Заочное путешествие "Там, где шумят Михайловские рощи".
классный час (9 класс) по теме

ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

 

"Там, где шумят Михайловские рощи"

 

 

Пушкин в Михайловском

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Иванова Марина Васильевна

МАОУ СОШ №24 г.Тамбов

 

 

 

 

(из цикла «Литературные места России»)

 

Участники: учащиеся 9 классов

 

Цель:

  1. Познакомить с Государственным Пушкинским музеем-заповедником Михайловское; рассказать о С.С.Гейченко, многолетнем директоре музея-заповедника.
  2. Развивать чувство прекрасного, чувство любви к Родине, природе.
  3. Поддерживать любовь к Пушкину, к поэзии.

 

             Задачи:

            1) осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их во  внеклассное мероприятие, связанное с приобщением к сокровищнице литературы;
2) развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3) повышение общей языковой культуры;

4) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5) поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по  литературе;

6) развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

7) воспитание коммуникативной культуры школьников;

8.) активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

 

 

Материалы и оборудование:

  1. Фильм о музее-заповеднике  «Пушкинский музей-заповедник»
  2. Аудиозапись с классической музыкой, с голосом С.С.Гейченко
  3. Книги, портреты, иллюстрации, фотографии.
  4. Презентация учащихся.
  5. DVD проигрыватель, проектор

Форма проведения:  литературно-музыкальная композиция

Место проведения:

Актовый зал школы-2 корпус

План проведения:

  1. Подбор материала; литературного, исторического, музыкального.
  2. Подготовка чтецов.
  3. Подбор материала для презентации.
  4. Оформление актового зала: фотографии А.С.Пушкина, его родных и друзей, пушкинского заповедника, иллюстрации учащихся, стенд с произведениями А.С.Пушкина.

Практическая реализация

Участие в таких мероприятиях позволяет каждому учащемуся не только показать результаты своих занятий в практической деятельности, но и повысить собственную самооценку, расширить кругозор, развить интеллектуальные и творческие способности, так как вся наша деятельность направлена на воспитание высококультурного человека, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Анализ внеклассного мероприятия  «Там, где шумят Михайловские рощи»

по  литературе в 9 классе на тему «Творчество А.С.Пушкина», проведённого

под руководством и по авторскому сценарию учителя русского языка и литературы Ивановой М.В.

                          

 

Предмет

анализа

 

Характеристика

мероприятия

 

Цель             мероприятия

А) продумана вместе с учащимися;

Б) вытекает из проблем (цели) воспитания класса на год;

В) вытекает из проблем (задач) воспитания конкретного ребенка;

Г) ориентирована одновременно на прикладные и воспитательные результаты;

Д) ориентирована одновременно на внешний эффект и внутренний результат.

Тема и форма

мероприятия

А) продуманы совместно с учащимися;

Б) обусловлены целью мероприятия;

В) соответствуют возрасту учащихся;

Г) достаточно оригинальны.

 

Подготовка  к

мероприятию

А)  в организации большую роль играют дети;

Б) проходит по четкому, составленному совместно с учащимися плану (поэтапно);

В) задания по подготовке мероприятия были распределены между учащимися.

Содержание мероприятия

 

А) соответствует цели;

Б) соответствует теме;

В) соответствует возрасту;

Г) имеет новизну;

Д) отражает целостность мира;

Е) нравственно окрашено.

Проведение

мероприятия

А) дети — в роли ведущего;

Б) мероприятие не затянуто;

В) мероприятие имеет разумное количество этапов;

 

Подведение

итогов

А) проводится в доброжелательной атмосфере;

Б) осуществляется изучение эмоционального отношения к мероприятию, собственной позиции в нем (различными методами);

В) организовано обсуждение «+» и «–», делаются заметки на будущее;

Г) стимулируется участие каждого ребенка в обсуждении (различными методами).

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tam_gde_shumyat_mikhaylovskie_roshchi.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 г.Тамбова

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Иванова Марина Васильевна

МАОУ СОШ №24 г.Тамбов

(из цикла «Литературные места России»)

Участники: учащиеся 9 классов

Цель:

  1. Познакомить с Государственным Пушкинским музеем-заповедником Михайловское; рассказать о С.С.Гейченко, многолетнем директоре музея-заповедника.
  2. Развивать чувство прекрасного, чувство любви к Родине, природе.
  3. Поддерживать любовь к Пушкину, к поэзии.

