краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
методическая разработка (7 класс) по теме

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon departament_obrazovaniya_merii_goroda_yaroslavlya.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии города Ярославля

Городской центр развития образования

Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников в деятельности классного руководителя

Описание педагогического опыта

Малковой Ольги Евгеньевны,

учителя истории муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29,

г. Ярославль

Ярославль, 2013


Оглавление

Введение

1.

Краеведческое направление в системе гражданско-патриотического воспитания школьников

2.

Особенности воспитательной системы «Я –  гражданин России»

3.

Формы и методы краеведческой работы, используемые классным руководителем в гражданско-патриотическом воспитании

4.

Результативность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию школьников

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Краеведение «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к судьбе своей Родины

Д.С. Лихачев

Моя педагогическая деятельность связана с кадетским движением. Более десяти лет я являюсь классным руководителем кадетских классов. Кадеты первого выпуска сегодня несут службу в пограничных и ракетных войсках Российской Федерации, работают в правоохранительных органах системы МВД России.

Патриотизм… Гражданственность… Любовь к своей Родине… Готовность отдать за нее жизнь... Эти понятия у меня всегда ассоциируются с историей жизни моих родителей. История моей семьи – это история благородного служения Родине. Мой дед был офицером, воевал на фронтах советско-финской и Отечественной войны. Отец – геолог, награжден Орденом Трудового Красного Знамени III степени, брат – полковник, служил в Московском военном округе, сын – курсант Академии МВД России.

Ценностные ориентиры моей семьи, мое личное отношение к патриотизму, гражданственности нашли отражение в моей профессиональной деятельности.


1.        Краеведческое направление в системе гражданско-патриотического воспитания школьников

  Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы МОУ СОШ № 29. Я классный руководитель 7 «А» кадетского класса. Быть классным руководителем в кадетском классе интересно, ответственно, под час трудно.   Прежде всего потому, что в современном обществе  оказались  «размыты» такие  ведущие ценностные ориентации  как патриотизм, гражданственность, Родина. Эти процессы отразились на многих семьях, а, значит, и на детях.

В данной работе я представляю собственный педагогический опыт использования краеведческой работы как средства гражданско-патриотического воспитания школьников. Опыт будет мной представлен через особенности воспитательной системы «Я – гражданин России» в кадетском классе общеобразовательной школы.

Под краеведческой работой я буду рассматривать деятельность классного руководителя, направленную на комплексное изучение определенной территории и накопление знаний о ней с целью воспитания у учащихся любви к своей земле, семье, народу, государству.

Данный вид деятельности выбран не случайно. В 5 классе мною было проведено анкетирование родительского коллектива и учащихся. Анализ анкетирования показал недостаточные знания у школьников о родном крае, несформированность таких понятий как патриотизм, гражданственность, малая Родина, а так же низкий уровень понимания родителями роли гражданско-патриотического воспитания в развитии детей. Лихачев Д.С. сказал: «Любовь к родному краю,  к родному городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему» [11].

Формирование ценностей не возможно без формирования ценностных ориентаций, овладения знаниями, осуществления деятельности учащимися. Взаимосвязь данных категорий хорошо отражает данная схема.

Схема №1

Описывая свой педагогической опыт по указанной теме, необходимо остановится на ключевых понятиях. Для этого мной были проанализированы различные источники [7, 8]. Наиболее близкими являются следующие формулировки понятий:

  • патриот – любитель Отечества;
  • патриотизм – это отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему.
  • гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.
  • гражданственность – это ощущение себя гражданином государства.
  • гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание, направленное на формирование ценностей и знаний, практического опыта гражданского-патриотического поведения с целью развития личности и успешной интеграции личности в гражданское общество.

В своей работе я опиралась на идеи К.Д. Ушинского, который теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении и показал большое воспитательное значение изучения родного края.

Реализация «родиноведческого принципа» может осуществляться на основе разных подходов. Для нас близка идея Кузнецовой Л.В., Шмакова С.А. [4, стр. 15], которая заключается в том, что воспитание гражданина, труженика и защитника Отечества невозможно без семьи.

Другим подходом, через который раскрывается моя деятельность как классного руководителя, является приобщение учащихся к изучению родного края.

Указанные выше подходы были положены мной в основу воспитательной системы «Я гражданин России».

