День славянской письменности
учебно-методический материал по теме

Кузьмич Мария Александровна

Документы для проведения "Дня славянской письменности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия26.33 КБ
Файл презентация к занятию2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок ко Дню славянской письменности и культуры

Устный журнал

На экране  - слайд 1

Слайд 2. Сценка

Ученики-актёры:

Гонец: О, великий персидский царь Дарий! Скифский царь посылает тебе свои подарки. (Раскладывает подарки) Птицу, мышь, лягушку, пять стрел.

Царь: Что означают эти дары?

Гонец (откланиваясь): Мне велено вручить их вам и сразу вернуться обратно.

Царь (размышляя): Мышь живёт в земле, лягушка – в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов. Таким образом, скифы отдают мне свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!

Учитель: Как вы, думаете, ребята, правильно ли Дарий растолковал послание? Почему?

Верно, значение подарков можно толковать по-разному. На самом деле послание означало: « Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел.

Поэтому на смену предметному письму пришёл другой способ общения – с помощью рисунков. Такое письмо называется пиктографией. Слайд 3

А сейчас задание художникам:  в течение 3 минут изобразить послания:

- дома нет еды;

- мы ушли за добычей (за мамонтом);

- мы уплыли на лодке ловить рыбу.

Ученики-исследователи:

1-й: - Развивалась цивилизация, и появилась необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения. Тогда возникает идеография – письмо понятиями.

2-й: - Необходимость записывать сложные  и длинные тесты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками - иероглифами.

Слайд 4

1-й: - У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки, и вампум – письмо ракушками – разновидность предметного письма, распространённая среди индейских племён Северной Америки. Слайд 5

2-й: - Сохранились и глиняные таблички с клинописью – письмом при помощи клиновидных чёрточек, существовавшим у народов Передней Азии. Слайд 6

1-й: - Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы. Слайд 7

-Учитель: А сейчас мы посмотрим на рисунки (пиктографии) и подведём итог: какой точнее передаёт содержание.

- Объявляю викторину: «Материалы и орудия письма».

Вопросы (слайды 8-19):

Самый дальний предок бумаги (камень, глина, дерево).

Настоящий дедушка бумаги (пальмовые листья, восковые таблички, папирус).

Папирус – это (растение, телячья шкура, берёзовая кора).

Прообразы первых книг (церы, папирусные свитки, малабарские книги).

На чём писали русские люди?(На пергаменте, на папирусе, на берёсте.)

Чем писали русские люди? (Стилем, каламом, писалом.)

Родина бумаги (Китай, Египет, Италия.)

 Комментарии к вопросам:

Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины веков дошли до нас первые наскальные рисунки, или петроглифы. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.

Настоящий дедушка бумаги – папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу.

Папирус -  это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус.  Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом.

Прообразы первых книг – церы. Церы – это древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносился слой воска. Таблички связывались шнурком. Продетым в дырочки, сделанные в каждой из них.

Русские люди писали на берёсте. Берёста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на берёсте не было на Руси большой редкостью даже в 18 веке.

Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Русское писало – это тоже стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.

Родина бумаги – Китай. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.

Ученики-исследователи:

3-й: -  Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука.

4-й: - Письменность не оставалась  чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал её к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Начиная свою жизнь рисунком-иероглифом, многие из них изменились так, что уловить связь между ними может только специалист.

3-й: - Специалисты, помогите разобраться во множестве алфавитов! Сейчас их в современном мире десять. И обслуживают они сотни языков. Какой же был первым?

Ученики-актёры:

Слайд 20

1-й:  - Я -  финикийский алфавит, первый настоящий алфавит. Был создан в 10 веке до нашей эры. Во мне 22 буквы, и все согласные. Названия букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы первоначально напоминали. Первая буква «алеф» напоминает голову быка. Вторая буква «бет» - дом.

Слайд 21

2-й: - Я – греческий алфавит, близкий родственник финикийского. Этот алфавит нам подарил Кадм, сын финикийского царя Агенора. Буквы финикийского алфавита несколько видоизменились: «алеф» стала «альфой», 2бет» - «бетой» и т.д. А ещё добавились гласные буквы: теперь в алфавите стало 24 буквы – 7 гласных и 17 согласных. Греки изменили и направление письма – стали писать слева направо.

Слайд 22

3-й: - Я – латинский алфавит. Римляне, переработав греческий алфавит. Создали удачное письмо для нашего языка. И затем передали его многим народам. Римляне придумали заглавные и строчные буквы.

Слайд 23

4-й: - Я – кириллица. И благодарна я создателям – великомученикам Кириллу и Мефодию.

(Демонстрируются фрагменты фильма о Кирилле и Мефодии).

Ученики – чтецы:

1-й: - Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

2-й: - В монастырской келье узкой.

 В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

1-й ведущий: - Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

 Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты они не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году.

