Методическая разработка по теме "Подготовка учащихся к ЕГЭ. Выполнение задания В1"
методическая разработка (11 класс) по теме

Данная разработка может помочь учителям при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v1.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

 

В1. Основные способы словообразования.

Морфемный разбор

   Как разобрать слово по составу, ничего не упустив

1. Определить часть речи:

1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи

а) Если  неизменяемая,значит, нет окончания

Шел, поигрывая ключами.

(деепричастие)                                   неизменяемые части речи, значит,

Он смотрел на нас грустно               нет окончания.                                                                                

б) изменяемая (есть окончание)

в) измени форму слова

Выражение его лица было грустн(о). (каково? — кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен.

2. Выделить приставки и суффиксы (последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение):

Убегающ(ий) — причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью дан ного суффикса закономерно: играющий — играть, снимающий — снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать — летать; убегать — бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ).

• Непримиримость — приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченно го признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) -им-.

• Мечтательн(ый) — приставок нет, суффиксы (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.

3. Выделить корень. Помните:

— в корнях слов возможны чередования: друг — друзь(я) — дружб(а) (г/з/ж); расстелить — застила(ю) — постлать (е/и/-);

суффикс -л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепи ла, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля, прилеплю, кормлю и других подобных буква л входит в состав корня.

Как определить способ образования слова и не ошибиться

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло ва, а не с его грамматическим вариантом.

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста вочный.

безопасный опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

соавтор автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности »);

измельчить мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

непонятный понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони манию»). НО:

постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный);

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» —отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алго ритма: объявление объявлять (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова — суффиксальный.

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящий уход(ить).

Помните:

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженный окруж(ить); убегавший убега(ть); прочитанный — прочита(тъ); жареный жар(итъ);

— деепричастия: играя игра(ть); прочитав прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь отправля(ть)ся;

— наречия, оканчивающиеся на -о, -е, без приставок: медленно — медленн(ый); горя чо — горяч(ий); певуче певуч(ий);

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй ка построи(тъ); побелка побел(ить); уважение уваж(ать); заклинание за клин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

переносица — нос;

— вчитаться — чита(тъ);

— по-немецки немецк(ий).

4. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обознача ющие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзыв отзывать; отбор отбирать; вздох вздыхать; приезд приезжать; синь — си ний; ширь — широкий; взрыв взрывать; подпись подписывать.


II. Если в слове два и более корней:

  1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью

 соединительных морфем:

сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

2. Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник).

Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но вое слово, состоящее:

из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэ-ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС [эМЧээС] (Министерство чрез вычайных ситуаций);

начальных звуков исходных слов: ТЮЗ — [т'ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р'йа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведе-, ние).

III. Если одна часть речи переходит в другую

Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец рядо вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар всякий (сущ.) знает.

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке благодаря (дееприч.) за службу.

Применение алгоритмов

Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

Образец рассуждения

ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.

Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

Образец рассуждения

«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо соб образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо соб образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.

      Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец».

      Образец рассуждения

«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец»  — сложносуффиксальный

   Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным  способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

Образец рассуждения

1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по зор (сущ.), унижение (сущ.).

2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об разованы суффиксальным способом.

3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, по зор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо вания данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».

4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕ ТЕРПЕТЬ.

Основные способы словообразования

Новые слова в русском языке могут образовываться разными способами:

  1.  приставочным;
  2.  приставочно-суффиксальным;
  3.  суффиксальным;
  4.  бессуффиксным;
  5. сложением (здесь можно выделить следующие способы - сложение

       целых слов; сложение части основы слова и целого слова при

       помощи соединительных гласных О и Е; сложение основ слова; сложение частей      основы слова; слияние целых слов).

Сложение

Способ

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д.

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д.

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка,

овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д.

Слияние слов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый

Сложение сокращенных основ

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и .т. д

Сложение названий начальных букв.

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д.

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки.

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Примеры

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов-первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за "Зенит"

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Читать лежа вредно

Существительное (предмет)

Наречие (признак действия)

Медленным шагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

Выполним тесты:

1 вариант

В1-1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным

способом.

Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

В1-2. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

В1-3. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

В1-4. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой

человек.

Из предложений 20-21 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок!

В1-5. Из предложений 12—15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэль ных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмыс ленная гибель...

В1-6. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (пред ложение 7).

В1-7.Укажите способ образования слова ОТКАЗ (предложение 25).

(25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок — отказ редакции, суровая встреча критики!..

В1-8. Из предложений 1—2 выпишите слово, которое образовано приставочным способом

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым.

В1-9.    Укажите способ образования слова ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

В1-10. Из предложений 9-17 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное).

(9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по-крупному - ущемляем свободу улицы или города.

(10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего.

В 1 -11.  Из предложений 3-11   выпишите слово, образованное сложением основ.

(З)Кочегар сказал, что угля не хватит до станции. (4)Это был удар. (5)Если мы сейчас остановимся в лесу, то подмоги будет ждать неоткуда. (6)Если сказать об этом пассажирам, начнется паника. (7)Не сказать нельзя. (8)Ведь бандиты наступали нам на пятки. (9)Нужно обязательно сказать пассажирам и идти рубить лес. (10)«Дядя Михей, тормози паровоз!», - крикнул Новиков (Н)Через десять минут большая часть пассажиров вышла из ва гонов...

