Л. Толстой "Кавказский пленник" Урок литературы в 5 классе.
презентация к уроку (5 класс) по теме

Яковенко Татьяна Евгеньевна

Презентации к урокам изучения произведения Л.Толстого "Кавказский пленник".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Слайд 2

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега - только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.

Слайд 3

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Слайд 4

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Слайд 5

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «...Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «... шикнет, шикнет..., а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Слайд 6

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился ... обругал его. - Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Слайд 7

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. .. .Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Слайд 8

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «.. .все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе ... из-за меня пропадать»

Слайд 9

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

Слайд 10

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Слайд 11

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Слайд 12

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Слайд 13

Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Слайд 14

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

Слайд 15

«Кавказский пленник» - любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Слайд 16

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части , в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения , где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».

Слайд 17

Домашнее задание Написать сочинение.

Слайд 18

Библиография Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. http ://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63 http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...