Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».
материал

Нанаева Хеда Хасановна

 Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИЯ «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

Доклад

 «Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»

Введение

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
        Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 года за № 1598  утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность .

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами .

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но и система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

    Последний этап является самым длительным, и успешность его  зависит от взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухоречевой реабилитации, социальными проблемами.
   
Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия по следующей схеме:

  1. Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
  2. Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи.
  3. Музыкально-ритмические занятия.
  4. Занятия с психологом, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, речевых коммуникативных навыков. Многие дети нуждаются в развитии эмоционально-волевой сферы.
  5. Наблюдения медицинскими специалистами.
  6.   Консультации для родителей.

Также важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Обучение навыкам развития слуха, речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

В последние годы увеличилось количество глухих детей после КИ, поступающих в нашу школу.

       АООП НОО для обучающихся, перенесших операцию кохлеарной им-плантации, определяется с учетом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности естественного развития коммуникации и речи), готовности ребенка к освоению того или иного варианта АООП НОО. В дальнейшем, вариант АООП НОО может изменяться с учетом достижений обучающегося.

В 2014 г. на базе нашей    школы-интернат была организована пилотная площадка для апробации и дальнейшего  внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и в рамках выполнения требований стандарта были созданы условия для слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха и речи:

- составлены АООП НОО для глухих и слабослышащих обучающихся;

- создана вся необходимая нормативно-правовая база по внедрению ФГОС ОВЗ;

- повышение квалификации педагогических работников;        

- сформированы  отдельные  классы для  детей после кохлеарной имплантации.  

- классы оснащены  специальной электроакустической аппаратурой  серии VERBOTON VT62 .

Специальная электроакустическая аппаратура для коллективного пользования, позволяет работать     по верботональному методу, и  предназначена для ежедневного использования на занятиях с группой детей с кохлеарными имплантами, состоящей из 6–8 обучающихся.

Блок аппаратуры имеет два варианта:

для работы в составе группы и для индивидуальной работы  (могут быть подключены наушники).

Комплектация:  

   – специальный электроакустический аппарат  VERBOTON VT 62 – 1шт.;

– конденсаторный электретный микрофон ECM 10L – 2 шт.;

– наушники  Type GM – 6 шт.;

– распределительная коробка для наушников или вибраторов с        индивидуальной регулировкой  DB «6+2» – 1 шт.;

– вибратор  KERVIB M35 – 2 шт.;

– индукционная петля  INL 100 – 1 шт.;

– колонка на подпоре  LS30 – 1 шт

  Моноуральный наушник TYPE GM 

Для работы по развитию слухового восприятия с неоперированным ухом, хорватским инженером Владимиром Козина были разработаны специальные наушники.

Наушник предназначен для дополнительной синхронной акустической стимуляции неимплантированного уха лиц с искусственной улиткой. Такой процесс реабилитации с применением верботонального метода и аппарата VERBOTON ускоряет развитие речи, а вместе с тем является очень успешной подготовкой для дополнительного протезирования электроакустическим слуховым аппаратом на неоперированное ухо.

Подключается такой наушник на выход любого из аппаратов VERBOTON.

    Глухие дети после кохлеарной  имплантации, поступающие в нашу школу в подготовительный класс относятся к сложной категории. Это обусловлено рядом обстоятельств:

  • поздние сроки имплантации (5-6 лет);
  • отсутствие послеоперационной реабилитации;
  • наличие у них сопутствующих нарушений различного вида.

К ним относятся проблемы слуховой памяти, психических процессов, недостаточный уровень языкового развития.

      Педагоги и специалисты-дефектологи в школе-интернате сталкиваются с проблемой организации образовательного и коррекционного процесса для данной категории детей. Актуальность проблемы педагогической реабилитации и социализации данной категории детей продиктована современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, направленной на поиск новых оптимальных путей реабилитации после кохлеарной имплантации.

Основной особенностью реабилитации детей после кохлеарной имплантации можно считать  то, что у глухого ребенка, по существу, одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки.

Поэтому при реабилитации  наиболее эффективными являются методы по развитию слуха и речи. Одним из таких методов является — верботональный метод проф. П. Губерины.

С помощью КИ ребёнок может научиться воспринимать музыку, что мы с успехом наблюдаем на наших музыкально-ритмических занятиях.

