Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013
статья по краеведению (6 класс) по теме

Валентина Сергеевна Аливарян

Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания.

В.С. Аливарян

«Патриотизм может жить и будет жить лишь

в той душе, для которой есть на земле нечто

священное» (И. Ильин)

Значимость патриотического воспитания школьников особенно остро встала в последние годы. Отечественная система образования фактически утратила ценностные основы и воспитательный потенциал. Растёт инфантилизм молодёжи, агрессия, бездуховность.  Повсеместными явлениями становятся пренебрежение моральными нормами и дефицит нравственных ценностей.

Поэтому повышение уровня патриотического воспитания становится проблемой нашего времени. Мы, учителя истории понимаем все это, стараемся воспитывать в наших учениках такие качества, как ответственность, осознание и готовность проявлять свои обязанности, чувство собственного достоинства, гражданственность, сопричастность к судьбе Родины.  Уже несколько лет я работаю над проблемой активизации познавательного интереса обучающихся к событиям родной истории. История,  по моему мнению, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей активной жизненной позицией.  

Учебный исследовательский проект «Судьба  семьи в судьбе России», осуществляемый в МБОУ СОШ № 19 г. Волжского с 2012-2013 учебного года,  является одним из способов пробудить интерес детей к истории родной страны.   Великая Отечественная война оценивается нынешними подростками как наиболее значимое событие  потому, что она связана с историей каждой семьи, и она определила будущее нашей страны, да и всего мира. В каждой семье хранятся не сухие строчки учебника, а эмоционально окрашенные воспоминания бабушек, дедушек, дальних родственников.  Использовать в исследовательской работе эти пласты семейных воспоминаний не только можно, но и должно.  Прошлое страны, как лоскутное одеяло состоит из судеб отдельных людей, знать и помнить заслуги своих предков - это и есть быть гражданином. История семьи помогает глубже осознать свою сопричастность к событиям, происходившим в стране, прививает чувство гордости за свою Родину.

Цели, которые мы ставили  перед собой, начиная осуществление проекта: это формирование у обучающихся системы нравственных ценностей, обогащение новыми знаниями об истории родной страны, родного края, семьи.

Задачами проекта являются: создание условий для развития творческого потенциала детей; создание атмосферы взаимоуважения через использование интерактивных форм работы; продолжение работы по  формированию ценностных ориентиров,  общей культуры, навыков публичного выступления.

Ожидаемые результаты: расширение кругозора участников проекта; приобщение ребят к истории Великой Отечественной войны через историю своей семьи;  в целом реализация проекта стала составной частью патриотического воспитания обучающихся школы.

Направления проекта:

  1. Гуманитарно-правовое направление - ознакомление с фактами из истории Великой Отечественной войны.
  2. Патриотическое направление - чтение стихов, зачитывание воспоминаний своих предков, просмотр военной кинохроники.
  3. Эстетическое направление - воспитание культуры поведения.
  4. Творческое направление - выявление творческих талантов и способностей детей.
  5. Лидерское направление - развитие гражданских инициатив через реализацию проекта и в ходе его презентации.

Механизм реализации:  проект реализовывается через изучение истории Сталинградской битвы с использованием интерактивных форм работы с детьми (анкеты, дискуссии, викторины, акции), что позволяет  создать условия для развития творческого потенциала детей, их гражданских инициатив.  Проделывается огромная работа:  собраны документы (фотографии из семейных архивов, предметов военного времени, личных вещей, сохранившихся в семьях обучающихся); ребята познакомились с книгами: «Мой Сталинград» Михаила Алексеева, «Дети Сталинграда. Воспоминания», « Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы» (автор-составитель Ю.В. Кулешова); были подготовлены кадры кинохроники военного времени, кинофрагменты из фильма «Начало Великой Отечественной войны»;  записаны фонограммы песен, смонтирован звуковой ряд взрывов снарядов и бомб;  выбрана форма презентации-литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации.

