ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ-2022 уч. г.
рабочая программа

ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ-2022 уч. г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра коррекционной педагогики

Направление подготовки: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Дошкольная дефектология

ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Разработали

к. п. н., доцент

Жуковин И.Ю.

Студенты группы 5 курса SZ-Б17Г

Прокопенко А.Н.

Прокопенко Т.С.

Красноярск

2021-2022

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..

88

        1.1. Цели и задачи образовательной Программы……………………………………………………………………..

89

        1.2. Принципы Программы……………………………………………………………………………………………..

90

2. Характеристика детей с аутизмом……………………………………………………………………………………..

90

3. Планирование образовательной деятельности……………………………………………………………………….

91

4. Алгоритм подготовки к двигательно-коммуникативным играм………………………………………………….

95

5. Двигательно-коммуникативные игры для старших дошкольников с РАС и умстенной отсталостью………

96

7. Работа с родителями……………………………………………………………………………………………………..

99

6.Этапы развития коммуникативных умений…………………………………………………………………………..

99

8. Двигательная диагностика………………………………………………………………………………………………

100

9.Заключение…………………………………………………………………………………………………………………

102

10. Список литературы……………………………………………………………………………………………………...

103

1.Пояснительная записка

Индивидуальная программа развития коммуникативных умений детей с РАС и умственной отсталостью основана на результатах мониторинговых диагностических процедур, которые специалисты используют в процессе комплексного коллегиального обследования. Чаще всего результаты обследования коммуникативной сферы у детей с РАС описываются фрагментарно.

Развитие коммуникативной сферы напрямую будет связано с формированием представлений о себе, как о личности с собственным самосознанием, умеющей ориентироваться на собственном теле и в пространстве, что является необходимым в обучении и развитии. Так как у детей с РАС представления о схеме собственного тела фрагментарны, искажены, дефицитарны, перед нами стоит задача разработать комплекс коррекционно-развивающих двигательных упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела у старших дошкольников имеющих РАС.

Одной из основных форм взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми является игра. Подвижная игра - это эмоционально окрашенная, осознанная, активная деятельность дошкольников, которая характеризуется решением двигательных задач и выполнением правил игры. Все подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют улучшение функций различных анализаторов, нервных процессов, двигательной сферы, способствуют сохранению нейродинамического равновесия, то есть процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

У детей с детским аутизмом определяется отсутствие навыков игровой деятельности. Создается потребность формирования для их применения в коррекционно-педагогическом процессе.

Данная программа предназначена для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.

Образовательная программа двигательной диагностики для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную степень выраженности с РАС разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286) (далее - ФГОС);  
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);  
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;  
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;  
  • Уставами: МБДОУ № 9 г. Канска и МБДОУ №1 «Большеулуйский детский сад»  с. Большой Улуй.

1.1 Цель и задачи  Программы

Цель: формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с РАС и умственной отсталостью, посредством двигательно-игровых упражнений.

Задачи:

  1. Формировать проектную  группу;
  2. Обследовать сформированность коммуникативных умений, средств вербальной и невербальной коммуникации, образа тела.
  3. Оповестить узких специалистов в родителей о начале проекта;
  4. Разработать игровое оборудование;
  5. Определить этапы проекта;
  6. Выстроить алгоритм «образ тела + движение»= «действие»;
  7. Создать диагностику «двигательной коммуникации».

            1.2. Принципы  Программы

  • принцип психофизических и возрастных характеристик;
  • принцип комплексности коррекционных методов и приёмов;
  • принцип учёта зон актуального развития;
  • принцип системности профилактических упражнений;
  • принцип «от простого к сложному».

Сроки реализации программы – 2021 – 2022 учебный год

2. Характеристика двигательной коммуникации у детей с аутизмом

В первую очередь аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок будто бы не замечает никого. Не отвечает и не задает вопросов, не просит ничего, избегает взгляда в глаза, часто даже родителя. Эти трудности очень ярко проявляются в контактах со сверстниками. При настойчивой попытке привлечь внимание такого ребенка у него возникают тревога и напряженность.