             Задачи:

            1) осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их во  внеклассное мероприятие, связанное с приобщением к сокровищнице литературы;
2) развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3) повышение общей языковой культуры;

4) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5) поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по  литературе;

6) развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

7) воспитание коммуникативной культуры школьников;

8.) активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

Материалы и оборудование:

  1. Фильм о музее-заповеднике  «Пушкинский музей-заповедник»
  2. Аудиозапись с классической музыкой, с голосом С.С.Гейченко
  3. Книги, портреты, иллюстрации, фотографии.
  4. Презентация учащихся.
  5. DVD проигрыватель, проектор

Форма проведения:  литературно-музыкальная композиция

Место проведения:

Актовый зал школы-2 корпус

План проведения:

  1. Подбор материала; литературного, исторического, музыкального.
  2. Подготовка чтецов.
  3. Подбор материала для презентации.
  4. Оформление актового зала: фотографии А.С.Пушкина, его родных и друзей, пушкинского заповедника, иллюстрации учащихся, стенд с произведениями А.С.Пушкина.

Практическая реализация

Участие в таких мероприятиях позволяет каждому учащемуся не только показать результаты своих занятий в практической деятельности, но и повысить собственную самооценку, расширить кругозор, развить интеллектуальные и творческие способности, так как вся наша деятельность направлена на воспитание высококультурного человека, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Эпиграфы:

«От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам…»

                                                                                          А.С.Пушкин.

«Здесь есть всё, что составляет понятие Россия»

                                                                                             С.С.Гейченко

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель:

               Ребята! Если спросить вас, какое ваше любимое занятие или хобби, среди многих других вы назовёте путешествие. Да и кто не любит путешествовать? У нас есть прекрасная возможность побыть экскурсантами и экскурсоводами одновременно на сегодняшней нашей встрече. Мы совершим заочную экскурсию в Пушкинский музей-заповедник; туда, где шумят Михайловские рощи, в Михайловское, в тот уголок земли, где поэт провёл «изгнанником два года незаметных».  

              Уже в юности, сразу после окончания Лицея, побывав здесь, Пушкина очаровала здешняя природа.

От вас беру воспоминанье

А сердце оставляю вам, -

Так пророчески писал он в первых своих стихах об этих прекрасных местах.

1 ведущий:

                  Родительское сельцо Михайловское надолго стало его тюрьмой без замков и стен. Но родная русская природа, простая и скромная, тесное общение с местным народом, «подруга ветхая» - Арина Родионовна, её любовь, нежная и преданная, совершили превращение ненавистной тюрьмы в самую близкую для сердца Пушкина родину, в «милый предел», настолько дорогой, что Пушкину не захотелось никакой другой могилы, только в этой земле.

И хоть бесчувственному телу

Ровно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё ж хотелось почивать…

Эти строки Пушкина выбиты на мраморной стеле, стоящей у входа к могиле

поэта.

- Почему эти места были так дороги Пушкину?

2 ведущий:  

«Да ведь на этом маленьком клочке земли есть всё, что составляет понятие Россия, русский дух, русская природа»,- отвечает многолетний директор, а ныне главный консультант  Пушкинского музея-заповедника Семён Степанович Гейченко, отдавший ему почти всю свою жизнь, поднявший его из руин, знающий каждый его уголок, все его победы и беды. Он сделал многое для того, чтобы не уменьшался, а наоборот рос отряд паломников в эти заповедные места. И это лишний раз подтверждает то, что Государственный Пушкинский музей-заповедник стал подлинной жемчужиной России.

        Дело даже не в том, что пушкинские места красивы как пейзажи, их особая красота в союзе природы с поэзией. И, конечно, стоит проехать многие километры, чтобы увидеть эти места, где родились строки, которые приходят к нам в детстве, пробуждая в душе высокое и светлое чувство любви к Родине, к родной природе.

Здесь как о будущем рассказ,

Живёт Поэзия повсюду.

И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,

И мы уже причастны к чуду.

Откроем же для себя чудо этих пушкинских мест.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА (чтецы читают стихи о Родине, о Пушкине). (На фоне презентации учащихся)

1 чтец: Н.Доризо Если Родину ты любишь,

                              Мало клясться ей в любви.

                              Перед ней в большом и малом

                             Честь и совесть береги.