3.        Формы и методы организации краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию

      В предыдущем параграфе мы рассмотрели особенности воспитательной системы «Я гражданин». Для достижения планируемого результата нами были  отобраны формы и методы. В данной работе мы описываем только те из них, которые направлены на организацию краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

       Комплекс форм, используемых в рамках реализации программы, будет определяться направлениями и системными линиями. В современной литературе существуют разные классификации форм воспитательной работы. Поскольку наша работа не предусматривает рассмотрение данного частного вопроса, мы остановимся на освещении используемых форм по числу обучающихся, включенных в деятельность. Проиллюстрируем вышесказанное в таблице.  Приложение №2.

Эффективность моей работы  во многом определяется тем, какие субъекты включены в деятельность. Поэтому для достижения результатов по гражданско-патриотическому воспитанию использую методы и формы, обеспечивающие взаимодействие:

  • учащихся класса;
  • школьников и их родителей;
  • классного коллектива с различными участниками воспитательного процесса: психолога, социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних, руководителя военно-патриотического клуба «Александр Невский», руководителя школьного музея, работников УМВД города Ярославля.

 Остановлюсь на работе с родителями. В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию выступают:

  • Родительские собрания гражданско-патриотической направленности: «Духовные традиции семьи» (октябрь 2011), «Досуг ребенка в семье» (январь 2012),  «Мы - граждане России» (ноябрь 2012) и др.                                                                                          
  • Индивидуальные, тематические консультации, тренинги – упражнения: «Семейная социограмма», «Семейные заповеди», «Семейный портрет»;                                                                    
  • Практические занятия для родителей по организации семейных праздников:   творческая работа «Семейный праздник» (май 2012);
  • Телефон доверия – обсуждение важных для воспитания вопросов;    
  •  Совместные  классные мероприятия   с родителями: фотоконкурс          «Ярославль глазами моей семьи» (сентябрь 2013);
  •  Совместная подготовка   информационных стендов: классной газеты «День защитника Отечества»; экрана достижений учащихся класса;

        Содержание, тематика и формы работы с учащимися, глубина проработки отдельных задач  и основных ценностных ориентиров зависит от возрастной группы, а так же гендерных особенностей класса, поэтому приоритетными формами являются:

  • игра, в основе которой лежит соревновательное начало;
  • проект, который приобщает к коллективному творчеству и самостоятельной деятельности;
  • поисковая работа, в которой учащиеся приобретают самостоятельный социальный опыт;
  • совместные мероприятия с родителями.  

       Проиллюстрирую вышесказанное на примере элемента тематического планирования по  направлению «Я и СЕМЬЯ»:
 
5 класс. Выставка коллекций  «Солдаты русской армии времен Отечественной воны 1812г». Данное мероприятие  было ориентированно на познание учащимися  мира и себя,  проводилось в игровой форме, совместно с родителями.  В ходе мероприятия учащиеся получали знания об армии, родах войск, армейских традициях,  знакомились с ценностными понятиями  в том числе  с понятием ответственность. Это понятие разбирается на примере ответственного отношения  солдата  к своим обязанностям: солдат отвечает за сохранность оружия, знамени, формы, соблюдает устав воинской службы. В итоге мероприятия создается выставка   коллекций  «Солдаты русской армии времен Отечественной воны 1812г», материалы которой используются в 6 классе при проведении классного часа на тему «Герои войны 1812 года».

6 класс.  Презентация «Я из офицерской семьи». Форма мероприятия усложняется, учащиеся готовят презентацию, проводят исследовательскую работу: беседуют с родителями, составляют рассказ  о службе отцов или братьев в армии.  Понятие ответственность рассматривается на примере историй жизни отцов, связывается со службой в армии, защитой семьи.  В перспективе данные материалы используются при проведении мероприятий в 7 классе когда учащиеся будут исследовать вопрос, связанный с участием прадедов в событиях Великой Отечественной войны.

7 класс.  Литературно-историческая гостиная «Мой прадед погиб подо Ржевом». Мероприятие проводится с приглашением родителей, бабушек и дедушек на материале семейных воспоминаний. В ходе мероприятия у учащихся формируется эмоциональная оценка событий. Понятие ответственность разбирается с точки зрения ответственности учащихся за сохранение памяти о героическом прошлом  их родственников.   На основе собранной информации учащиеся  в 8 классе пишут эссе, участвуют в классном конкурсе.  

8 класс.   Конкурс эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Учащиеся  высказывают  собственное отношение к событиям той эпохи. Понятие ответственность анализируется самостоятельно, знания систематизируются.  Данные материалы войдут в проект «Военная  летопись моей семьи».  

 9 класс.   Проект «Военная  летопись моей семьи» составляется на основе тех материалов, которые были созданы на предыдущих этапах работы.  Объединяя истории каждой семьи  в летопись, учащиеся понимают, что ценностные качества:  долг, мужество, смелость, отвага, воля к победе, стойкость, верность были у каждого героя рассказа, без этих качеств победа в войне была бы не возможна. Понятие ответственность осознается как общечеловеческая ценность.

        Таким образом, используемые нами формы ориентированны на реализацию концентрического подхода при осуществлении краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Это способствует формированию ценностных ориентаций и системы знаний у учащихся о родном крае.

         Ни одна из форм указанных нами выше не может быть реализована без соответствующих методов. Вопрос классификации методов не является новым. Мы не будем останавливаться на этом, так как это не является задачей данного опыта. Ниже я остановлюсь только на тех методах, которые как показала моя педагогическая практика являются наиболее эффективными  в организации краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию. В своей работе  применяю:

  • Метод убеждения. Иллюстрацией может служить следующая  ситуация. Учащийся 7 класса  Кирилл Р.  не подготовил  экскурсию в школьном музее. При убеждении я применила  форму исторической аналогии, рассказала о музеях  блокадного Ленинграда, о подвиге работников музея, которые ценой своей жизни спасали музейные экспонаты.  В итоге ученик  понял, что к поручению нужно относиться ответственно.
  • Метод соревнования. Применяется при проведении мероприятий, например «Папа, мама, я - спортивная семья», а так же в конкурсах: «Лучший ученик», «Лучший спортсмен», «Лучший друг»  и др.  
  •  Метод стимулирования  (поощрение и наказание). В качестве поощрения применяю одобрение, похвалу, благодарность, награждение (грамоты, призы). Наказание использую в виде осуждения, выражения морального порицания, ограничения права.
  • Метод воспитывающих ситуаций. В данном случае выбираю             «нравственный образец» поведения  А. Суворова, А. Сахарова, Д. Карбышева или пример  поведения того ученика, который пользуется уважением в классе.

Таким образом,  используемый мною комплекс форм и методов  направлен на организацию краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию. При выборе  форм и методов работы с учащимися мы исходили из поставленных целей и задач, а так же из возрастных и гендерных особенностей класса. Используемые нами формы ориентированны на реализацию концентрического подхода при осуществлении краеведческой работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

3.        Результативность опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников

Результативность опыта по гражданско – патриотическому воспитанию понимается мной как достижение позитивных изменений в индивидуально – личностных свойствах и проявлениях учащихся в соответствии с целью системы воспитания и комплексом критериев, показателей, позволяющих обнаружить эти изменения.  Для получения сравнительных результатов я пользуюсь такими методами диагностики как наблюдение,  диагностическая беседа,  анкетирование.

При проведении диагностики сформированности гражданско- патриотических качеств у учащихся мною использовалась методика, предложенная В.И. Лутовиновым в статье «Критерии и основы методики оценки результатов работы по  гражданско-патриотическому воспитанию». [12]. Данная методика была адаптирована к контингенту 5-6-х классов. Для оценки эффективности проводимой работы мной были выделены критерии и показатели уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся (Таблица 1).

Таблица 1.  

Критерии и показатели уровня сформированности гражданско-патриотических качеств

Критерии

Показатели

Когнитивный

  • знание основных исторических событий Отечества;
  • знание истории малой Родины;
  • знание истории своей семьи, школы, города, области в контексте истории государства и др.

Мотивационный

  • понимание готовности к участию в делах, проводимых в рамках гражданско-патриотического воспитания;
  • понимание готовности участия в краеведческой работе, проводимой в классе и школе и др.

Деятельностный

  • участие в различных мероприятиях гражданско-патриотического воспитания;
  • проявление активности в краеведческой работе и др.

В рамках выделенных показателей нами были использованы различные  методы сбора и обработки данных, отражающих эффективность проводимой нами работы. Одним из используемых мной методов является беседа. Так, в 5 классе проводилась беседа с целью выявления уровня знаний, уровня мотивации и готовности учащихся к участию в краеведческой работе. В ходе беседы я фиксировала знания учащихся об основных исторических событиях Отечества (например, дата Великой Отечественной войны, имя полководца, под руководством которого русские дружины одержали победу над монголо-татарами в 1380 году). Полученные при диагностировании данные отразим в виде гистограмм и представим краткий анализ.