2 вариант

В1-1. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

В1-2. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут

огромные!

В1-3.Из предложений 9-11 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

В1-4. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

В1-5.. Определите способ образования слова РАЗВИТИЕ

                   В1-6.    Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА 

В1-7. Из предложения выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

    Там стоял полный, непроницаемый мрак, и только в самой середине его неожиданно скользнувший откуда-то луч вдруг ярко озарил длинный ряд деревьев.

В1-8. Из предложения выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

    Необыкновенно красивы в это время леса издали. Лимонно желтеют березы. Ярко выделяются на фоне осеннего горения леса темные ели. А иногда вдруг подует ветер, и закружится тогда по полянам золотая шуршащая метель.

В1-9. Из следующих предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

    Каждый собирает грибы по-своему. Есть охотники за боровиками. Есть любители груздей, есть почитатели золотых петушков – лисичек. А я люблю составлять пестрые букеты из грибов. Чем больше разных грибов, тем веселее нести корзину.

(П. Сигунов)

В 1 -10. Выпишите из предложений 1-4 слова, образованные сло жением основ.

(1)Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

(З)Одного из таких чувств - чувства милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью.

В1-11.     Из предложений 13—14 выпишите слово,  которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

(13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий сол нечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и се ребристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце ро ждает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое.



3 вариант




В1-1Из предложений 2–5 выпишите слово с суффиксом -ВА-, который следует за безударным гласным корня.


 (2) Он участвовал в наших спектаклях, хотя сценических способностей у него было мало. (3) Несмотря на восемнадцатилетнюю молодость, блестящий острый ум Писарева был уже серьёзен и глубок. (4) Вся пансионская молодёжь признавала его превосходство, и все, кто его знал, смотрели на Писарева как на будущего славного писателя; его проза и стихи превозносились не только товарищами и начальством пансиона, но и всеми; театр, литература были его призванием, страстью, жизнью. (5) С первого свиданья Писарев почувствовал искренность моего участия и полюбил меня как брата; всё время, свободное от классного ученья, он проводил у меня в доме.


B1-2. Из предложений 3–5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие


В1 -  3. Из предложений 12 – 16 выпишите слова, образованные приставочным способом.



(12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место?



В1- 4. Определите способ образования слова «полюбоваться» из предложения 23.



(23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.



В1-5. Определите способ образования слова «выживание» (предложение 12).


12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания.


В1 - 6. Выпишите из предложений 1-3 существительное, образо ванное приставочно-суффиксальным способом.

(1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти.

В1 - 7. Выпишите из предложений 7-10 существительное, обра зованное бессуффиксным способом.

П)Ранним утром мы шли вдоль реки. (З)Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стре козы. (Ю)Тишь кругом и красота.

27 Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное при ставочным способом.

(6)Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творче ством Достоевского. (7)Мне приходилось разговаривать с Ро маном Осиповичем Якобсоном. (8)Он говорил, что перед нача лом работы любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.

В1 – 8.  Выпишите из предложений 1-3 слово, образованное при ставочным способом.

(1)Все знали, что вечером Сергей уедет. (2)Маша долго жда ла от него весточки. (3)И вот однажды глухой осенью.

Другие задания:

1. Определите способ образования следующих слов:

вечнозелёный, воздушный, задумчивость, отварной, прибытие, разозлить, проигрыватель.

2. Разберите слова по составу:

предлагаем, изделие, выстроила, напутствие, жилище, переоценка, улыбающийся.

3.В каких словах имеется окончание?

1) кружево  2) спасибо    3) (думать) одинаково  4) (утро) пасмурно   5 )небо

4.Какие слова образованы с помощью суффикса  -к-?

1) белочка   2)кофточка   3)строчка   4) карточка   5) палочка

5. В каких словах есть приставка?

1)донецкий   2)досрочный   3) домотканый   4)дотошный   5)долговечный

6. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

1)безжалостный  2) вращательный   3)расстрелять  4)задумавшись   5)достаток

7. Какие слова образованы приставочным способом?

1)справа  2) заморозить   3) разбуженный  4)вмиг   5) заведение

8. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1)расписание  2) пришкольный  3)доработать  4)побеленный   5)малодушный

9. какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1)вприкуску  2) подмороженный  3)дотемна   4)повинность   5)приморский

Ключ к заданиям 3-9

3  1;4,5       4  3;       5  1,5;        6  4;      7  1,4 

  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Общие положения по выполнению письменной квалификационной работы"

В данном файле Вы сможете ознакомиться с общими положениями по выполнению письменной квалификационной работы,а так же со структурой письменной работы,с краткими требованиями по выполнению разделов раб...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"

Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...

Методическая разработка для подготовки к устной части ОГЭ (задание 3)

Методическая разработка в помощь учителю для подготовки учащихся 9 класса к устной части ОГЭ....

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...

методическая разработка занятия "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Полхов-Майданской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения..

Данная разработка рассказывает особенности элементов росписи этой матрешки. Предусмотрена теоретическая и практическая часть. Для самостоятельного дистанционного изучения....

Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку

Методическая разработка по подготовке учащихся 7 классов к выполнению задания 3 (говорение) ВПР по английскому языку содержит стратегии подготовки к устной части; критерии оценивания, примерный образе...