Если Родину ты любишь,

Не забудь, как в трудный час

Мы отечество спасали

И оно спасало нас!

                            Никакие испытанья

                           Нам с тобой не страшны.

                          Если Родину мы любим,

                         Если мы её сыны.

2чтец: Св. Соколовская  Томик Пушкина. 

В холодный день с продымлённым закатом

У ответственной тропы лесной.

Мы хоронили русского солдата

Под черною, обугленной сосной.

                                   Рушник холщовый у него нашли мы

                                  С каемкою из ярких петухов,

                                  А в рушнике – заботливо хранимый

                                 Потёртый томик пушкинских стихов.

Потом в кругу, скупым огнём согреты,

Сушили мы шинели у костра,

И кто-то протянул мне томик этот:

- А ну-ка, почитайте нам, сестра!

                                  Чужой закат лучи бросал косые,

                                  Земли чужой, казалось, нет конца.

                                 Но с нами здесь была сама Россия

                                В бессмертной музе  русского певца.

- Чем понравилось стихотворение?

Какова его основная мысль?

3 чтец: Вал. Сидоров

Без Пушкина глухо и немо

Российское синее небо…

Я счастлив, что в зябком тумане

Житейских и прочих тревог

Меня никогда не  обманет

Гармония  пушкинских строк.

                                         Сквозь мглу и мерцающий иней

                                         Я звездную вижу межу.

                                        Я, словно пароль, его имя

                                        Во тьме и невзгодах твержу.

4 чтец: Глеб Горбовский Сын России

Если выстоять нужно

Как в окопе, в судьбе.

«У России есть Пушкин!» -

Говорю я себе.

                                 Чуть подтаяли силы –

                                 Не ропщу, не корю,-

                                «Пушкин есть у России»,-

                                 Как молитву творю.

…Есть и правда, и сила

На российской земле,

Коль такие светила

Загорались во мгле.

2 ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ

(Тихо звучит»Романс» Свиридова к повести Пушкина «Метель», горят свечи).

1ведущий:

           Да, Пушкин – это солнце русской поэзии. Он приходит к нам в детстве, а мы понимаем его лишь возрастом, с годами. Добрый и умный спутник, он напоминает нам о богатстве  человеческой души, учит нас любить жизнь, откликаться на её радости и не бояться её ударов. Мы обращаемся к Пушкину в дни радости и печали, приникаем к роднику его живительного творчества.

2 ведущий:

             Поэзия Пушкина – это вечно живой глас народа: его земля и небо, свет и воздух, музыка и живопись, седина и юность, любовь и нежность, гроза и цветок – жизнь!

             И места, причастные к жизни гения, несут на себе особую печать.

             Неотделимы: Михайловское и Пушкин, Лермонтов и Тарханы, Спасское-Лутовиново и Тургенев, Ясная Поляна и Л.Толстой. и многие, многие уголки есть в нашей России. Эти литературные места приближают к нам ушедшую эпоху, помогают полнее и шире раскрыть художественный мир поэтов, писателей.

Г.Горбовский

Святые надобно места,

Чтоб сердцем слушать мир – не ухом,

Чтоб воспарять, хоть иногда,

Над изнемогшей плотью духом.

            И если бы не хранили люди так бережно всё, что связано с великими людьми, не было бы музеев-заповедников, не было бы в словаре русского языка слова память, создавшего другого слово – памятник.

           А ведь именно на памяти, на памятном месте, событии в жизни человека основано, по выражению Пушкина, «самостоянье человека и всё величие его».

           Это самостоянье и величие утверждает в нас Михайловское Пушкина -  один из первейших памятников нашей Родины.

Нет немых вещей на свете,

Всё имеет свой язык.

И поёт нам в рощах ветер:

Гений Пушкина велик.

- Как же зарождался и возрождался впоследствии Пушкинский музей-заповедник?

Экскурсовод:

               Михайловское! Пушкинский заповедник. Никто и никогда не сможет объяснить, что это такое. 

Он, как книга «за семью печатями», которую люди читают и читают, но никогда не дочитают до конца.  Он, как сказка, которую люди рассказывают из века в век и никогда не перестанут сказывать. Он, как солнце, которое никогда не померкнет. Он, как «русский дух» - бессмертный, неизмеримый, неописуемый.

Историк: 

Историческая справка.

                 В 1899 году село Михайловское было приобретено у сына поэта Григория Александровича Пушкина в общенациональное пользование.

