Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Амосова Надежда Алексеевна

     В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» разработана программа литературного краеведения «Край родной, земля уральская»  Данная  программа реализуется  на библиотечных уроках в 5-8 классах.

Программа нацелена на актуализацию поддержки духовного и интеллектуального развития детей через книгу и чтение;  создания эффективной системы мероприятий по продвижению книги и чтения по истории уральского края  в среду детей;  формирования читательской и информационной культуры детей; возрождения и поддержки семейных традиций чтения на уральской земле,  восстановления культурного диалога поколений через книгу; развития и совершенствования школьной библиотеки как краеведческого ресурсного центра по поддержке детского чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Амосова Н.А.,

педагог - библиотекарь

МБОУ СОШ № 44

г. Нижний Тагил

Реализация  социокультурного  образования в школьной библиотеке.

(Фрагмент  программы  литературного  краеведения

«Край  родной,  земля  уральская»).

 «Все великое родится в национальном духе».

И.А. Ильин.

     В наступившем XXI веке, который называют веком образования и культуры, первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Одной из актуальных задач  региональной образовательной политики является воспитание у молодого подрастающего поколения интереса к культуре и формирование духовно-нравственных основ,  раскрытие человеческих ресурсов  ради социально-экономического общественного и духовно - культурного развития края.

    «Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить. Жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы» писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном», обращаясь к молодому поколению [1].

      Необходимо развивать социокультурную информационную среду – гуманную, духовную, в которой дети и подростки могут получить доступ к ценностям культуры и идеям, действительно способствующим их развитию как будущих граждан страны.

     И именно библиотеки вносят огромный вклад в развитие информационного общества, совершая многовековое путешествие из прошлого в будущее.

    Библиотека как истинный источник гуманизма стремится к сохранению систем природных знаний коренных народов, исчезающих языков, созданию коллекций устного народного творчества, обеспечению качественного обслуживания  всех  участников образовательного процесса.   Библиотекари-профессионалы видят истоки духовного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребенке.

  Одним  из основных направлений в работе школьной библиотеки МБОУ СОШ № 44 является краеведческая деятельность. В  школьной библиотеке создан фонд краеведческой литературы, ведутся тематические картотеки «Наш край», «Тагил промышленный», оформляются постоянно-действующие выставки «Тагил трудовой», «Урал - опорный край державы», «Страницы истории», «Легенды и предания уральского края».  Фонд документов по краеведению, истории края, художественной культуры родного края  постоянно обновляется. Накоплен  методический материал для проведения библиотечных уроков, викторин,  конкурсов,  праздников,    осуществления научно-исследовательской  деятельности учащихся.  Учащиеся    часто пользуются книгами из серии «Урал в ликах городов», «Путешествуем по Свердловской области», «Человек пришел на Урал» и другими при подготовке к участию  в конкурсах,  созданию  проектов,  при составлении своей родословной -  книгами Мосина А.Г. «Мой род в истории», Калистратовой Э.А. «Изучаем историю своего рода».  А для продвижения книги по истории Урала  в школе  организована  передвижная библиотека «Читалочка». Теперь и  учитель имеет возможность познакомить ребят с редкими изданиями на уроках внеклассного чтения. Оказалось, такой подход имеет свои плюсы – коллективное чтение-обсуждение, не ограниченное во времени.

     В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки»  мной  разработана программа литературного краеведения «Край родной, земля уральская».   Данная  программа реализуется  на библиотечных уроках в 5-8 классах.

  Программа состоит из следующих  блоков.

Первый блок «Традиции земли уральской» включает в себя темы, связанные с прошлым и настоящим Урала – это знакомство с легендами, преданиями,  с обычаями, календарными праздниками, историей родного края.

Второй блок «Славен Урал талантами» включает в себя темы, связанные с творчеством уральских художников, поэтов и прозаиков:  проведение  ежегодных маминских литературных чтений, посвященные Д.Н.М. – Сибиряку.

-  «Таланты моего города», посвященные, поэтам, художникам нашего города.

Данный  блок построен на материале художественной, автобиографической  и публицистической литературы и приуроченный  к юбилейным датам.

Третий блок « Боевые страницы Урала» включает в себя темы, связанные с героическим подвигом трудового народа Урала.

    В результате реализации мероприятий Программы ожидается:

- актуализация поддержки духовного и интеллектуального развития детей через книгу и чтение;

- создание эффективной системы мероприятий по продвижению книги и чтения по истории уральского края  в среду детей;

- формирование читательской и информационной культуры детей;

- возрождение и поддержка семейных традиций чтения на уральской земле,  восстановление культурного диалога поколений через книгу;

 -  развитие и совершенствование школьной библиотеки как краеведческого ресурсного центра по поддержке детского чтения.

   С целью привлечения родителей к совместному творческому чтению с детьми,  в библиотеке  подбираются  задания, интересные не только детям, но и взрослым.

Список литературы.

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - под ред.Г.А. Дубровской. - Изд-во Ленинград: «Детская литература», С.24
  2. Серия книг «Урал в ликах  городов».
  3. «Урал. Человек. Истоки»/ Педагогический альманах. Книга 1,2, 3,4, 5.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга».  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска  газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...