Краеведческая исследовательская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. Доклад на методсовете РЦДЮТ и К (апрель 2020 г.)
материал по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Выступление на методсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metosovete_aprel_2020.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Надбитов Р.К.,

методист отдела краеведения БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»

«Краеведческая исследовательская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения, поскольку патриотизм на неосознанном для ребенка уровне проявляется сначала в любви к родителям, затем – к родному дому, окружающей природе. Активное целенаправленное формирование развития личности патриота осуществляется  именно в школьные годы. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы и семьи, где проводится деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Важнейшая цель краеведческого образования – воспитание гражданина и патриота, развитой личности, способной к самореализации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться и интегрироваться в этот мир.

Предмет изучения исторической науки и краеведения – прошлое в его неповторимости. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, региона и как частица всемирной истории. При изучении проблемы личности в истории важно обратить внимание учеников на раскрытие фактов жизни конкретного человека в контексте эпохи.

Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано. Жизнь каждого человека связана с жизнью своей страны, местом, где он родился и вырос. Судьба человека – часть большой истории. Прошлое продолжает жить в фотографиях, документах, семейных преданиях, передаваемых из поколения в поколение.

Прикасаясь к истокам рода, мы пытаемся понять и оценить жизнь, поступки и желания своих прародителей, почувствовать дух и атмосферу тех дальних и ближних времен, выявить свои корни, определить свое место в истории рода, в конечном счете – в судьбе всего народа. Рассказы деда, прадеда, отца о своем участии в каких-то событиях, о человеческих характерах и поступках, проникнутых высоким патриотизмом, воспитывают любовь к Родине. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлениями людей. В сознании даже ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

В реальной практике развития Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к социальным институтам.

Одним из направлений патриотического воспитания школьников является изучение истории родного края. Существует несколько вариантов ее изучения. Наиболее эффективным можно назвать организацию поисково — исследовательской деятельности учащихся с последующим использованием собранных материалов на занятиях по краеведению.

В решении проблемы патриотического воспитания учащихся я вижу следующие противоречия: между классно-урочной системой и необходимостью введения в образовательный процесс исследовательской деятельности учащихся; — между необходимостью сокращать учебную нагрузку школьников и все возрастающим объемом информации.

Преодолеть выше названные противоречия возможно при условии вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, сочетая урочную и внеурочную работу по патриотическому воспитанию учащихся. Если педагог способствует формированию у школьников патриотизма, развивает чувства сопричастности к судьбе России, желанию защищать Отечество, то это способствует воспитанию полноценных граждан своей большой и малой Родины.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В этой связи хочется отметить мысль А.В. Леонтовича, которая излагается в его статье «Исследовательская деятельность учащихся».

В традиционной образовательной системе, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в жизни чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации». В основу метода исследовательской деятельности школьников положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Но важно помнить, что задача исследования должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся (интерес к работе и посильность во многом определяют успех). Эта деятельность возможна при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.

Опыт проведения конференции «Бичкн Торскм» показывает, что наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории.

Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, материалы личных наблюдений. Ученики, активно осуществляя поиск необходимых сведений, повышают культуру взаимоотношений и ориентации в современной информационной среде, приобретают необходимые для этого навыки.

Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен следующими факторами:

высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;

личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;

Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории нашего края. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует формированию у ребят гражданских качеств.

На мой взгляд, огромные педагогические ресурсы для формирования патриотических чувств к малой Родине заложены в курсе истории родного края. В рамках преподавания предмета создаются возможности формирования мотивов деятельности обучающихся, связанных со стремлением сберечь уникальность своей малой Родины, заботиться о развитии, установлении общественных связей.

 «Проживание» событий Великой Отечественной войны учащимися через историю их семей способствует более глубокому, эмоциональному их восприятию. Это форма организации учебно-воспитательной работы связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Школьник, воспринимая образ Родины как явление патриотизма, участие собственной семьи в исторических событиях прошлого, начинает ощущать свою сопричастность, приписывать себе качества человека – патриота, защитника Родины, тем более что такими защитниками были члены его семьи. Повторяя суждения взрослого (учителя, родителей, ветерана), он выдаёт их за свои. Данные суждения начинают определять его представления о патриотизме. Ребенок «проникается определённым эмоциональным отношением» к этому образу. Транслируемый взрослыми образ человека – патриота может стать перспективой развития патриотизма у детей.

Одним из направлений в поисково-исследовательской деятельности учащихся является сбор и анализ краеведческих материалов. Школьники республики пишут краеведческие статьи по результатам поисково – исследовательской деятельности. Вспомним работы Бембеевой Буйнты, Аль-Килани Валерия,  установивших судьбы неизвестных солдат.