               Пушкинский государственный заповедник был основан в 1922 году. В состав заповедника вошли родовое имение Ганнибалов-Пушкиных Михайловское, Тригорское – имение Осиповых-Вульф, Святогорский монастырь с Успенским собором, где находится могила великого поэта.

                В 1936 году к заповеднику присоединились имение двоюродного деда А.С.Пушкина Петра Абрамовича Ганнибала – Петровское, а также деревня Савкино с древним городищем Савкина Горка.

Архивариус:

               В 1941-1944 г.г. фашисты варварски разрушили заповедник. Вспоминает С.С.Гейченко:

«1944 г. Гитлеровцы построили неприступную военно-оборонительную линию «Пантера». Она тянулась через весь Пушкинский заповедник вдоль реки Сороти и Великой.

               Везде были дзоты, окопы, рвы, минные поля, ряды колючей проволоки. Горели гигантские костры – это фашисты запалили дом поэта и усадебные пристройки. Но скоро враги услышали грозные предупреждения по мощной радиостанции. Разговор шёл по-немецки: «Геноссе, дойче зольдатен… Уходите немедля с пушкинской земли… Идёт капут, капут. Пушкин здесь хозяин! Он с нами! Его дух с нами. За каждый грех, причиненный пушкинской земле, вас ждёт тяжёлая расплата».

              Эсэсовцы сатанели. Их снайперы искали радиолинию. Но напрасно».

Историк:

           Когда фашистов прогнали, почти 5 лет освобождали сапёры от мин уже освобождённую землю.

          В Святогорском монастыре их  извлекли около 4 тысяч. Могила Пушкина была ими напичкана. Но наши воины не дали совершиться злодеянию. Люди работали на свой страх и риск, бывало, что и гибли.

Архивариус:

             Живя в палатках в зимнем лесу, добровольные помощники восстанавливали Михайловское. Потом начались поиски вещей, обстановки усадьбы. Люди возродили заповедник заново. Но раны войны остались на теле вяза, что перед домом Пушкина. У домика няни снаряд расщепил клён. И теперь из одного пня растут два дерева.

Историк:

             «В ту пору шло к нам и солдат много, - продолжает вспоминать С.С.Гейченко. – Они проезжали на фронт невдалеке от этих мест. И обязательно останавливались и поднимались по лестнице Святогорского монастыря к могиле Пушкина отдать поклон праху поэта.

              Может быть, для многих из них эта встреча с поэтом была первой и последней. В эти минуты Пушкин был не только «дорог и близок им, он был и понятен».

Экскурсовод:

              Семён Степанович Гейченко писал в своих воспоминаниях: «Вот когда я всерьёз задумался о великом назначении Пушкина, если самые простые люди шли к нему на поклон, как к светлому образу земли… Мне хотелось усилить этот образ, чтобы, посещая эти места, люди уносили в своём сердце вместе с пушкинским духом великую мысль о Родине, о любви к ней».

1 ведущий:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и садик мой

И скромную семьи моей обитель!

             Через громаду времен и гул событий эта тихая трогательная мольба Пушкина была услышана прекрасным человеком и стала главной целью, смыслом и содержанием его жизни.

             Тяжело раненный под Новгородом, С.С.Гейченко вышел из госпиталя без левой руки. И уже в апреле 1945 года самозабвенно принимает на себя труд по возрождению Пушкинского заповедника. С.С.Гейченко становится хранителем Михайловского. Впрочем, хранить тогда было нечего. Война превратила заповедные пушкинские места в пустыню. Но влюблённый в Пушкина и порученное ему дело, Гейченко проявляет талант учёного-искусствоведа, отличного организатора.

2 ведущий:

             Шли годы. Первым был восстановлен домик няни, а в 1949 году – дом Пушкина. И тогда же состоялось торжественное открытие.

Хрупок заповедный уголок, занимающий 25 кв. км, нелегко уберечь его. Но С.С.Гейченко помогают многочисленные друзья и поклонники таланта Пушкина.

           Почти полвека отдал С.С.Гейченко Пушкинскому заповеднику. Во всё вложены его душа, любовь к Пушкину. Он написал много книг, где рассказал о жизни и творчестве А.С.Пушкина, о заповеднике. С.С.Гейченко посвятил этому делу свою судьбу, талант, страсть.