Что дает эта работа лично каждому ученику? В ходе подготовки проекта обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают навыками самостоятельного добывания знания, учатся плодотворно работать в группах, анализировать и обрабатывать необходимую информацию, делать выводы и  выдвигать гипотезы. А главное, они соприкасаются с живыми судьбами своих предков, ощущают незримые семейные узы, испытывают чувство гордости за своих родственников-участников Великой Отечественной войны. Пожалуй, это и есть самый главный итог исследовательского проекта «Судьба семьи в судьбе России».

Приведу несколько выдержек  из  исследовательских работ ребят-участников проекта.   Горлов Леонид, ученик 7 «в» класса написал в своем сочинении следующие строки: «Мой прадед - Роднаев Андрей Иванович родился в 1905 году в деревне Подгорная Свердловской области. Был призван защищать Родину в 1941 году. Когда мой прадед уходил на войну, ему пришлось оставить дом, жену и пятерых детей.  В их числе была моя бабушка -Тырыкина Мария Андреевна.  В 1942 году прадед принимал участие в битве за Сталинград и даже получил орден. В конце 1942 года был тяжело ранен и перевезён в госпиталь под Москву. Три месяца врачи боролись за жизнь Андрея Ивановича, но раны были настолько тяжелы, что врачам спасти жизнь прадеду не удалось. Я считаю своего прадеда героем,  и горжусь, что в моей семье были защитники Сталинграда».

Отрывок из сочинения Ходыревой Дарьи, ученицы 8 «а» класса: «Мы с мамой часто ездим к моей прабабушке Грудининой Антонине Григорьевне. Ей 92 года. Однажды она рассказала мне, что случилось с ней 23 августа 1942 года, когда немцы бомбили Сталинград, и как она и ее семья жили после бомбежки. «Когда немцы начали бомбить город, я была на работе.  Рядом с нашим домом на площади был построен блиндаж.  В ту минуту, когда я выбежала на площадь, в блиндаж попала бомба. Земля и доски обрушились, перекрыв людям, находящимся внутри, путь наружу. Все погибли. Я не помню, как добралась домой».

«Мой прадедушка  Развозжаев Федор Тимофеевич со своей семьей жил в селе Ягодное Ольховского района. На войну его призвали первым из сельчан. Он был рядовым на обслуживании  военного аэродрома.  В 1942 году был направлен под Сталинград.  Он был ранен в левую руку, но выжил. Прошел всю войну, многое ему пришлось пережить. Прадед был награжден орденами и медалями.  Закончил войну в Румынии. К сожалению, я с ним так и не увиделась. Но память о нем и его подвигах осталась в сердцах всех моих родственников. Он умер на 88-ом году жизни» - так писала о своём прадеде   Пахомова Полина, ученица 6 «в» класса в 2012-2013 учебном году.

Вот строки из исследования Горевой Анны, ученицы 6 «г» класса: « В Воронежскую область, где жила моя бабушка Полякова Валентина Егоровна, фашисты не прорвались, но детства мою бабушку лишили, как и миллионов детей того страшного времени. Я не могу представить, как можно есть лепешки из лебеды и корни солодки, а для детей войны это было лакомство». Созвучны этим строкам и слова из работы одноклассника Ани Новожилова Дмитрия: «Моя прабабушка Нина Анатольевна Черкасова и её сестра Лида (7 и 8 лет) помогали своей матери-Черкасовой Ольге Емельяновне в госпитале, который находился в Сталинграде – носили носилки, присматривали за ранеными солдатами. Жили они в бомбоубежище и в госпитале. Есть было нечего и поэтому они очень голодали».

Ученик 6 «г» класса Жиляев Кирилл закончил свое сообщение так: «Мой прадед Иван Иванович Жиляев,  вместе с миллионами  соотечественников,  ушел в 1941 году на фронт. В начале 1943 года воевал в Сталинграде. Извещение о его смерти пришло в апреле 1945 года, всего месяц он не дожил до Победы. Да, многие не вернулись домой после победы над фашизмом. Вечная им память. Спасибо им за родную землю, за свободу и счастье».