Первоначальным и фундаментальным подходом верботональной практики является индивидуальная реабилитация слушания и речи.

Начинается работа с вибротактильной фазы с использованием вибрационного стола. На индивидуальных занятиях мы применяем вибратор. Он фиксируется на руке, поэтому не мешает и не сковывает движения. Его использование приводит не только к лучшему пониманию обращенной речи к ребенку, но и контролю собственной речи.

В этот период формируется восприятие неречевых звуков. Сначала детям предлагаются для восприятия  бытовые звуки, они наиболее близки ребенку. Дальше предъявляются звуки окружающей среды, которые в дальнейшем помогают детям легче ориентироваться, и звуки музыкальных инструментов.

Ведётся работа над формированием ритмической структуры речи, ритма, темпа и интонации. В процессе этой работы учащиеся отхлопывают, оттопывают и рисуют ритмы. Учатся воспринимать и различать различный темп.

Также ведётся работа над различением на слух таких качеств звука как "один-много", "тихий-громкий", "длинный-короткий",  и слов, различающихся числом слогов.

Большое внимание уделяется ориентации в пространстве. Детям с КИ трудно обнаружить локализацию звука. Для этого используются звучащие игрушки, мобильный телефон. Для лучшей ориентации в пространстве дети активно работают с пиктограммами.

Вызывание звуков происходит в основном по подражанию. Важно не только показать ребёнку, но и дать послушать как учителя, так и самого себя.

Во время индивидуальных занятий на начальном этапе необходимо сформировать восприятие «слуховой картинки» в коре головного мозга на каждый звук.

Формирование речи детей после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей при условии сохранного интеллекта.

Широко используются в работе с детьми данной категории аудиовизуальные курсы (АВК). Можно использовать как готовые АВК, так и  собственные АВК, основанные на событиях из жизни детей.

В последнее время в процесс реабилитации детей после КИ вводится обучение игре на музыкальных инструментах и пение. На индивидуальных занятиях радует, что дети с удовольствием при работе над ритмами используют барабан, бубен, свисток. При работе над выработкой реакции на звук мы используем фортепиано. В форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но различать как высокие, так и низкие звуки.

Творческий подход на занятиях не только вызывает положительные эмоции у детей, но и благотворно влияет на развитие говорения. Проговаривание во время рисования, обсуждения рисунков и рисование  ситуаций из жизни помогает ребенку говорить в естественных ситуациях общения.

У детей, которые были имплантированы в старшем школьном возрасте, наблюдаемая разница в слухоречевом развитии, по сравнению с не имплантированными сверстниками, невелика и часто зависит от индивидуальных особенностей детей. Больше времени требуется для более тонких корректировок из-за того, что речевые привычки сложились уже намного глубже.

Возможность слышать звуки и развивать слушание и речь в любое время и в любой обстановке даёт детям свободу движений. Неограниченные движения во время организованных и спонтанных игр, танцы и драматизация, проводимые во время физминуток, динамических пауз, музыкальной ритмики - всё это стало возможным благодаря кохлеарному импланту. Дети естественны в выражении радости и желании исследовать всё, что их окружает.

Очень важно после операции КИ продолжать носить аппарат на втором, не оперированном ухе, особенно если до операции ребёнок уже имел достаточный слуховой опыт. Многие дети быстро приспосабливаются к ношению слухового аппарата (СА) вместе с имплантом, однако есть дети, испытывающие дискомфорт при одновременном ношении КИ и СА. Таких детей не нужно принуждать к этому.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что КИ действительно является перспективным направлением реабилитации детей с нарушением слуха.

        Лучшие результаты достигаются, если операция по имплантации была проведена в раннем возрасте, а также, если дети достигли высокого уровня сенсорно-психомоторного развития в предоперационный период.

Педагогам и родителям необходимо помнить, что воспринимаемые с помощью КИ речевые образы значительно отличаются от тех, которые хранятся в памяти оглохшего человека, не нужно сразу рассчитывать на чудо. И после операции кохлеарной имплантации необходим длительный процесс реабилитации и совместная большая работа специалистов и родителей.

   Так же, при реабилитации школьников и подростков с КИ мы используем подход, основанный на развитии у детей спонтанного умения слушать и понимать речь, говорить в естественных ситуациях общения, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи Санкт-Петербурга. Этот метод успешно применяется также при развитии речи у детей со слуховыми аппаратами.

