Патриотическое воспитание школьников в рамках поликультурного пространства
статья

Пиянзина Елена Васильевна

Доклад о значимости патриотического воспитания школьников  в рамках поликультурного пространства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пиянзина Е.В.

Патриотическое воспитание школьников

в рамках поликультурного пространства

Одной из важнейших ценностей для всякого нормального общества является патриотизм. Патриотизм (от греч. patriótes – соотечественник, patrís – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Вопросы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Актуальной эта проблема является еще и потому, что произошло осознание кризисной, по сути, социально-исторической ситуации современной России: утратой нашим обществом традиционных российских ценностей (патриотизма, коллективизма, уважения к старшим, трудолюбия, взаимной поддержки, служения Отечеству); снижением воспитательного воздействия образования как важнейшего фактора формирования патриотизма; ориентацией большинства представителей молодого поколения на не традиционные для России ценности (индивидуализма, потребительства, культа насилия, материальных ценностей и развлечений, неуважительного отношения к старшим, безразличного или негативного отношением к прошлому, настоящему и будущему своей страны; нежелания служить своему Отечеству). Перечисленные проблемы создают угрозу национальной идентификации русского и других коренных народов России.

То, что воспитание патриотизма – одна из важнейших задач отечественного образования, осознано на государственном уровне. Об этом заявил и Президент РФ В.В. Путин на X Съезде Российского Союза ректоров 30 октября 2014 г., разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Поэтому сегодня, не смотря на усилия государства, требуется огромная работа всех институтов социума «по активизации внутреннего ядра российского общества, его способности продуцировать современные формы поведения, (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка)».

Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало. Это требует осмысления самими педагогами задач и содержания патриотического воспитания школьников; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.

Мы с вами живем в Мордовии – регионе, обладающем особым статусом – статусом республики. Из 85 субъектов Российской Федерации лишь 22 являются республиками. Данные регионы отличаются многонациональным составом, присутствием значительных групп одного из коренных народов России, проживающих на данной территории (в Мордовии – мордва: мокша и эрзя). Республика имеет свою конституцию, государственные символы (флаг, герб, гимн), несколько государственных языков (в Мордовии: русский, мокшанский, эрзянский), т.е. обладают признаком государственности.

Поэтому патриотическое воспитание в данных регионах имеет свои особенности. В школах Мордовии оно состоит из двух взаимосвязанных элементов, осуществляется на двух уровнях:

– патриотическое воспитание школьника как гражданина России;

– патриотическое воспитание школьника как жителя Мордовии.

Это очень непростая задача, потому что в данном случае необходимо воспитать школьника-патриота не только своей большой родины России, но и малой – Мордовии. При этом учитель обязан построить этот процесс так, чтобы исключить всякие возможные противоречия: первое всегда должно дополнять второе и, наоборот. Ведь если упор будет сделан лишь на общероссийский патриотизм, то будет утеряна национально-культурная идентичность региона, а при доминировании национального патриотизма могут возникнуть такие негативные явления как национализм и потеря государственного единства.

Для того, чтобы избежать данных негативных явлений, учитель любой школы республики должен повсеместно применять двухуровневую систему патриотического воспитания. Например, наряду с темой «Москва – столица России» необходимо рассматривать так же тематику «Саранск – столица Мордовии», наряду с государственными символами России, школьников также следует знакомить на уроках и с государственными символами Мордовии, уделяя этому не меньшее внимание.

  Школьники должны также знать историю своего региона, воспринимая ее в контексте истории общероссийской, знать выдающихся жителей Мордовии, уметь оценивать их заслуги, как в региональном масштабе, так и в масштабе всей страны. Особое место в процессе патриотического воспитания занимает посещение музеев, театров, библиотек, встреч с интересными людьми.

На уроках необходимо уделять внимание и мордовской литературе: например, изучение в качестве дополнительного материала мордовских народных сказок, проведение в классе совместного сравнительного анализа с русскими сказками, выявления их сходств и различий. Знакомить, наряду с русской поэзией, с поэзией мордовского народа, воспевающей красоту своей малой родины и любовь к ней.

На уроках также необходимо знакомить школьников с национальными элементами в искусстве и быту. Изготовление работ в национальном стиле должно сопровождаться культурно-историческими справками, созданием проектов, исследований детей в этой области.

На уроках эрзянского  языка работа  над формированием патриотизма начинается уже с первых уроков, когда мы говорим  о языке как важнейшем средстве общения.   Надо видеть глаза детей, когда они знакомятся с огромной семьёй финно-угорских народов, слушают историю возникновения эрзянского языка и какие условия этому способствовали.        

Большое воспитательное значение имеет привитие навыка культуры  общения.  В начале и в конце каждого урока учащиеся приветствуют учителя и одноклассников, используя известные  речевые конструкции. Специальные упражнения, помещённые в разных разделах учебника, знакомят их, как могут обратиться к родителям (знакомым, соседям) разные люди. На этом этапе часто  используется диалогическая речь, а в некоторых случаях уместно инсценирование. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его свершениям и героическим страницам прошлого, традициям и  обычаям на примере  изучения следующих тем: «Костюм  женщины  эрзянки» ;  «Народные игры»;« Народные промыслы»; «Исторический облик Саранска»;         «Герои-земляки».

