Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мамутова Эльвира Мидатовна

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

 «Изложение «Михайловские рощи»

Класс: 9

Цели:

1)                Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;

2)                Развивающая:  развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;

3)                Воспитательная: воспитать интерес к творчеству                   А.С. Пушкина.

Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.

Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.

Школьная доска.

Тип урока: Урок развития речи.                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_9_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

«Изложение «Михайловские рощи»

                                               

                                                                               

Мамутова Э. М.

                                                                                 

                               

                               

2015-2016 год

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

 «Изложение «Михайловские рощи»

Класс: 9

Цели:

  1. Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
  2. Развивающая:  развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
  3. Воспитательная: воспитать интерес к творчеству                   А.С. Пушкина.

Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.

Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.

Школьная доска.

Тип урока: Урок развития речи.                       

                        План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение о цели урока.
  3. Чтение текста учителем.
  4. Словарная работа.
  5. Составление плана текста.
  6. Пересказ текста по плану учеником.
  7. Чтение текста учителем второй раз.
  8. Запись чернового варианта изложения.
  9. Запись текста изложения в тетрадь.
  10. Сбор тетрадей.
  11. Подведение итогов урока.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.

Ученик: Сегодня в классе все.

  1. Сообщение о цели урока.

           Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».

  1. Чтение текста учителем.

          Учитель:   «Михайловские рощи»

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

— Что это? — спросил я возницу.

Он улыбнулся.

— Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.

В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.

(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)

  1. Словарная работа.

Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.

Вьюнок — вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.

Сень (стар,; ж. р.) — защита, покровительство.

Возница (м. р.) — тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.

Вереск (м. р.) — низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

  1. Составление плана текста.

Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.

Ученик:  План.

  1. Дощечка, заросшая вьюнком.
  2. Всюду звучали пушкинские строфы.
  3. В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.
  4. Могила, известная всему человечеству.
  5. С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.
  1. Пересказ текста учеником.

Учитель: Пользуясь планом, перескажите текст.

Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»

 - Что это? – спросил я.

- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.

В  липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.

  1. Повторное чтение текста учителем. Написание изложения
  2. Написание чернового варианта изложения.

Ученики пишут черновой вариант изложения.

  1. Запись текста изложения в тетрадь.

Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.

  1. Сбор тетрадей.

Ученики собирают тетради с изложением.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?

Ученик: Сложности были в передаче  содержания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Урок и презентация по русскому языку на тему "Изложение" в 7 классе

Связная речь обучающихся с особыми образовательными потребностями скудна и однообразна. Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря на уроках русского языка, в курсе изучения грамматики, о...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...