РАС в МКБ-11 описываются в разделе «Общие расстройства психологического развития»

(«Первазивные нарушения развития») в разделе F84 и обозначается следующими кодами:

F84.0 — Детский аутизм (включая аутистическое расстройство, детский аутизм, детский

психоз, синдром Каннера).

F84.1 — Атипичный аутизм (включая атипичный детский психоз, умственную отсталость с

аутистическими чертами).

F84.4 — Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и

стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и

стереотипными движениями);

F84.5 — Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского

возраста);

F84.8  Другие общие расстройства развития

F84.9 — Общее расстройство развития, неуточненное.

Степени аутистических проявлений.

Лёгкая умственная отсталость (ЛУО) — это специфическое состояние, вызванное особым уровнем деятельности ЦНС, а не психическим заболеванием. Поражение центральной нервной системы в лёгкой форме.

Умеренная умственная отсталость (УУО) — в данном случае нервная система поражения в умеренной форме.

Тяжелые множественные нарушения (ТМНР) — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма.

У детей с РАС наблюдается ряд нарушений в коммуникативном развитии. Из-за особенностей развития эмоционально-волевой сферы у таких детей взаимодействие с собеседником может носить непродуктивный характер, манипулятивные действия с игрушками будут обладать рядом стереотипий. Таким детям характерно нарушение общемоторной сферы, навыков своеобразного поведения, а значит, не сформирован или недостаточно сформирован «Образ Я» и понятие «образ тела».

Отсутствие представлений о собственном теле у детей с аутизмом будет являться причиной несформированности предметно-орудийных действий, а так же проявлением манипулятивных стереотипий, для соотнесения образа тела в пространстве.

Поэтому у детей с РАС представления об образе своего тела фрагментарны и искажены. В программе представлен комплекс коррекционных упражнений направленных на понимание и осознание своего тела, как основы формирования личности, развитии коммуникативных навыков.

3. Планирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой Е.А. Стребелевой и программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Учебный план направлен на дифференциацию обучения, на развитие ребёнка и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекцию психических процессов, а также навыков, связанных с речью.

Учебный план составлен на год.

Продолжительность игровой деятельности– до 20 минут.

Материал для обучения отбирается с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку эффективность проведения фронтальной формы игры очень низкая, непосредственно вся работа с ребёнком проводится в индивидуальной или подгрупповой форме. Количество двигательных игр в месяц не превышает установленных норм (1 игра в месяц).

Содержательный раздел.

В процессе осуществления обучающей программы активную работу выполняют следующие специалисты: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Каждый из них выполняет свою работу в рамках образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение:

Вид помещения.

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната:

Создание благоприятных условий для развития двигательной коммуникации у детей.

 Все необходимые игровые материалы.

 Использование безопасных техник и технологий.

 Проведение двигательно-коммуникативных игр.

Учреждения дошкольного образования, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Все кабинеты должны соответствовать требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от ЧС, а также антитеррористической безопасности.

В каком порядке должно проходить обучение ребенка с РАС.

Ребёнок с РАС, поступает в ДОУ

Первая встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, установление образовательного запроса.

Первичные беседы и консультации со специалистами

Проведение углубленной и детальной диагностики разных сфер жизни и деятельности ребёнка с РАС

Разработка индивидуального обучающего плана. Выбор образовательного содержания видов помощи с учётом имеющихся нарушений у ребёнка с РАС

Реализация индивидуального образовательного плана.

Проведение промежуточной диагностики, корректировка (дополнение) содержания обучающей деятельности.

Анализ и дальнейшая работа по плану образовательной программы для ребёнка с РАС

Итоговая проверка разных сфер развития ребёнка с особенностями.

Завершающая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейшего направления работы с ребёнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации).

