса, д. 1/4А

тел. 84964559665

E-mail: rosh_сайт:

ОКПО 45753659; ОГРН 1025006468970; ИНН/КПП 5055001267/505501001

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль»

на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

Подготовил: Жуков Роман Олегович, учитель информатики

Задачи:

- выявить способности или интересы обучающихся к изучению учебного материала и условно разбить на группы;

- разработать или подобрать задания и программное обеспечение в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами и способностями обучающихся;

- разработать критерии отслеживания результатов и попытка прогнозирования;

- пересмотреть программу, тематические планы;

- изменить структуру урока.

Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».

Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности.

Существует два вида дифференциации обучения:

  1. Уровневая, выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одним программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом, является уровень обязательной подготовки его, достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
  2. Профильная, дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по разным программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений и т.д. Разновидностью профильного обучения является углублённое изучение информатики.

На уроках информатики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа на уроках информатики организовывается на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Что касается групповой формы организации учебного процесса, то эта форма используется на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определённым образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведётся и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
  • индивидуализированная – каждый ученик выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
  • дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями обучающихся.

При организации индивидуального подхода к обучению учитываются следующие особенности обучающихся:

  1. уровень усвоения необходимых знаний и умений;
  2. способности и интерес к изучению учебного предмета.

Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики используются соответствующее программное обеспечение, уровневые задания, тесты, анкетирование.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся, класс условно разбивается на 3 группы:

  1. Обучающиеся с низким темпом усвоения материала;
  2. Обучающиеся со средним темпом усвоения материала;
  3. Обучающиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении обучающихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями обучающихся;
  • оценивании деятельности обучающихся.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляется с учётом:

- обязательных результатов обучения;

- межпредметных связей;

- практической направленности.

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий.

Виды дифференцированных знаний, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с обучающимися содержатся в таблице:

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

1

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Взаимодополняющие задачи с различными условиями.

3

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Уровневые взаимодополняющие задачи.

4

Индивидуальная самостоятельная работа.

-

5

Задачи, допускающие несколько способов решения.

-

Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей обучающихся.

Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.

Дифференцированная форма обучения развивает у обучающихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей математики, физики, информатики. МБОУ СОШ п. Литовко 2016– 2017 год.

План работы объединения учителей математики, физики, информатики в условиях внедрения ФГОС....

Протокол № 1 заседания методического объединения учителей математики и информатики МБОУ «СШ № 25» г. Смоленска

Повестка дня:«Планирование деятельности МО на 2018/19 учебный год»Информационно-аналитический отчет руководителя МО.Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год.Утверж...

Протокол № 3 заседания методического объединения учителей математики и информатики МБОУ СШ № 25 г. Смоленска

Повестка дня:Подведение итогов успеваемости за первый триместр. Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образованияИтоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по матема...

Протокол № 2 заседания методического объединения учителей математики и информатики МБОУ СШ № 25 г. Смоленска

Повестка дня:Организация интеллектуального марафона в рамках предметов: математика, физика, информатика. Ознакомление с графиком конкурсов и мероприятий в рамках Интеллектуального марафонаОб олимпиада...

Методическое объединение учителей математики, физики, информатики МБОУ СОШ п.Зеленоборск.

Методическое объединение учителей математики, физики, информатики МБОУ СОШ п.Зеленоборск....

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на урока...