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать  на защиту Отечества по примеру своих предков.  После прочтения текста, биографического материала об известных героях России или наших земляках (на русском языке), можно акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют  патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость людей, их верность Отчизне?         Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Неоценимую помощь может оказать   знакомство с детской  литературой мордовских писателей, организация выставки детских журналов  на мордовском языке. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки.  В них мы находим отражение  народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости, справедливости.         Познать, понять человека, событие всегда легче через искусство. Формирование патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий:

-нарисовать иллюстрацию по прочитанному;

-смоделировать фрагмент мордовского орнамента;         

-составить тематический кроссворд («Герои мордовских сказок», «Предметы домашней утвари» и др.;

-вырезать из бумаги мужскую рубаху и украсить её мордовским орнаментом;

-сконструировать из ткани флаги России и Мордовии;

-подготовить проект-фантазию «Одежда современной девочки-эрзянки»

Прослушивание  музыкальных произведений мордовских композиторов и фрагментов народной музыки, использование элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Планомерная работа по  патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры и высмеивании истории своей малой родины, а научится находить правильные ориентиры, научится  формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Важным звеном патриотического воспитания является  проведение занятий на базе  школьного музея.

В нашей средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 16 г.о. Саранск имеется музей российско – мордовско – болгарской дружбы.  История его создания символична. Когда в 1966 году город Саранск и Ботевград стали побратимами, одна из улиц Ботевграда получила название Саранской, а одна из центральных улиц нашего города – Ботевградской. Напротив школы, находившейся на этой улице, поставили бюст болгарскому революционеру Христо Ботеву. Дружба между двумя славянскими народами и положила начало созданию школьного музея.

В процессе культурного обмена активно пополнялась экспозиция музея, учащиеся знакомились с культурой болгарского народа, была налажена переписка учащихся Саранска и Ботевграда.

Но с уходом из школы руководителя музея, его деятельность была приостановлена. Однако, понимая, какое важное педагогическое значение имеет состояние поликультурного пространства внутри современного учреждения образования и вокруг него, как велика роль эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации учащихся в поликультурной среде, в 2009 году началось восстановление экспозиций музея.

Сейчас школьный музей является одной из форм поликультурного образования, развивающей творчество и познавательную активность школьников. Его фонд включает подлинные музейные предметы, творческие работы учащихся.

Экспозиция музея представлена четырьмя блоками:

  1. История создания музея.
  2. Культура Болгарии.
  3. Современные дружественные связи с Болгарией.
  4. Национальная мордовская культура.

Программа работы школьного музея носит название «Дружба навеки». Целью данной программы является изучение национальной болгарской культуры во взаимодействии с русской и мордовской культурой, осмысление учащимися места родной культуры в мировой истории, воспитание чувства патриотизма, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Ежегодно в День города, 12 июня, делегация из города Ботевграда прибывает с дружественным визитом в столицу Мордовии. В программе визита гостей из Болгарии непременное возложение цветов к памятнику Христо Ботеву и встреча с педагогами и учащимися школы № 16.

 В настоящее время работа школьного музея включает:

- просветительскую деятельность (экскурсионно – лекторская работа, музейные уроки, проведение интегрированных уроков, подготовка и проведение фольклорных праздников, конкурсов, викторин, выставок детского творчества);

- научно – исследовательскую деятельность (исследование музейных предметов, времени и места их использования);

- поисковую деятельность (пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок, работа с архивом музея, ведение инвентарной книги, работа  с библиотеками и интернет - ресурсами);

- оформительскую деятельность (оформление выставок детского творчества).

В системе поликультурного воспитания важное место занимает экскурсионно – массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно – воспитательной работы школьного коллектива

В заключении следует отметить, что патриотическое воспитание школьников – сложный и длительный процесс. Осуществляться оно должно не только в классе, но и в рамках внеклассной и внеурочной деятельности. Важную роль при этом, наряду с педагогом, играют родители учащихся, которые должны обеспечивать школьникам доступ к различным центрам культуры, качественным информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения

В материале даётся обобщение опыта по гражданско-ратриотическому воспитанию в детско-юношеской организациии "Искра " МБОУ "Глинновская СОШ" Новооскольского района Белгородской области....

Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013

Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году....

Патриотическое воспитание в рамках изучения культурного наследия России.

Данная презентация представлена в виде отчета по теме самообразования классного руководителя за 2014-15 уч.год. Она содержит тему, цели воспитательной работы, формы внеклассной работы и результаты сов...

«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»

Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Патриотическое воспитание младших подростков в пространстве школьного музея

Школьные музеи могут быть эффективным средством воспитания патриотизма у младших подростков...