Мастерская творческого письма "Священная война"
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Андронюк Лия Федоровна

 

Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась по-своему. В истории каждой семьи Великая Отечественная  оставила свой кровавый след. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации «Священная война» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-мастерская 302.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

г.п.Игрим Березовского района

Урок развития речи в 6-м классе

Мастерская творческого письма

 "Священная война"

Учитель – Лия Федоровна Андронюк.

2013г.

Мастерская творческого письма "Священная война"

Урок развития речи в 6-м классе.

Цели:

воспитательная  -  воспитывать чувства патриотизма;

образовательная  - продолжать обучение школьников написанию художественных текстов, эссе;

развивающая - развивать  образно-ассоциативных способностей детей через  интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).

Задачи:

установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства);

отработка навыка построения текста определенного вида;

 обучение самоконтролю и  взаимоконтролю ;

формирование языковой компетенции учащихся;

продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте;

Оборудование:

Презентация «Священная война» с музыкальным сопровождением  

- листы бумаги формата А-4;

- карандаши, фломастеры

- словари.

Предварительно класс разделен на группы.

Ход урока:

- Ребята, сегодня на уроке вы продемонстрируете свои  интеллектуальные и творческие способности. Во время урока каждый из вас создаст текст -  эссе – это цель нашей работы.

У вас сегодня много помощников : это ваши друзья, словари, и, конечно, я.

Предлагаю вам записывать свои мысли на листочки – это «копилки» слов и выражений, собрав которые воедино и расположив в определенном порядке, вы получите прекрасные  и неповторимые эссе.

Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте, посмотрите  и определите это слово.

Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 1-7).

Запишите слово, словосочетание, о чем  услышали, что увидели (Война, Великая Отечественная война)

Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась по-своему. В истории каждой семьи Великая Отечественная  оставила свой кровавый след.

- Почему война названа «священной»? (Это война  за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков - оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)

Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 8-14).

Запишите ключевую фразу, свое восприятие увиденных цифр.(Победа досталась дорогой ценой)

 Дорогой ценой досталась нам Победа! Было подсчитано, что из каждых ста воевавших солдат в живых осталось только трое.

Учитель раздает карточки, на каждой написано по одному слову: война, победа, патриотизм, сила духа , моё настроение и т.д.

Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).

А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа).

Слушаем тексты.

А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (война). Посмотрите на  войну глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка и при описании военных событий. Какого же цвета война? Посмотрите.

Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 15-50).

В результате работы появляется запись:

Черный-  дым, грязь.

Красный- кровь, флаг, звезда, кресты санитаров.

Оттенки зеленого- форменное обмундирование, трава, деревья.

Серый- небо, снег, лица солдат.

Создание иллюстраций. Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.

Какие другие слова  всплывают в памяти, когда слышите слово война? Запишите по одному существительному, самому емкому, на ваш взгляд.

А теперь  добавьте к своему существительному по два прилагательных (эпитеты).Это начало синквейна, продолжайте самостоятельно. (При затруднении можно воспользоваться памяткой

 Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.)

После выполнения задания учащиеся читают по одному — два синквейна .

Ребята делают вывод, что победа — не всегда повод к веселью, а война – это не только несчастье, но и демонстрация патриотизма и силы духа народа .

Используя все свои записи, используя стратегию РАФТ

            (  Р – роль, выбранная вами

           А – аудитория (к кому обращаетесь)

           Ф – форма

           Т  - тема (нравственная оценка случившегося)

напишите небольшой текст, в  котором выразите свое отношение к войне как к историческому событию, свое настроение, свою душу...

Авторский стул. Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы).

Прислушайтесь.

Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от  увиденного, осознанного. Послушайте себя и запишите несколько строк. Для памяти, просто так.

(Звучит «Песня о Земле» Владимира Высоцкого или – выразительное чтение ученика.)

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

Больше в Землю не бросите семя»?!

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет – она затаилась на время.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет – она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны зияют.

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет!

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин.

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет! Она затаилась на время…

Рефлексия.

Обсуждение результатов занятия:

- О чем задумались, что осмыслили?

- Какие чувства вызвал урок?

 (Совсем по-другому воспринимаю войну; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге; гордость за страну переполняет; ветеранов благодарить нужно за то, что я есть.).

Домашнее задание: закончить написание эссе,  выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Мастерская творческого письма"

Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...

Урок - мастерская"Стихи о войне".

Урок внеклассного чтения в 8 классе. Стихи Б.Окуджавы" Песенка о Лёньке Королёве"....

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Образовательная программа "Мастерская творческих дел"

Образовательная программа дополнительного образования  "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...