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди важнейших требований к образованию названа задача патриотического воспитания. О важности этой работы говорится в распоряжении Правительства РФ от 12 ноября 2020 года № 2945-р об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

Итак, в качестве ведущей педагогической идеи опыта можно считать идеею воспитания патриотических качеств школьников в системе общественно-гуманитарных дисциплин средствами краеведения. Необходимо постоянное совершенствование знаний по данной проблеме.

Важно вникнуть в суть понятия «патриотизм». В Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». В Энциклопедии социологии отмечено, что патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова патриотизм - это и сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества. Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения поднимались выдающимися педагогами и общественными деятелями прошлого. Такими как В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, А.Н. Радищевым, А.С. Макаренко и другими. Они говорили о том, как важно воспитатель сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Начиная работать над своей методической проблемой, мы можем поставить перед собой следующую цель: создать условия для формирования у обучающихся чувства патриотизма через комплексное изучение краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе.

Достижению данной цели служит решение следующих задач:

1. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в нашем учебном заведении;

2. Комплексное изучение краеведческого материала в процессе нравственного становления подростков, развития их самосознания и самоопределения, способствовать духовно-нравственной ориентации в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

3. Формирование и развитие патриотических чувств обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, формирование духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

В соответствии с поставленными задачами, выделяем ряд основных моментов в своей работе:

1) Содержание патриотического воспитания строится на основе единства изучения прошлого и настоящего.

2) Комплексный подход к отбору содержания патриотического воспитания: военное прошлое нашего края, жизнь замечательных людей – наших земляков.

3) Непрерывное, целенаправленное влияние на обучающихся в процессе патриотического воспитания.

Организуя данную работу используем следующие этапы деятельности.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

Если хотим просто заинтересовать ученика, то расскажем ему или попросим его подготовить для урока сообщение об известной личности нашего края – Б.Б.Городовикове, Э.Т.Деликове и других; привлечь его внимание - организуем посещение краеведческого музея.

Второй этап – организация практической деятельности  с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:

 - шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны;

 - организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

 - шефство над памятниками участникам Великой Отечественной войны;

 - работа по сбору интересного материала об истории какого-либо населенного пункта Калмыкии.

Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.

 Суть поискового метода заключается в том, что учитель, организуя творческую познавательную деятельность учащихся, побуждает их находить источники новой информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе знания, приобретать ценные познавательные умения и навыки.

Выделив особенности, последовательность и этапы исследовательского краеведения, предлагаем остановиться на формах и методах краеведческой работы с учащимися. Это могут быть групповые занятия (лекции, семинары, викторины, конференции, заседания кружка). Возможны индивидуальные занятия (работа над сообщениями, докладами, рефератами, подготовка дидактического материала к урокам, индивидуальная работа с краеведческими источниками и литературой, систематизация накопленного материала, подготовка экспозиций в краеведческом уголке).

Так, в СОШ № 2 г.Элисты создан краеведческий уголок, который постоянно пополняется экспонатами и документами, рассказывающие об истории нашего города, о ветеранах Великой Отечественной войны, о педагогических династиях, о выпускниках школы. Создав такой мини-музей, педагоги увидели в нём эффективную форму организации детского коллектива, становления системы гражданско-патриотического воспитания подростков. В кабинете истории, где находится краеведческий уголок, часто проводятся музейные уроки, тематические классные часы, уроки Мужества, встречи с ветеранами и творческими людьми города.

Применение ИКТ в краеведении является необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко-краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:

- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;

– значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;

-более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:

- перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),

- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ;

- создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края;

- создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала.

В ряде образовательных организаций республики педагоги стараются привлекать детей к Интернет-ресурсам, обучать правилам пользования сайтами военно-патриотической направленности, систематически проводить тематические экскурсии Элисте в рамках празднования Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г. над немецко-фашистскими захватчиками.

С точки зрения патриотического воспитания молодого поколения Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. Таким образом, при изучении данной темы на уроках уделяем особое внимание роли выдающихся людей, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. И, конечно же, знакомим учащихся с героическими поступками наших земляков.

В своём выступлении на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Мы все понимаем, что социальное развитие российского общества в XXI веке может успешно происходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. Назрела необходимость ещё раз остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приёмов привить современному ребёнку чувство патриотизма, гордости за свою «большую» и «малую» Родину. Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл нашего педагогического опыта.

Список литературы:

  1. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2007. № 5. - с. 4-7.
  2. Борисов, Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 1982. – 115 с.
  3. Встреча В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи Краснодар, 12.09.2012 // (стенографический отчёт).
  4. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] ; под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова. — М. : Планета, 2010. — 336 с.

     5. Черняева, Н. Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников / Н. Н. Черняева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 33-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.

Статья "Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников" поможет учителям - преподавателям творческих дисциплин шире познакомиться с проектно...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....