Основные направления коррекционной работы по освоению Программы

Для освоения данной программы должна быть соблюдена правильная организация режима дня в детском саду и дома, а также чередование различных видов деятельности и отдыха, это способствует четкой работе организма. В коррекционной работе рядом с образовательными и оздоровительными задачами решаются следующие коррекционные задачи:

 развивать коммуникацию посредством движения;

 учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой;

 развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий.

 формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам;

 развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

 формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

 развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

  • познакомить ребенка со своими внутренними потребностями и возможностями, с элементарными навыками ухода за своим телом.

Чтобы выявить скорость прогресса развития детей, учителем-дефектологом проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока выполнения индивидуальной программы.

I этап – Учитель-дефектолог собирает первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляет структуру дефекта, разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляет вариативный набор разных по срокам обучения программы для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.

II этап –Учитель-дефектолог определяет характер динамики усвоения программного материала и разрабатывает дальнейший индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.

В сентябре и мае проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы и позволяет осуществлять оценку динамики достижений.

В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

  1. Обследование по протоколу «Коммуникативные качества личности»
  2. Обследование по протоколу «Вербальные-невербальные средства коммуникации»
  3. Обследование по модифицированному тесту «Гомункулус»

4. Алгоритм подготовки к двигательно-коммуникативным играм

Образ тела

Движение

Действие

1.Сенсорные стимулы и методы пассивных движений, а так же стимулирующая и направляющая помощь.

  1. Движения головой;
  2. Движения руками;
  3. Движение туловищем;
  4. Движение ногами.

1. Ощупывание головы, нахождение (лица, глаз, носа, ушей, рта). Повороты в сторону, круговые вращения.

2. Ощупывание рук, нахождение пальцев. Вращение руками.

3. Нахождение туловища, живота, поглаживание живота. Наклоны туловища, вращение туловищем.

4. Нахождение ног, ступней. Поднимание бедра, прыжки.

2. Введение игровых упражнений с учетом психофизических особенностей детей.

1. Проговаривание с замедленным темпом;

2. Описывание упражнений.

1. Педагог проговаривает инструкцию с медленным темпом, с многократным повторением, средний темп, однократное повторение.

2. Педагог сначала объяснят правила игры, затем предлагает проявить инициативу детям.

3. Выполнение сопряженных действий или действий по словесной инструкции.

1. Простые действия;

2. Действия с усложнением .

1. Педагог предлагает выполнить одно действие.

2. Педагог предлагает выполнить 2 и более действий с изменением темпа и последовательности.

4. Правильная дозировка и регулировка нагрузки, изменение числа повторений, интенсивности и последовательности упражнений

1. Сопровождение ритмичной рифмой;

2. Стимуляция к успеху.

1. Используются элементы коммуникативной игры, музыкальное сопровождение.

2. Детям предлагается выполнить задание, за вознаграждение «Игрушка», «Любимый предмет».

5. Двигательно-коммуникативные игры для старших дошкольников с РАС и умственной отсталостью

Для детей с УУО и РАС

Для детей с ЛУО и РАС

1

Игра «Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта.

Педагог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя:

 «Твоя ладошка, моя ладошка…»

Игра «Ладушки»

Цель: формирование коммуникативных умений,  эмоционального контакта.

Педагог садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? у бабушки…»

2

             Игра «Где же наши ручки»

Цель: формирование коммуникативных умений, зрительного контакта.Оборудование: массажные напаличники.

Ход

Где же наши ножки, вот наши ножки-топотошки.

Где наши ручки, вот наши ушки-на мокушке.

                           Игра «Муха»

Цель: формирование коммуникативных умений, зрительного контакта.

Оборудование: пальчиковая игрушка «Муха».

Ход

Плюх, плюх, плюх,

Ловим быстрых черных мух,

Муха быстро полетела и (имя ребенка) на (часть тела села)

3

Игра «У жирафа»

Цель: развитие коммуникативных умений, умения ориентироваться на своем теле и теле товарища.

Оборудование: массажные напаличники.

Ход

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде-2 раза.

На лбу, ушах, на теле на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.

Необходимо побуждать детей к называнию частей тела: нос, уши, тело.