Цель «Слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

Основные положения «Слухового метода» обучения речи детей с КИ:

1.      Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации

2.      Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ

3.      Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка

4.      Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.

Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на 4 этапа:

1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

3 этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12  недель. Задачи этого этапа:

  1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).
  2. Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
  3. Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
  4. Обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях. 

Решение всех 4-х задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 6-18 мес. 

Пониманию содержания и главных задач 2 этапа помогает анализ процесса овладения речью у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком. Этот включает, в первую очередь, слуховой анализ слов и запоминание их звучания, понимание значения слова, повторение его звучания, слуховой анализ этого повторения и его запоминание. Задачи 2-го этапа:

  1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ (это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки).
  2. Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:
  • обнаружение, различение, опознавание;
  • слуховое внимание;
  • фонематический слух - это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух;
  • слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация; слуховая и слухоречевая память.
  1. Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.

Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.

3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность – более 5 лет.

Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы и благодаря этому развитию речи как средства общения и познания. Однако в этот период у ребенка происходит также дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков: развитие слухоречевой памяти, накопление пассивного (импрессивного) словаря, развитие грамматической системы, развитие понимания устной речи слухо-зрительно и на слух, накопление активного (экспрессивного) словаря, развитие диалогической речи, развитие связной речи, совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля, развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет, такого уровня достигает только часть детей с КИ – дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.

Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ. 

В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.

Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. 

Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются. «Целенаправленно» человек учится только в определенных особых условиях и в определенные периоды жизни  (в детском саду, школе, курсах, занятиях).

Свойства целенаправленного обучения: планомерное, структурированное (теория, планомерные инструкции), практика (планомерные упражнения), требует выполнения конкретных заданий/действий, осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы), осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни, процесс обучения не увлекателен. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом. Свойства спонтанного научения: непланируемое, неструктурированное (происходит само собой), научение во время повседневных дел, действия, приводящие к овладению навыком, скрыты, осваиваемые навыки используются сразу – интегрированы, осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированы, процесс увлекателен (не всегда…). У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях:

1.Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.

2.Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время. Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, на что оно должно быть направлено. Целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:

  • структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.
  • формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.

Четвертое положение «слухового метода» - положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка. 

С КИ слух ребенка приближается к нормальному, что действительно создает возможность развития у него речи тем же способом, как это происходит у детей с нормальным слухом - спонтанно при общении с окружающими взрослыми. Кроме того, более 80% имплантированных детей – это дети в возрасте до 5 лет, они 83% времени бодрствования проводят в семье, что определяет ведущую роль родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.

Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Современные кохлеарные импланты (КИ) обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха.

Однако родители нуждаются в профессиональной сурдопедагогической и психологической поддержке. После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать. После имплантации большинство из них сохраняют эту неуверенность, многие очень мало разговаривают с ребенком («он же глухой», «он ничего не понимает»). Но особенность ситуации заключается в том, что дети с КИ, особенно дети, имплантированные в раннем возрасте, по образному выражению М.Кларка «нуждаются не столько в чем-то специальном, сколько в большем количестве нормального». Это требует разработки и организации системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха. В отличие от традиционных подходов эта система должна быть направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел. В целом система должна включать:

-  подготовку учебной литературы и видеоматериалов для родителей детей с нарушениями слуха,

-  подготовку учебной литературы и видеоматериалов для педагогов по обучению родителей,

-  обучение родителей особенностям общения с ребенком, обеспечивающим оптимальные условия для развития у него речи,

-  обучение родителей контролю работоспособности КИ/СА, состояния слуха ребенка с КИ/СА,

-  обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи с КИ/СА, коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств, приемам вызывания, стимуляции высказываний/ голосовых реакций ребенка в процессе игры и ежедневных дел.

-  помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства.

  

   Практический опыт обучения таких детей показывает, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей обучающихся.

   Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь.

   Самое главное  - своевременная реабилитация это залог качественного обучения!

   Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!

ЛИТЕРАТУРА

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

РАВНОПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Презентация к родительскому собранию в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

Индивидуальная работа в детском саду...

Консультация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста в период адаптации"

Одной из самых распостраненных проблем в дошкольном учреждении является адаптация детей к условиях детского сада. Мне, как музыкальному руководителю, на помощь приходят собственные разработки занятий,...

Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"

Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...