1 ведущий:

          Многие поэты, ставшие его друзьями, посвящали ему свои стихи.

М.Дудин

Мела зима, и лето пело,

Пестрела жизни кутерьма.

Наверное, влюблённость в дело

И есть поэзия сама.

(Звучит аудиозапись с голосом С.С.Гейченко:

«…Пушкин каждый день для каждого, входящего к нему в кабинет, пишет и своих «Цыган», и своё «Желание славы», и свои деревенские главы «Онегина». Как должно быть? Если этого не будет, если не будет эмоционального настроя, тогда вхолостую посещение Пушкина, этой таинственной комнаты, где являлась Муза для Пушкина.  Тот, кто внимательно всё это рассматривает, тот увидит, что именно здесь сталкивается с такими колоссальными понятиями всего истинного: истина, бесконечность, безграничность, величие, жизнь  и всё, что связано с пушкинским творчеством. А здесь перечислены все высокие моральные начала, эстетические начала.

          А что такое милосердие? А что такое чувства добрые? Нужно ли всё сегодняшнему человеку? Нужно, нужно. Это нужно всё возрождать, пестовать и развивать. А кто, кто больше других, яснее, благороднее и доходчивее может научить этому добру, кроме Пушкина. В своём завещательном распоряжении «Памятник» он уже обо всём этом сказал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые…

Что ни возьми у Пушкина: какое стихотворение, какую поговорку, какую реплику, она всегда направлена на Добро, ибо в основе её посев этого добра. Может, никто так не мечтал о красоте человека в будущем, как Пушкин».

Экскурсовод:

         Михайловское! Чудо мира и чудо поэзии слились здесь воедино, и этот уголок стал нашей гордостью, святыней, нашей привязанностью. «Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» назвал сам поэт Михайловское.

         Здесь им задуманы и написаны народная драма «Борис Годунов», деревенские  главы «Евгения Онегина», стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «19Октября», «Вакхическая песня», «Элегия», «Вновь я посетил» - более 100 произведений.

           

Историк:

Историческая справка

         В 1746 году наперснику (близкому другу) царя Петра 1 – Абраму Петровичу Ганнибалу, находившемуся перед этим в опале, согласно указу царицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года была вручена грамота на владение Михайловской губой Псковского наместничества. В общем он получил 5 тысяч десятин земли и 41 деревню. После кончины А.П.Ганнибала в 1771 году его земли были разделены между сыновьями. Михайловское досталось деду Пушкина – Осипу Абрамовичу Ганнибалу. При нём была благоустроена усадьба, построен дом и разбит парк. В 1806году Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне и дочери Надежде Осиповне, матери поэта.

1 ученик:

           Михайловское стоит на реке Сороть между двух озёр Кучане и Маленец. Пушкин не раз воспевал Сороть в своих стихах:

Изображать я вечно буду

Вас, тени прибрежных ив,

Вас, мир и сон тригорских нив,

И берег Сороти отлогий.

Название Сороти местные старожилы объясняют так: когда-то шли здесь воины «со рати», то есть с битвы, с похода.

2ученик:

        В «разные годы» навещал поэт свою родную псковскую деревню, сельцо Михайловское. Оно принимало его то как восторженного юношу (1817-1919г.г.), после окончания лицея, то как человека, «гонимого судьбой» (1824-1826г.г.), то как пришельца, уставшего от интриг светской черни (1835-1836г.г.)

3 ученик:

        Михайловская ссылка (1824-1926г.г.) была нелёгким испытание для Пушкина. Но «поэзия, как ангел-утешитель, спасала меня, и я воскрес душой», - писал поэт об этом тяжком времени.

- Кто же помогал помимо поэзии, природы выжить душевно?

Учитель:

         Были приятные неожиданности, встречи. В ссылке поэта навестил его лицейский лучший друг Иван Пущин.

Чтец:

Вячеслав Кузнецов

Притихли окрестные пущи,

Прижавшись к речным берегам.

К опальному Пушкину Пущин

Летит по российским снегам!

                                  Дорогою стылой и вьюжной

                                 Летит гордым духом паря.

                                Воистину верная дружба

                               Сильнее указов царя.

И грянут литавры и пушки

Солидным державным баском,

Но выбежит радостный Пушкин

На лютый мороз босиком.

1 ведущий:

          Пущин привёз в ссылку другу запрещённую тогда комедию А.Грибоедова «Горе от ума». Момент чтения её запечатлён на картине художника Ник. Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском».