Игра «Я беру себя за…»

Цель: развитие коммуникативных умений, умения ориентироваться на своем теле и теле товарища.

Оборудование: массажные напаличники.

Ход

Игра сопровождается музыкальной композицией.

Нам всем весело живется, вместе песенки поем, вот, вот, вот, я потрогаю…(названную часть тела). Можно задавать вопросы детям: где твой живот? А где живот у Маши?

4

Игра «Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Оборудование: снежки из ваты.

Педагог побуждает детей 1-й и 2-й групп подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, а детей 3-й и 4-й групп – кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку.

Игра «Снежок»

Цель: формирование коммуникации между детьми группы.

Оборудование: снежки из ваты.

Педагог читает стихи:

Встали дети в кружок,

Увидали снежок:

- Кому дать? Кому дать?

Кому снежок передать?

Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребёнка, например: «Передаю снежок Саше».

5

Игра «Покатаем мячик»

Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта.

Оборудование: большой мяч.

Педагог катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

Игра «Передай мяч»

Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта с педагогом и другими детьми.

Оборудование: большой мяч.

Педагог передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т.д.

7

Игра «Водим хоровод»

Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта со всеми участниками группы.

Игру хорошо проводить в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку.

Дети 1-2-й, а иногда и 3-й, 4-й групп на первых порах не могут войти в круг, затыкая уши, закрывают глаза, отворачиваются, убегают. Но со временем научаются удерживаться в круге, улыбаются, смеются, заглядывают в глаза.

Игра «Пузырь» (русская народная игра)

Цель: формирование коммуникативных  умений, эмоционального контакта со всеми участниками группы, активизация речи и дыхания.

Педагог побуждает встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра проводится после адаптации детей в группе.

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся, пузырь,

Вот такой, вот такой!

И не лопайся!

Лопнул: «ш-ш-ш-ш»!

7

Игра «Кот Васька»

Цель: Формировать коммуникативные умения. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь   не даться ловящему и не толкаясь.

Оборудование: игрушка «Кот»

Ход

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает «кота Ваську». Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот,

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот,

 Разобьет весь хоровод….

Как только заканчивается чтение стихотворения, кот «просыпается и догоняет «мышей».

Игра «Дружба»

Цель: формирование коммуникативных и перцептивных умений.

Ход

Проводится в парах со сменой партнера по кругу

Мы как мышки приседаем (пружинка)

Словно зайцы в лапы ударяем (хлопки)

Словно белочки кружимся (кружатся вокруг себя)

В танце вместе подружимся (смена партнера)

8

Игра Коза рогатая

Цель. Формирование коммуникативных умений. Оперативности.

Оборудование: игрушка «Коза»

Ход

Чертой (стульчиками) отгораживается дом.  Используется игрушка «коза».

По площадке гуляет коза.

 Дети хором говорят:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

Побуждать детей проговаривать «топ-топ», «хлоп-хлоп» и .д.

                        Игра «Кубик»

Цель: Формирование коммуникации и организационных  умений.

Оборудование: 2 кубика.

Ход

Ребенок держит в руке кубик, другой-спрятан за спиной.

Кубик к кубику пришел. Здравствуй! Я тебя нашел…

Тук-тук-тук. Ты мой самый лучший друг (ритмический рисунок может быть любой)

Дети стоят в кругу проговаривают слова

Сначала ритмический рисунок должен показать педагог, затем любой ребенок всем детям или определенному ребенку, чье имя назовет.

6. Этапы развития коммуникативных умений

Этап

Участники

Задачи

Методические

рекомендации

1

Педагог-ребёнок

  • Изучение правил игры;
  • Действие по вербальной/невербальной  инструкции;
  • Соблюдение очередности.

      Педагог садится напротив ребенка, так же как будет потом располагаться сверстник. Вся инструкции четкие и краткие: «Я потом ты».

2

Ребёнок-ребёнок

  • Совместное внимание;
  • Выполнение инструкции сверстника;
  • Действие по очереди.