Все исследовательские работы сопровождаются фотографиями из семейных архивов,  копиями наградных документов, личных писем времён войны.  Через свои исследовательские работы ребята осваивают социальный опыт предшествующих поколений, по сути, они приобщаются к истории страны через историю семьи. Как говорит современный российский философ С.А. Тюшкевич: «Преемственность - это одна из существующих характеристик механизма смены одного поколения другим».  Передаваемый духовный опыт выступает в нашем проекте средством самопознания молодых людей через идентификацию с представителями своего рода, семьи, общества. Хочется верить, что нынешнее поколение подростков пронесёт через всю свою жизнь эти трогательные страницы истории своих семей и передадут их смысл новым поколениям россиян.



Предварительный просмотр:


Достижения обучающихся в 2013/2014 учебном году

Официально зафиксированные достижения обучающихся в исследовательской работе (в том числе участие в конференциях, форумах, фестивалях и др.) по профилю деятельности педагогического работника.

1. Душенко Мария, обучающаяся 8 «г» класса в течение полугода  работала над  исследовательским проектом «Мой солнечный город Волжский». Предметом исследования стала история создания и строительства культурно-исторических памятников нашего города. Маша познакомилась с большим количеством книг., рассказывающих о строительстве и о строителях города. Данный проект был презентован  27 марта 2014 года на Региональной научно – практической конференции «Город Волжский в зеркале истории», посвященной 60-летию г. Волжского и  20-летию Волжской Торгово – промышленной палаты,  в секции «Город Волжский: образование и культура». По результатам работы конференции был выпущен сборник статей, и тезисы нашего исследовательского проекта там опубликованы. 

2.Компьютерная презентация  проекта «Мой солнечный город Волжский» была представлена Душенко Марией на XIII областном фестивале презентаций учебных и педагогических проектов 18 апреля 2014 года в работе секции «Отечество мое» (краеведение). По результатам работы фестиваля, был выпущен сборник тезисов лауреатов. Мария получила первый опыт представления исследовательских проектов на такую широкую аудиторию слушателей.

3.С 2013 года мои обучающиеся работают над индивидуальными проектами в рамках социального проекта «Судьба семьи в судьбе России». Окончательный продукт проекта будет готов к маю 2015 года, когда вся наша страна будет отмечать 70-летие Великой победы в Великой Отечественной войне. Но промежуточные материалы некоторых обучающихся уже представлены мною на I Всероссийских исторических чтениях 15 ноября 2013 года в работе секции «История России: опыт учебно-исследовательской работы». В сборнике материалов I Исторических чтений в моей статье «Учебно – исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания»  представлены отрывки из проектов Жабрицкого Евгения, Косенковой Ангелины, Марьяновского Никиты.

4. Марьяновский Никита, обучающийся 8 «б» класса и Кучин Николай, обучающийся 8 «г» класса приняли участие в открытом городском конкурсе журналистского творчества «Волжский: люди и судьбы», организованном Волжским гуманитарным институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения «Волгоградский государственный университет» и муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеским центром «Русинка».  Темой их работ была предложенная тема «История одной семьи». Фактически ребята представили на конкурс эссе на основе тех материалов, которые были ими собраны в рамках социального проекта «Судьба семьи в судьбе России». Марьяновский Никита занял II место в этом конкурсе, Кучин Николай стал обладателем диплома лауреата конкурса.

5.Шабалина Анастасия, обучающаяся 6 «г» класса работала в течении нескольких месяцев над краеведческим исследовательским проектом, посвященном 60-летию города Волжского. Она должна была  представить свой краеведческий проект «Мой солнечный город Волжский» на областном конкурсе «Царицын – Сталинград – Волгоград». Но, к сожалению, по объективным причинам (болезнь) девочка не смогла присутствовать на очной защите работ 7 февраля в рамках работы Конференции.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов во внеурочную деятельность учащихся как средство патриотического воспитания

Из опыта работы над разучиванием песни "Гжель моя старинная" на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе...

Материалы для доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"

Представленные материалы служили базовыми источниками для написания научного доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"...

Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»

Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...