2 ведущий:

Б.Корнилов.

Светло от края и до края

И хорошо. Погибла тьма,

И Пушкин, руку простирая,

Читает «Горе от ума».

1 ведущий:

          И ещё одна встреча озарила «закованные дни»: в соседнее Тригорское приехала Анна Петровна Керн – молодая красивая женщина, которую Пушкин недолго знал ещё в Петербурге.

     

2 ведущий:

Э.Асадов.

Была она лёгкой, как лоза

И жажда, и хмельное утоленье.

Он счастлив был: и вспыхнула гроза

Любви: «Я помню чудное мгновенье».

А.Пушкин (на фоне «Вальса»  Свиридова)

Чтец:

Я помню чудное  мгновенье: 

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

                          В томленьях грусти безнадежной,

                         В тревогах шумной суеты,

                        Звучал мне долго голос нежный  

                       И снились милые черты.

(музыка замолкает)

В глуши,   во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои.

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви. 

                     Душе настало пробужденье:

                    И вот опять явилась ты,

                   Как мимолётное виденье,

                   Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Архивариус:

Липовую аллею в Михайловском называют «Аллеей Керн».

          Одиночество Пушкина скрашивала няня Арина Родионовна. Она была крепостной бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая давала Арине Родионовне «вольную», но та осталась при детях – любила она Пушкиных.

       

1ведущий:

         Это о ней с такой любовью и нежностью говорит в своих стихах поэт.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Историк:

          Из письма няни Арины Родионовны Пушкину: «Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме и только, когда засну, то забуду вас … Я вас  буду ожидать и молить бога, чтобы он дал нам свидеться. Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю. Остаюсь вас много любящая Арина Родионовна».

Н.Доризо (Портрет «Памятник Пушкину и няне в г.Пскове»)

Чтец:

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

                                   Когда я в бронзе вижу Пушкина.

                                  Стоящего в плаще крылатом,

                                 Живое личико старушкино

                                Всегда мне видится с ним рядом.  

С ним Вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово Родина

Так с Вашим именем созвучно.

Экскурсовод:

             Родина, родители, предки – это корни каждого человека. Лиши дерево корней – и оно погибнет. Так же и с человеком. Пушкин помнил это. И когда подступали мысли о смерти:

Той землёй бы и укрыться,-

                               Мыслит он, -

Юность пройдена.

Чтобы избы. Чтобы лён со всех сторон.

Чтобы родина.                                                              (С.Дрофенко)

(тихо звучит «Романс» Свиридова)

             В свой предсмертный час он говорил Натали, своей жене: «Все люди рождаются дважды на свет. Я второй раз родился в Михайловском. Ты там никогда не была. Ты даже не представляешь, что это такое. И поэтому ты говорила мне много горьких слов, зачем я туда стремлюсь… Мне было обидно слушать эти слова. Теперь, когда я ухожу, дай мне клятву, что ты туда приедешь. Постарайся понять, чем это было для меня, почему хотел там построить простую избу для себя, почему прошу, чтобы мертвеца ты привезла в эту святую землю и похоронила по древнему русскому обычаю».

Вал. Доброва

Давно погас огонь священный,

Но рощи в памяти хранят

И взлёт руки в час вдохновенный,

И пристальный открытый взгляд.

Историк:

           В своём очерке «Михайловское сегодня» писатель Василий Песков пишет: «Всё в совокупности: лес, вековые деревья – свидетели жизни поэта, холмы, вода в прудах и прихотливо текущей тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляют у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным. Такова сила пейзажа!  И чтобы не оскорбить его, здесь нет назойливых указателей, телеграфных столбов, хотя электричество здесь есть. Не увидишь тут трактора, автомобиля, мотоцикла. Сюда приезжают учиться музейные работники не только нашей страны».

Архивариус:

- Почему тысячи паломников ежегодно устремляются в эти места, где шумят Михайловские рощи?

           Их влечёт сюда мир Пушкина, в котором «и жизнь, и слёзы, и любовь». Это, если хотите, прикосновение к святыне, но к святыне животворящей. Это и поклонение, но не унижающее, а возвышающее, очищающее, заряжающее человека спасительной нравственной силой, благородством чувств и помыслов, верой в радость и красоту, всем тем, что заложено в произведениях великого стихотворца.