       Если ребенок не действует по инструкции сверстника, то лучше использовать физическую подсказку (подтолкнуть руку ребенка), а не вербальную, (дублировать инструкцию).

3

Ребёнок-дети

  • Сосредоточенность на игре с отвлекающими факторами;
  • Игра с разными партнерами.

       Игра подразумевает игру в паре, по перенос ее в группу позволяет сделать смену партнеров. Перед каждой сменой партнера обратить внимание ребенка: «Сейчас с тобой играет Маша».

7. Работа с родителями ребенка с РАС

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь.

Беседа с родителями. Собрать  информацию о проделанной работе, наблюдаются ли изменения в состоянии ребенка после летних каникул.

Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком.

Октябрь – май.

Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Роль игры в развитии ребенка», «Как помочь ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру»

Обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

Привлекать родителей к совместной плодотворной деятельности с ребенком в домашних условиях

Ознакомление родителей с формами и результатами плодотворной деятельности ребенка в детском саду.

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знания и учет условий семейного воспитания, а родителями, в свою очередь– условий воспитания в детском саду. Также не обойтись без обоюдного желания родителей и инструктора по физкультуре поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие учителя с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения инструктора с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации. При этом решаются следующие приоритетные задачи:

• повышение педагогической культуры родителей;

• вовлечение родителей к участию в жизни детского сада;

• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности своего ребенка и занимать в нем не последнюю роль.

8. Двигательная диагностика

Цель: Выявить особенности сформированности коммуникативных умений у детей с различной степенью выраженности РАС, посредством двигательно-игровых упражнений».

В диагностике представлены разделы «коммуникативные навыки», «двигательные умения» и  взаимодействие «педагог-ребенок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-дети».

В разделе коммуникативные умения обследуется:

Коммуникативное умение – способность взаимодействовать с другими людьми, на основе внутренних ресурсов и возможностей.

  • Правила- умеет ли ребёнок с РАС слушать и воспринимать правила игры.
  • Очередь - умеет ли ждать (сколько времени может продлиться ожидание).
  • Вербально/невербально-(какими способами пользуется в игре: речь, жесты) .
  • Внимание - (может ли ребёнок фиксировать взгляд на педагоге, ребёнке или детях (сколько времени может фиксировать взгляд).

В разделе двигательные умения обследуется:

Двигательное умение - способность к двигательному действию, характеризующиеся степенью владения техники, отличающейся концентрацией внимания на составные операции.

  • Телесные - умения, требующие ориентировки в пространстве собственного тела.
  • Пространственнвенные- умения, обеспечивающие различные виды перемещений ребёнка в пространстве – ползание, ходьба, бег, прыжки;
  • Предметные/ без предметные – умение ориентироваться в пространстве с предметами и без.
  • Партнёрское взаимодействие: «Педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-дети».

Ф.И. ребёнка______________________________________________________________________

Степень выраженности РАС_______________________________________________________

Дата обследования_______________________________________

Коммуникативные

умения

Двигательный умения

Партнеры

Правила

Очередь

Вербально (В)/ Невербально (Н)

Внимание

Телесные

 Пространственные

Предметные (П)/

без предметные (Б)

 «Педагог-ребёнок»

«Ребёнок-ребёнок»

«Ребёнок-дети»

Заключение________________________________________________________

Рекомендации______________________________________________________

Обследование ведется по системе оценивания «+» , «-».

Заключение

В конце учебного года по итогам реализации программы узкими специалистами проводится анализ итоговой диагностики двигательно-коммуникативной сферы детей.

Также в этот момент обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.

В ходе реализации программы необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов группы и семьи.

Постоянно отслеживать освоение намеченного по всем линиям развития, корректировать по мере необходимости.

Включать детей во все мероприятия группы: фронтальные и подгрупповые. Одобрять стремление детей принимать участие в совместной игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

Создавать положительную и комфортную атмосферу в группе.

Сравнивать продвижение детей с их показателями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)

Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человечекой жизни....

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями....