Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»
методическая разработка (10 класс) на тему

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала по изучению жизни и творчества  Ф.М. Достоевского.

В процессе изучения темы главными задачами являются:

  • совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения;
  • учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;
  • формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить слово, как важнейшую часть общечеловеческой культуры.

По данной методической разработке с 2011 года ведутся занятия в Уфимском колледже статистики, информатики и вычислительной техники; преподаватель Мирасова Ирина Владимировна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotkaurok.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники

МИРАСОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине: Литература

Курс I

На тему: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Специальность: 120714 Земельно-имущественные отношения

                               230115 Программирование в компьютерных системах

Уровень подготовки: Базовый


Пояснительная записка.

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала по изучению жизни и творчества  Ф.М. Достоевского.

В процессе изучения темы главными задачами являются:

  • совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения;
  • учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;
  • формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить слово, как важнейшую часть общечеловеческой культуры.

Мы все отчётливо замечаем, насколько повышен сейчас общественный интерес к художественным произведениям, затрагивающим "психологию" жизни человека. Роман «Преступление и наказание» входит в одну из таких ниш классической литературы.

Что заставляет человека идти на преступление, есть ли у такого человека душа, какое наказание нависает за это преступление? Эти и другие вопросы задают себе студенты, читая и анализируя «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Как никогда сегодня актуален вопрос о злодеянии, когда в молодёжной среде так возрос процент преступлений. Научить думать, осмысливать, сопоставлять происходящее на страницах романа с собственной позицией - одна из важнейших задач урока. Многие беды молодежи возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определённой жизненной ситуации. Уберечь ребят от излишне частого появления "дурных" мыслей - вот вторая задача урока. Сделать это нужно избежав назидательности, подавления личности. Для этого на уроке необходима, безусловно, педагогика сотрудничества.

Использование метода комбинированного учебного занятия, с элементами урока – путешествия, бесспорно, создает яркий, красочный  фон  для  изучения  литературных  произведений, делает  этот процесс  интересным, радостным, дает  возможность выбора  различных форм и  видов творческой деятельности  вплоть  до  погружения в литературную эпоху второй половины 19 века.

Выступая на занятии с защитой творческих проектов, студенты учатся самостоятельно проектировать, творчески мыслить, дискутировать, отстаивать свои суждения.

 Систематическая работа с текстом на всем протяжении урока  позволяет увидеть   стилистическое богатство, утонченность, языка писателя.

 На уроке используется разнообразный учебный материал, в том числе рабочий лист, который выступает как средство развития познавательной активности и организации самостоятельности работы учащихся. Рабочий лист помогает студентам логически излагать материал, отслеживать  причинно-следственные связи  занятия.

На занятии используется разнообразный учебный материал: аудиозаписи, видеосюжеты, слайды.

Большой объем дополнительного материала: работа с текстом,  составление логико-смысловых модели  урока,  позволяют  активизировать мыслительную деятельность  студентов, совершенствовать навыки развития речи.

В курсе проведения занятия активно используются межпредметные связи.

Представленный материал может найти широкое применение на учебных занятиях по творчеству Ф.М. Достоевского.

По завершению изучения темы  студент должен:

  • знать: 

составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей; знать определения - психологический роман, символ, топонимика.

  • уметь:

 анализировать крупное эпическое произведение, выделять главную мысль, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение.

  • понимать: 

нравственные критерии оценки людей и их поступков; чутко, уважительно относится к людям.


Технологическая карта открытого урока

Учебная дисциплина:         Литература

Группа: 1П-1                                          Дата:             10. 11. 2010г.

Преподаватель:  Мирасова Ирина Владимировна

Тема занятия:   Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Тип занятия: комбинированное учебное занятие, урок – путешествие.

Цели урока:

Образовательные:

  • проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.

Развивающие:

  • развивать образное восприятие;
  • формировать интерес к произведению через глубокий анализ художественных деталей;
  • совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения;
  • углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения;
  • учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение.

Воспитательные:

  • формировать чуткое, уважительное отношение к людям;
  • формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков;
  • воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить слово, как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
  • способствовать развитию эстетического вкуса.

Межпредметные связи: история, музыка, психология, культура речи.

Наглядные пособия: презентация к уроку, выставка студенческих работ «Петербург глазами студентов», студенческие проекты: «Петербург Достоевского», «Петербург глазами художников»

Раздаточный материал: рабочие листы

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедиа-проектор.

Учебное место для практических занятий: кабинет русского языка и литературы 233.


На уроке были использованы следующие  методы обучения:

1.     Словесный.

2.     Самостоятельная работа учащихся.

3.     Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

4.     Информационно – коммуникационная технология.

Деятельность учащихся на уроке была организованна посредством следующих форм работы:

1.     Фронтальная.

2.     Групповая

3.     Индивидуальная.

Приёмы работы были следующими:

  1. Словарная работа.
  2. Аналитическая беседа.
  3. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста).
  4. Синквейн.

Литература:

  1. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» – М.: Худож. Лит., 1983
  2. Абельтин Э.А., В.И. Литвинова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики-М.,2003 г.
  3. Б.Тихомиров «Петербургские адреса Достоевского, или пешком вокруг Владимирского собора».путеводитель – С.-Петербург: Серебряный век, 2009г.
  4. Ю. Раков «Петербург – город литературных героев –Химиздат, С.-Петербург, 2002 г.
  5. В.И. Чупрасова  «Современные технологии образования»  - ДГУ. Владивосток, 2000г.
  6. С.И.Ожегов, К.Ю.  Шведкова Толковый словарь русского языка. - М., 2006.
  7. Психолингвистика. Под ред. С.А.Степанова – М., АСТ, 2006
  8. Иллюстрации русских художников к роману «Преступление и наказание»: Д. Шмаринова, И.Глазунова.
  9. Фильм Д. Светозарова по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  10. Правила составления синквейна.

                                               Обеспечение занятия

  1. Кабинет литературы  №233.
  2. Методическая разработка урока по данной теме.
  3. Портрет  Ф.М.Достоевского
  4. Рабочий лист.
  5. Презентация к уроку.
  6. Студенческие проекты «Петербург Достоевского», «Петербург глазами художников»


Ход урока

1.Вступительное слово. Работа с эпиграфом.

«…Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» 

  С.Лурье  

Учитель: Как Вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этой цитате?

К образу Петербурга, северной столицы России, обращались многие русские писатели. Некоторые из их произведений вам знакомы. Попробуем вспомнить имена авторов, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки.

2.Фронтальная беседа. Подготовка к активному, сознательному усвоению материала

Учитель: Перед Вами Рабочие листы, которые помогут Вам при анализе произведения и в работе на уроке. Чтение учителем описаний города Петербурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, Некрасова, а вы попробуете решить небольшой тест:

Соотнесите автора и его видение Петербурга, отвечая на вопрос: каков Петербург у каждого писателя

Петербург

Город пышный

***

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено- бледный, Скука, холод и гранит

А.С. Пушкин. «Медный Всадник»

Город бедный

***

Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грязно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет...

Н.А. Некрасов. «О погоде»

***

О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…


«Невский проспект» Гоголь Н.В.

Учитель: Каков Петербург у каждого писателя?

Ученики: Решают тест

  1. Н.В.Гоголь                   а) Город трагической красоты и безумия
  2. А.С.Пушкин                 б) Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.
  3. Н.А.Некрасов               в) Город – призрак.

Ф.М.Достоевский ______________________________________________________________

3. Постановка цели урока:

Учитель: Каков же Петербург у Достоевского?

Цель урока: проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.

Запишите число, тема урока «Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевский знал Петербург не понаслышке. Готовясь к сегодняшнему уроку, Вязовой Юрий и Михальская Полина выполнили мини – исследование,  тема которого – «Петербург Достоевского», в процессе работы им удалось найти в этом городе немало мест, так или иначе связанных с писателем. Предлагаю вашему вниманию презентацию, подготовленную ребятами.

Ребята сегодня будут нашими консультантам в работе над произведением..

4. Словарная работа.

Учитель: Мы попадаем  в мир Достоевского и начинаем изучение романа «Преступление и наказание».

 Учитель: Какие чувства у Вас пробудил  роман? О чем заставил задуматься?

Ученики: Достоевский, описывая события в романе, пытается задействовать все органы чувств человека, пробудить в каждом читателе сочувствие, участие в событиях произведения.

Учитель: Определим жанр произведения?

Ученики: Роман

Обратимся к рабочему листку и прочитаем определение, что такое

Психологический роман

Ученики: Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души».

Учитель: Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие по Петербургу Достоевского. Мы будим с вами сегодня и путешественниками, историками литературоведами.

А вот маршрут нашего небольшого путешествия.

 Мы рассмотрим описания городских пейзажей, сцены уличной жизни и, наконец, войдем

 в комнаты наших героев.

План

Городские пейзажи

Сцены уличной жизни

Комнаты героев

Учитель: Нам  в работе пригодятся следующие слова. Обратимся к рабочему листку и прочитаем лексическое значение слов Топонимика.

Ученики: Читают  определения.

  1. Работа с текстом романа.

Городские пейзажи

Учитель: Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа? Выйдем на улицу вместе с героем романа.

Часть I глава 1 («На улице жара стояла страшная…»)

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»

Учитель: Какие чувства у вас вызывает этот город?

Ученики: Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы.

Учитель: Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах? Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?

Ученики: С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохмотники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

« Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

Учитель: Как чувствует себя Раскольников в этом городе?

Ученики: «Серединные улицы Петербурга, где  люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова  «чувство глубочайшего омерзения» «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»

Учитель: Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Учитель:  Почему автор объединил в один абзац, на первый взгляд, разные мысли: о духоте… и тут же дает портрет Раскольникова?

Зачитать портрет Раскольникова, выделить положительные стороны портрета

Ученики: Восприятие города идет через Раскольникова

Учитель: Куда направляется наш герой?

Ученики: Раскольников идет делать пробу.

 Учитель: Между домом старухи % и домом Раскольникова ровно 730 шагов, он давно обдумывал идею убийства. Пересказ эпизода Раскольников  у старухи – процентщицы.

Учитель: Что подтолкнуло его на эту идею? Мы и попробуем разобраться.

И заходит в трактир.   (Зачитать сцены описания трактира и хозяина заведения)

Говорят  студенты. Справка.     Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу: «В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, —везде найдешь вино». Не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект: на нем помещалось 6 трактиров, в одном из которых проводил время Свидригайлов, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов и 5 гостиниц.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас описание трактира?

Ученики: Отвращение.

Учитель: Найдем детали

Учитель: Трактир. С кем познакомился Раскольников в трактире?

Ученики: В трактире произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым

Просмотр фрагмента: “трактир и люди”, “портрет чиновника Мармеладова”

Вопросы:

  1. Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
  2. Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?
  3. Как относятся к Мармеладову люди из трактира?

Учитель: Как чувствует себя человек в Петербурге?

Ученики: Петербург делает человека равнодушным к страданиям другого человека, одинок, он находится в тупике, из которого нет выхода

Учитель: Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние.

Учитель: Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

- Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

Ученики: Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.

Читаем ч.2, г.2 « На Николаевском мосту..»

Учитель: Что произошло на Николаевском мосту?

Ученики: Чуть не попал под коляску, дали 2 гривенник.

 Учитель: « Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Какое словосочетание бросается в глаза?

Ученики: «Холодом»

Учитель: Почему? Как же чувствует  себя Раскольников  на Невском проспекте?

Ученики: Унижение, чужим, ненужным

Вывод: В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Раскольникову ближе «Сенная площадь», через которую он «Вдруг решил пройти, что-то подтолкнуло его и он оказался на Сенной площади, где ютятся лачуги бедняков, и здесь он чувствует себя среди своих.»

Говорят студенты. Справка. «Строительство Сенной площади, одной из старейших в Петербурге, было начато при императрице Анне Иоанновне в 1737 году. В первые годы на Сенной площади торговали преимущественно сеном, соломой и дровами, с чем связано ее название. Многие крестьяне, ехавшие по московской дороге в Петербург торговать, останавливались на Сенной площади, чтобы продать сено, солому, мясо, рыбу, кур, овощи и масло. Так в начале 19 века здесь стали торговать продуктами. Сегодня  Сенная выглядит совсем не так, как при Достоевском.

Ученики: На Сенной Раскольников слушает уличных музыкантов: шарманщика и юную певицу"... на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое а истасканное. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс, в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя-тремя слушателями, послушал, вынул пятак и положил в руку девушке...".

Учитель: Почему это сделал?

Ученики: Видит страдания человека, Видит социальное неравенство людей.

Учитель: Каков  урбанистический пейзаж Петербурга, где ходил Раскольников. Какой лексический ряд у Вас получился?

Пейзаж

Темно, душно, грязно, пыль, «грязь, вонь и всякая гадость», «грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади». Вызывает чувство омерзения, общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения, хода, одиночества.

Вывод: Петербург у Достоевского – это не просто фон, это действующее лицо. Петербург герой произведения, который живет жизнью с человеком параллельно, он душит, давит, навивает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Сцены уличной жизни

Учитель: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл.1,4; часть2 гл.2; часть2 гл.6;)

 Учитель: Потрясли ли вас сцены уличной жизни?

Мы обращаемся к рабочему листку

Работа в группах

Сопоставьте сцены уличной жизни (часть1 гл.1; часть2 гл.2; часть2 гл.6;часть 5 гл.5.)

·Что вы увидели на улицах города, по которому идёт главный герой романа?

Докажите это цитатами из текста произведения – стр. 3, 28, 47, 54, 77, 78, 229,

Какие из уличных сцен произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

Что вы услышали, следуя за Раскольниковым?

Что вы почувствовали, следуя за Раскольниковым во время его скитаний по городу?

Сцены уличной жизни 

-пьяная девочка на бульваре;

-сцена с утопленницей.

Сжатый пересказ и анализ эпизодов:

Пьяная девочка на бульваре

Учитель: Почему Раскольников заступился за эту девочку? Что его так взволновало? Какие проблемы волнуют нашего героя? 

Ученики: Социальные. А что ты  сделал, чтобы этому не бывать?

Сжатый пересказ и анализ эпизодов:

Утопленница

Предполагаемые ответы:

Брань, крики, резкие неприятные звуки

Неприятный запах, вонь.

Духота страшная.

Тяжесть, давление.

Учитель: Что окружает героя на улицах города, в котором он живёт?

Ученики: Героя окружает физическая и нравственная нечистота и эстетическое безобразие, которые давят и гнетут, создают атмосферу безысходности, толкают героя на убийство.

Вывод: На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

 У Достоевского город - угрюмы, душный. В этом городе и люди становятся озлобленными и готовыми убить любого за какую- то копейку.

Комнаты героев

Учитель:  На улицах города герою плохо, может быть, он лучше чувствует себя, придя домой? 

 «Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова, в каждую из этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти тринадцать ступеней, ведущих к каморке Раскольникова... Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности...»

 Д. С. Лихачев

  • Адреса романа  (предположительно)

адрес Раскольникова:

  • Средняя Мещанская, 19/15 (ул. Гражданская)

адрес  Сони:

  • Екатерининский канал, 13/73 (канал Грибоедова)

адрес старухи-процентщицы:  

  • Средняя Подьяческая, 15/104

Учитель: А где же проживали Мармеладовы?

 Достоевский изображает Петербург в эпоху расцвета капитализма, где появляются множество заводов, фабрик вследствие этого появляются Доходные дома.

Говорят студенты. Справка. Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём, в котором сдается все, не только комнаты, но и углы, которые были разделены ширмой, в одном из таких углов и жила семья Мармеладовых

Учитель: Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены.

Дворы – колодцы, дома- колодцы, в которые можно нырнуть с Невского и увидеть каменные стены.  Можете себе представить себе дома, в которые не попадает солнце, в которых тяжело, именно в этих домах заболевают чахоткой и туберкулезом. Именно этот Петербург живет рядом с ними и внедряется в их жизнь, лишая и уничтожая их.

Организация парной работы по рядам:

задание – проанализировать эпизоды романа, где описывается интерьер жилищ героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выписать в рабочий листок  лексические ряды, использованные автором при их описании.        

Часть I глава 3 («каморка Раскольникова»)

Часть I глава 2 («Угол Мармеладова») 

Часть IV глава 4 (Комната Сони)

Каморка, гроб, шкаф

Сарай

Проходной угол

Маленький размер, низкие потолки, нищенское убранство, съёмное жильё,

мрачные или грязные цвета

Учитель: Как чувствует человек, живущий в таком пространств?

Ученики: Оно его убивает

Учитель: Эти мысли до нас писатель пытается донести, используя разные ИВС. Главные из них: символы.

Работа с термином

Ученики: Символ- предмет или слово, условно выражающий суть какого – либо явления.

Основной цвет романа – желтый.

Учитель: Какую атмосферу создает желтый цвет в романе?

Ученики: Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: "желтый" и "желчный", которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: "Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке".

В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. "Желчь", "желтизна" приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего.

Учитель: Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

Вывод:  У них нет своего дома. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства.

Учитель: Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова:  «Человеку некуда пойти»?

Ученики: Мармеладов говорит о одиночестве человека в этом мире.

Учитель:  Судьба Мармеладова. Судьба Мармеладова приобретает широкий, вневременной, внеконкретный характер. Достоевский говорил: «Это рассказ о всех пьяненьких, слабеньких, униженных и обездоленных которым некуда больше идти. И поэтому перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно стали терзать его «А что же ты делаешь, чтобы этому не бывать. Ту на до же что-то делать, понимаешь ли ты это?» Именно это доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, до безумия.

Учитель: Можно ли сказать, что душа Петербурга — это душа Раскольникова?

Учитель: Петербург такой же двойственный, как и порождённое им человеческое сознание.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» посвящён разгадке тайны

Раскольникова — Петербурга — России.

6. Составление блок- схемы

Попробуем составить блок- схему, найдем положительные и отрицательные черты, Петербурга и Р.Раскольникова.

Учитель: Какой прием использует Достоевский в своем романе? 

Ученики: Приём контраста

Учитель: Каков же Петербург Достоевского? Заполнить таблицу.

Учащиеся делают общий вывод:  Это город резких контрастов, город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город-убийца, город-призрак, город-тупик. Безумный город порождает безумные идеи и людей – преступников

Вывод по уроку: Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?»

Я думаю, каждый из вас сегодня задумался над этим вопросом.

7. Рефлексия.

Учитель: Какое впечатление произвёл на вас город, в котором живут герои Достоевского? Попытайтесь выразить свои впечатления в форме синквейна (правила составления проецируются на экране).

Синквейн состоит из 5 строк:
1)Первая строка состоит из одного слова-существительного, задающего тему
2)Вторая строка состоит из 2 прилагательных, характеризующих заданную тему
3)Третья строка состоит из 3 глаголов, характеризующих(по действию) заданную тему
4)четвертая строка состоит из предложения-вывода, характеризующего тему
5)Пятая строка состоит из одного слова-существительного. Оно дает вашу характеристику заданной теме.

Подведем итоги нашего занятия, выразим свое отношение  к слову в поэтической форме.

Составление  синквейна.

Учитель: Создавать синквейн мы будем на фоне  презентации: представлены работы студенток, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором создан образ Петербурга.

Проект «Петербург глазами художников и студентов»

 Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

Заключение

Сделать всё человечество добрым – трудно, перевести через дорогу старика, помочь товарищу, навестить больного – легко. Маленький шаг для человека, но большой для человечества…

Если мы хотим, чтобы наш мир оставался красивым, ярким – давайте прислушаемся к своей душе, к своей совести. Начинать нужно с себя. Это очень важно.

Домашнее задание: 

Подготовиться к беседе:

  1. Перечитать эпизоды: ч.1 гл.1-4, 6-7, ч. 3 гл.5
  2. Ответить на вопросы:
    - Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?

         -Что несет обездоленным теория Раскольникова?

3.Написать творческую работу на тему: « История семьи Мармеладовых» (по желанию)


Приложение 1

Рабочий лист

Дата __________________

Тема: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Цель урока: проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.

«…Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли ,быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» 

С. Лурье  

1.Словарь к теме

Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души».

Топонимика – совокупность географических названий какой-нибудь местности, страны.

Символ- предмет или слово, условно выражающий суть какого – либо явления.

2.Мини-тест

Петербург

Город пышный

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено- бледный,

Скука, холод и гранит

А.С. Пушкин. «Медный Всадник»

Город бедный

***

Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грязно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет...

Н.А. Некрасов. «О погоде»

***

… О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,..

«Невский проспект» Гоголь Н.В.

Соотнесите автора и его видение Петербурга, отвечая на вопрос, каков Петербург у каждого писателя?

  1. Н.В.Гоголь                    а) Город трагической красоты и безумия
  2. А.С.Пушкин                 б) Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.
  3. Н.А.Некрасов               в) Город – призрак.
  4. Ф.М.Достоевский ________________________________________________________________

3. План урока

  1. Городские пейзажи
  2. Сцены уличной жизни
  3. Комнаты героев

4. Составьте лексический ряд:

Портрет Р.Раскольникова ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Пейзаж в романе ч.1 гл..1,2

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5. Прочитайте  эпизод ч.1, гл.2: «Портрет чиновника Мармеладова», ответьте  на вопросы

Вопросы:

  1. Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову? ___________

____________________________________________________________________________

  1. Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету? _________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Как относятся к Мармеладову люди из трактира?_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Анализ эпизодов: часть 1 гл.1,4; часть 2 гл.2; часть 2 гл.6.

Что вы увидели на улицах города, по которому идёт главный герой романа? Докажите это цитатами из текста произведения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы услышали, следуя за Раскольниковым? ______________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие из уличных сцен произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы почувствовали, следуя за Раскольниковым во время его скитаний по городу?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Проанализируйте эпизоды романа, где описывается интерьер жилищ героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выпишите лексические ряды, использованные автором при их описании.

        

комната Раскольникова  часть1, гл.3 _______________________________________________________________________________

комната Сони  часть 4, гл.4, _______________________________________________________________________________

комната Мармеладовых часть 1, гл.2 _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Душа Петербурга              =                       Душа Раскольникова

7.Составьте  синквейн по теме «Петербург Достоевского».

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

8. Домашнее задание:

Подготовиться к беседе:

  1. Перечитать эпизоды: ч.1 гл.1-4, 6-7, ч. 3 гл.5
  2. Ответить на вопросы:
  1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
  2. Что несет обездоленным теория Раскольникова?

3.Написать творческую работу на тему: « История семьи Мармеладовых» (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

Презентация к уроку "Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание"

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание...

презентация по литературе "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Презентация может бытьполезна учителям литературы, работающим в 10 классе. В данной разработке рассмотрены пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов", которые с...