           Временами кажется, что пушкинскими стихами напоен воздух Михайловского. И зачастую стихи, написанные здесь, в Михайловском, читаются, как поэтический путеводитель по заветным местам (например, «Вновь я посетил»). Не зря Пушкин высказался так поэтично и просто:

 «… приют, сияньем муз одетый» - о клочке земли в глубине России.  

1 ведущий:

         Здесь, только здесь мог поэт создавать свои творенья. Здесь на каждом шагу оживают пушкинские образы, ближе и понятнее становятся пушкинские стихи. В Михайловском невольно ощущаешь, как могут воедино сливаться природа и человек, поэзия и природа. В поэзии Пушкина и произошло это гармоничное слияние…

   

Здесь с детства всё вокруг знакомо –

Стихи нахлынули волной.

Дорога к пушкинскому дому –

Как путь к поэзии самой.

2ведущий:

          Вот почему эти места очаровывают души поэтов, писателей, художников и просто экскурсантов, которые, уезжая, мечтают «вновь посетить» эти заповедные, чудные места.

          Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, побывавший здесь, говорил: «Заповедник – это заповедный край. Это не край запретов – это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, весёлости, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал. Поэзия Пушкина мудра, каждое слово его в стихах требует раздумий».

Экскурсовод:

           Скромному домику над Соротью суждено было стать сердцем поэтической жизни России.

            Ежегодно, 6 июня, в день рождения поэта во всех пушкинских местах (а мест «не пушкинских в России нет») проводится праздник поэзии. В Болдино, на берегах Невы, на тверских дорогах, в Оренбуржье, в Москве…

И всё-таки центр праздника – тут, под сенью Михайловских рощ.

И как всегда в разгар праздника плывет малиновый звон над этими чудесными местами, где на высоком холме под белыми стенами Успенского собора покоится прах великого сына России.

(на фоне «Колокольных звонов»)

Учитель Л.В.Орлова

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим.

Шум тригорских дубрав,

Над Соротью белый дым.

                                   Клин журавлей вдали,

                                  Болдинской осени цвет.

                                 Не только в глазах Натали,

                                Ты – лучший в России Поэт.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(просмотр фильма «Пушкинский музей-заповедник» на фоне музыки В.Лобоса «Бразильская бахиана»)

Начало под музыку (кадры про природу)

Девочка и мальчик – чтецы выходят к  экрану.

Вал. Сидоров

 Здесь почему-то ниже облака

И непривычна близость небосвода.

И тишиною нас обволокла

Прозрачная осенняя погода.

Я угадать пытаюсь волшебство

Ушедших дней, но время постаралось,

И ничего, почти что ничего

От тех времён в усадьбе не осталось.

Остались – листопад и облака,

Рисунок чёрной стаи журавлиной,

Да этот вид на речку и луга

Из окон вновь отстроенной гостиной.

И я в лесу Михайловском стою,

И листопад, и синеву, и землю

За верность прошлому опять благодарю,

За верность строчкам пушкинским приемлю.

А.Краснов

Мне было так необходимо,

Чтобы с души слетела тень.

Увидеть край его любимый,

Войти в Михайловского сень.

                                        И вот они, места поэта, -

                                       Озёр синеющая ширь,

                                      Леса в зелёной вьюге лета

                                     И Святогорский монастырь.

Живые тропы и дороги.

Брожу в рассветной тишине

И всюду пушкинские строки –

Передо мною и во мне.

1ведущий:

         Вот он край, воспетый поэтом, место его высочайшего творческого взлёта, но вместе с тем и место нравственного испытания, вынести которое мог лишь богатырь духовный. И как в старину русским богатырям подобный стоит на перекрёстке дорог памятник Пушкину. И вспоминается его: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

      К нему не зарастёт народная тропа.

2ведущий:

        Пушкинский музей-заповедник и есть такой поэтический памятник, где слились воедино прошлое и настоящее. Где звучит призыв любви и веры в идеал, во всё лучшее и светлое в мире, в каждом человеке.

        Вот почему никогда «не зарастёт народная тропа» в Михайловское.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)

Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную прогр...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи»Класс: 9Цели:1)...

Театральная постановка "Пушкин и Арина Родионовна" в рамках XIII городского Пушкинского праздника "Там, где шумят Михайловские рощи".

С октября 2001 года в нашем городе Полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник. В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. За...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...