Гистограмма 1

Динамика  уровня сформированности знаний школьников

Уровень сформированности знаний школьников по показателям когнитивного критерия у учащихся 6 класса выше, чем у обучающихся 5 класса в среднем на 32%. Так, данные опроса показали, что знание об истории Отечества, своей малой Родине у школьников в 6 классе выше. Наиболее высокий результат показали школьники 6 класса, раскрывая такие понятия как Отечество, патриот, гражданин, малая Родина, защита Отечества.

Гистограмма 2

Динамика уровня готовности к краеведческой работе

Изменился уровень готовности учащихся к краеведческой работе. Так, готовность учащихся 6 класса принимать участие в исследовании родного края, получении знаний о нем через участие в проектах и т.п. выше, чем школьников 5 класса на 34%. Считаем, что это является косвенным отражением положительной динамики в изменении мировоззрения школьников. Сравнение результатов показывает, что у кадетов 6 класса более развито чувство гордости за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества.

Гистограмма 3.

Динамика показателей деятельностного критерия

Уровень показателей результативности деятельностного критерия у учащихся 6 класса превосходит уровень учащихся 5 класса на 54%. На уровне подростка 12 лет кадеты, в отличие от своих сверстников, имеют больший практический опыт в освоении социальных ролей, они активно выступают в качестве субъекта гражданско-патриотической деятельности. Указанные результаты подтверждаются тем, что большинство учащихся 6 класса занимаются спортом, посещают занятия военно-патриотического клуба «Александр Невский», приобретают начальные навыки военной подготовки в Центре дополнительного образования детей нашей школы.

Считаю, что результатом моей работы могут служить:

  • Включенность учащихся класса в краеведческую работу
  • Созданные материалы (проекты, творческие работы, эссе, выставки, разработки мероприятий и др.)
  • Включенность учащихся класса  в музейную работу
  •  Развитие и  сплочение классного коллектива


Заключение

        Исходя из содержания Концепции развития современного образования, одним из требований к результату образования  является воспитание гражданина, патриота России. Для реализации данной задачи существуют определенные условия, например, традиции гражданско-патриотического воспитания, богатейшее наследие  классиков педагогической науки, современные исследования, а так же разнообразный практический опыт гражданско-патриотического воспитания.  В этой связи для меня  краеведческая работа, которую я рассматриваю как   средство гражданско-патриотического воспитания школьников стала интересным опытом  в моей профессиональной деятельности. В процессе  воспитательной работы у учащихся сформировались необходимые ценностные ориентиры такие как патриотизм, гражданственность. Разнообразные формы и методы краеведческой работы позволили сделать процесс изучения малой Родины, воспитания уважения к Отечеству ярким и радостным, научили учащихся глубоко воспринимать красоту окружающего мира, бережно относиться к наследию своего народа. В процессе краеведческой работы мною созданы благоприятные условия для  освоения  учащимися социальных ролей. Учащиеся активно выступают в качестве субъектов гражданско-патриотической деятельности. Результаты диагностики гражданско-патриотических качеств учащихся говорят об эффективности работы. Прослеживается положительная динамика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств,  показателей деятельностного критерия.

        Итак, краеведческая работа в системе деятельности классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет  формировать гражданско-патриотические качества личности учащегося. Личности,  успешно интегрирующейся в гражданское общество.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. – Ярославль, 1991.
  2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004.
  3. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Вырщиков А.Н., Кусманцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе // Монография. – НПИПД. Авторское перо. 2006.
  5. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 2011
  6. Гражданское воспитание как компонент современного образования // Сборник. – Ярославль, 2005.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.– М.: Русский язык, 1978.
  8. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М., 2000.
  9. Классному руководителю. Учебно-метод. пособие / Под ред. И.М. Рожкова, 1999.
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб., 1999.
  12. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.smolpedagog.ru/article%2065.html
  13. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 2000.
  14. Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М.: РАО, 2000.
  15. Программы воспитания // Научно-методический журнал «Классный руководитель». – М., 2006.
  16. Рожков. М.И., Л.В. Байбородова. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический семинар по теме: «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

представлен опыт работы по теме «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»...

Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания школьников"...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...