Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Сидоранская Наталья Владимировна

Цель урока: дать понятие "пролога", показать его связь с фольклором (сказкой), раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому, России, её прошлому, русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_a.s._pushkina_ruslan_i_lyudmila._prolog.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем работу над литературой 19 века, в которую входит одно из блистательных имён: А.С.Пушкин.

-При произнесении имени Пушкина, что сразу всплывает в вашей памяти? С какими произведениями он ассоциируется? (со сказками). Ассоциируется Пушкин со сказками не случайно. Он приходит в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождает нас до конца дней.

Пушкин-солнце нашей поэзии. Это начало нашей литературы. Что вы знаете о Пушкине как о поэте и человеке? (Биография поэта).

Разговор у портрета. Обратите внимание на портрет А.С.Пушкина, выполненный художником О.А.Кипренским при жизни поэта. Отец Пушкина этот портрет считал одним из лучших, а когда Пушкин увидел его, был поражён, удивлён и не остался в долгу, написав следующие строки: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит».

-Как вы понимаете это выражение? (Поэт посчитал, что художник его приукрасил, изобразил лучше, чем он есть на самом деле).

Вглядитесь внимательно в этот портрет: благородное лицо, высокий лоб, глубокие глаза. Что, на ваш взгляд, в портрете особо ярко выписано художником? Для чего? (Глаза, руки выписаны художником для того, чтобы мы видели, что перед нами человек искусства).

Не случайно рядом с поэтом художник изобразил лиру-символ поэзии.

Когда А.С.Пушкину было 20 лет, он написал сказочную поэму «Руслан и Людмила», которая имела необычайный успех. Поэма была так хороша, что покорила читателей. Знать, к которой принадлежал А.С.Пушкин, общалась на французском языке, а своей поэмой поэт показал, что на русском языке можно создать такое чудо.

Беседа. – Почему в поэме автор обратился к старине, старинным событиям, поселил сказочных героев в поэму?

        - Где, кем, когда были навеяны эти художественные образы? На этот вопрос вы ответите после прочтения вступительной статьи. (Сама природа, весь мир, который её окружает, интерес к истории навеяли на Пушкина мысль о создании данной поэмы).

Поэма начинается не с первой песни, а с пролога. Пролог-это вступительная часть к какому-либо произведению, настраивающая нас на определённый лад. На какой лад настраивает нас пушкинский пролог? Это нам и предстоит выяснить. 

Чтение учителя. - Захотелось ли вам поближе посмотреть пушкинский лес? Представьте, что вы художники, но рисовать будете не кистью, а словом. Прочитайте про себя текст, подберите строчку или несколько строк, которые вы бы хотели нарисовать. Что и кого изобразите, какое настроение попытаетесь создать? (В темнице там царевна тужит).

-Как понимаете слово «тужит» (печалится, тоскует). Общее настроение от этой иллюстрации: грусть, печаль. - Прочитай эти строки, вложив в интонацию именно грусть, печаль, тоску.

-Кто такой дядька? (опытный, старый воин, который учит молодых. Картина радостная, вызывает гордость, в витязях мы чувствуем защиту).

-Какие устаревшие формы слов вы встретили в прологе? Какова их современная форма? (О заре- на заре, злато-золото, бурый-серый).

-С какой целью использует устаревшую лексику Пушкин в произведении? (передать атмосферу старины, древности).

-Какой ранее изученный жанр литературы напоминает вам пролог? (сказку).

-В чём сходство пролога со сказкой? (сказочные герои, зачин, концовка).

-Прочитаем отрывок выразительно. Читать надо как сказку: напевно, сказывая, помните о том, что пушкинский лес полон тайн и волшебства, интонация неоднообразная: где-то нам страшно, где-то радостно, чем-то мы удивлены. Один из вас будет читать, а остальные должны внимательно слушать и после прочтения быть готовым к рецензированию.

-Найдите слова, в которых заключена основная мысль. Что они выражают? (выражают отношение Пушкина ко всему русскому, его любовь к России, к народу, уважение к русскому языку).

Домашнее задание: выучить пролог наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"

Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого  - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...

Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).

Презентация к уроку литературы в 5 классе. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог)....

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Конспект урока литературы в 7 классе "Коварство и ...?" (По главе "Голова Ягморта" из коми эпоса К.Жакова "Биармия" и "Бой Руслана с головой" из поэмы А.Пушкина "Руслан и Людмила")

Урок по программе под ред. А.Кутузова  проводится после изучения эпоса: русского (былина «Богатырское слово») и ирландского (сага «Угон быка из Куанлге») – как реализация национально-региональног...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...