А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада = знак вечной памяти. Слайд 2

 ( Звучит колокол)

3-й чтец:

- По широкой Руси  - нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Нынче братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются. Слайд 25

4-й чтец:

- Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

 В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

 В Украине, Хорватии, Сербии. Слайд 26

5-й чтец:

- Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

 Славят подвиг первоучителей,

 Христианских своих просветителей. Слайд 27

6-й чтец:

- Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Чтецы (хором):

Мы – славяне!

7-й чтец:

- Своею статью все пригожие.

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне.

Издревле кто вы?

Чтецы (хором):

Мы – славяне!

2-й ведущий: - И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют её теперь кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Название букв должны были напоминать людям о таких словах. Которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Ученики-актёры:

Аз:  - Здравствуйте, ребята! Угадайте. Какая я буква? Правильно, меня зовут 2аз». Русский язык не склонен называть слова с буквы А. Русских слов, у которых вначале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква. Слайд 28

Буки: - А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут 2буки2. Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

1-й ведущий: - Встаньте рядом Аз и Буки - получилось слово «азбука». В народе говорили6 «Сначала «аз2 и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Веди: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут «веди». Я всё знаю, про всё ведаю.

Глаголь: - А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: « Молвишь слово – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да на выкупишь».

Добро:

 - Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

 Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть1

 И народы будут жить дружней,

 Если будем мы с тобой добрей.

Люди:

- А я буква  «люди».

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

 И вечную землю нельзя разделить,

 Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

 Ты в силах друзьям подарить.

Мыслете:

- Меня зовут «мыслете».

Мудрецам давно известно:

Там, где мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

 Мастера там на все руки –

Шить, варить и рисовать,

 Звонко петь и танцевать.

Рцы:

- Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие.

 И только одна из них –

Буква рычащая. Я буква «рцы».

Недаром я собой горжусь,

Ведь я – начало слова «Русь».

1-й ведущий: - Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

8-й чтец: - Буква к букве – будет слово.

 Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

9-й:  - Так восславим буквы эти!

 Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

2-й ведущий: - А теперь встречайте современную русскую азбуку. Слайд 29

1-й ведущий: - Кириллица претерпевала изменения с 10 по 20 век, вплоть до 1918 года.

2-й ведущий:

 - На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Учитель:

Вот и подошло к концу наше путешествие по истории письменности.

Слайд 30 

Теперь, благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси?!    

       «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия.

        Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слогов - слова, из слов – предложения. И теперь пишем книги.

Мы благодарим вас за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

24 Мая День славянской письменности, культуры и просвещения День славянской письменности, культуры и просвещения

Слайд 3

пиктография

Слайд 4

иероглифы

Слайд 5

Узелковое письмо (кипу) и вампум

Слайд 6

Глиняные таблички с клинописью

Слайд 7

Письмена на скалах в пещерах

Слайд 8

Самый дальний предок бумаги(камень, глина, дерево).

Слайд 9

Настоящий дедушка бумаги (пальмовые листья, восковые таблички, папирус).

Слайд 10

Папирус – это (растение, телячья шкура, берёзовая кора).

Слайд 11

папирус

Слайд 12

Прообразы первых книг ( церы , папирусные свитки, малабарские книги).

Слайд 13

Восковые дощечки, берёста и писала

Слайд 14

На чём писали русские люди?(На пергаменте, на папирусе, на берёсте.)

Слайд 15

берёста

Слайд 16

Чем писали русские люди? (Стилем, каламом, писалом .)

Слайд 18

Родина бумаги (Китай, Египет, Италия.)

Слайд 19

Китай

Слайд 20

Финикийский алфавит

Слайд 24

День славянской письменности, культуры и просвещения Ежегодно 24 мая весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно государственный праздник – День славянской письменности и культуры. По решению ЮНЕСКО, 863 год –признан годом создания славянской азбуки. 24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

Слайд 25

Значение письменности В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Слайд 26

Создатели славянской письменности Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь. Около 863 года братья упорядочили письменность для славянского языка. Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия Кирилл перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Слайд 27

Создатели славянской письменности Кирилл (в миру Константин) и Мефодий - Святые Равноапостольные братья, великие славянские просветители.

Слайд 28

Кирилл создал славянскую азбуку, получившую название кириллица. Так же в IX веке у славян существовала еще одна азбука – глаголица. Они очень отличаются друг от друга. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «Аз» и «Буки». Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка: греческую букву (« альфа») — для нашего звука [а], греческую букву (« вита») — для нашего звука [в] и так далее. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. Почему славянскую азбуку называют кириллицей

Слайд 29

Наследник кириллицы Современный русский алфавит является продолжателем кириллицы, славянского алфавита, которым пользовались и пользуются для письма болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы и другие народы.

Слайд 30

Заключение Теперь , благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси?! « Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия. Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слогов - слова, из слов – предложения. И теперь пишем книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

День славянской письменности и культуры в России

«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....