методический семинар по теме: «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»
методическая разработка по истории по теме

ПРОЦЕНКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

 представлен опыт работы по теме «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №18

 имени А.П. Ляпина ст. Урухской»

Пояснительная записка к методическому семинару по теме

«Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

                                        Подготовила: учитель истории и обществознания

                                         МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина ст. Урухской

                                         Проценко Оксана Владимировна

2015 год

Краеведение «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к судьбе своей Родины

Д.С. Лихачев

       Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина станицы Урухской.

Под краеведческой работой я рассматриваю деятельность, направленную на комплексное изучение определенной территории и накопление знаний о ней с целью воспитания у учащихся любви к своей земле, семье, народу, государству.

Формирование ценностей не возможно без формирования ценностных ориентаций, овладения знаниями, осуществления деятельности учащимися. Взаимосвязь данных категорий хорошо отражает данная схема.

Схема №1

В своей работе я опиралась на идеи К.Д. Ушинского, который теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении и показал большое воспитательное значение изучения родного края.

Реализация «родиноведческого принципа» может осуществляться на основе разных подходов. Для нас близка идея Кузнецовой Л.В., Шмакова С.А., которая заключается в том, что воспитание гражданина, труженика и защитника Отечества невозможно без семьи.

Другим подходом является приобщение учащихся к изучению родного края.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.

           Конечно, у обучающихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края, малой родины рассматривается как часть истории России.

          Каждый свой урок истории, по возможности, я стараюсь отражать связь истории России с историей родного края.

Для решения этой задачи использую труды местных краеведов, в чьих  работах просматриваются события, которые близки и понятны детям, так как связаны с родным краем, районом, станицей.

Говоря о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы обучающихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

         Во-первых, получение обучающимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

          Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска представляет научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий:

• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

• научной достоверности;

•взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• наглядности;

• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1.        Изучение материалов краеведения на уроках основного курса
отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением
элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне, целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. На уроках истории, внеклассных мероприятиях мы изучаем подвиги наших земляков.  Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления и надолго запомнится детям.

Изучая определенный период в  истории Отечества, провожу параллель

с историей родного края и станицы,  организую уроки - экскурсии  по теме  «Станица Урухская в годы Великой Отечественной войны»;  на уроке – семинаре знакомимся с героическим прошлым наших станичников.

         2. Большую роль в активизации историко-краеведческой работы в школе играет внеклассная работа. 

3. Поисковая работа.

Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный музей «Наследие».

Последние годы мы наблюдаем, как школьный музей переживает своё новое рождение, выступая в виде особого, уникального социального института, обладающего мощным образовательным и  воспитательным потенциалом.

        В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.

        Цель деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей  является одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
       Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.    

Деятельность поискового отряда находит своё отражение в работе музея.

Члены поискового отряда принимают активное участие в реставрации музея. Вся имеющаяся  в музее информация собиралась долгие годы и многое написано от руки и поэтому первостепенная задача – перенести всю имеющуюся информацию на электронный носитель, что сделает её более доступной для посетителей музея. 

Одним из ведущих направлений школьного поискового отряда «Поколение» являются сбор, анализ и систематизация информации, касающейся истории станицы Урухской. Так участниками отряда была проведена следующая работа: поиск и систематизация информации об А.П. Ляпине (одном из основателей станицы Урухской), И. Калитко (полном георгиевском кавалере),

Ежегодно ребята участвуют в конкурсах гражданско-патриотического направления, представляя результаты своей деятельности:

-  Очный тур 12-го Слета участников туристско-краеведческого движения « Отечество» (2013 год) (Андриенко Елена – «Лауреат», Минченко Алина – «Дипломант»);

 -  Районный конкурс среди юных экскурсоводов музеев (залом, экспозиций) боевой и трудовой славы общеобразовательных организаций Георгиевского муниципального района (2013 год) (Парфёнова Виктория – грамота ОО АГМР за участие);

- Очный тур 13-го Слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (2014 год) (Иванников Владимир – дипломант);

-  Районная туристско-краеведческая Акция «Вахта Памяти – 2014» среди обучающихся образовательных организаций Георгиевского муниципального района, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (2014 год) (3 место);

-  Районный фотоконкурс «Ветераны живут рядом» (2014 год);

- Районная патриотическая акция «Весна Памяти» (2014 год);

-  Районный смотр-конкурс патриотической песни «На привале» (2014 год);

-  Краевой (заочный) конкурс творческих работ «Память моей семьи», в рамках социального проекта «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (2014 год) (Степанникова Полина - победитель);

-  Районный смотр-конкурс школьных музеев, комнат, уголков боевой и трудовой Славы в 2014-2015 учебном году (2014 год) (Вилкова Елизавета – 1 место, Парфёнова Виктория – 1 место, Андриенко Е.С. – 1 место);

- Районный 14-ый Слет участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (2015 год), (Минченко Даниил – 2 место; Минченко Алина – 1 место; Чурилов Никита – 1 место; Парфёнова Виктория – 2 место) ;

-  Районная туристско-краеведческая Акция «Вахта Памяти – 2015», посвященная 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (I место);

- V межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Благодарненские чтения» по теме «Нам не дано забыть…» (2015 год) (Парфёнова Виктория – Диплом 1 степени).

        Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своей станице, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

На мой взгляд, мой педагогический опыт можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях и при подготовке к районным конкурсам.

       Занятие краеведением помогает обучающимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Литература

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. – Ярославль, 1991.
  2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004.
  3. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Вырщиков А.Н., Кусманцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе // Монография. – НПИПД. Авторское перо. 2006.
  5. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 2011
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб., 1999.
  8. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 2000.
  9. Рожков. М.И., Л.В. Байбородова. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»

Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендаци...

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

Мастер–класс «Изготовление новогодней игрушки» в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»

Проведение мастер-класса"Изготовление новогодней игрушки" в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» в "Детско...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...