Выпускная квалификационная работа " Игра – как средство обучения коми языку как государственному в начальной школе"
материал по теме

Соколова Мария Андреевна

Игра – как средство обучения коми языку как государственному  в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

ГАОУ ДПО (пк) С РК КРИРО

        Факультет управления образованием        

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Тема: Игра – как средство обучения коми языку как государственному  в начальной школе.

Специальность «Коми язык и литература»

Исполнитель: Соколова Мария Андреевна

Сыктывкар 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1.   Теоретические основы использования игровой методики в процессе обучения младших школьников коми языку как государственному .

1.1. Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при организации уроков по коми языку…………………………………………5

1.2. Использование игр при проведении уроков  в начальной школе…….14

        

Глава 2.   Использование игровой методики в процессе обучения коми языку как государственному в начальной школе.

2.1.  Анализ программы по коми языку как государственному для начальных классов…………………………………………………………………………24

2.2. Игры, способствующие эффективному овладению коми языком……..27

Заключение……………………………………………………………………..40

Библиография………………………………………………………………......42

Приложения………………………………………………………………….....45

Введение.

     Младший школьный возраст является благоприятным для овладения коми языком. Природная любознательность, потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед начальным образованием. В процессе овладения новым средством общения у учащихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля, раскованность, умение работать в коллективе. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью коми языка к культуре коми народа позволяет ему осознавать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, а с другой стороны – воспитывает в нём уважение и терпимость к другому образу жизни.              

Овладение учащимися коми языком во много зависит насколько эффективно выстроен процесс обучения, насколько правильно подобраны приемы и методы при проведении уроков. В настоящее время большой интерес вызывает использование игр на уроках коми языка для моделирования реальной ситуации общения. 

Игра является эффективным методом обучения и организации учебной деятельности учащихся, может использоваться на любой ступени обучения языку. Однако на материале коми языка эта проблема разработана недостаточно. Поэтому  тема дипломной работы актуальна и имеет практическое  значение.

 Методологическую основу исследования представляют работы  таких методистов как:  Пассов  Е.И., Зимняя И.А., Рогова Г.В., Филатов В.М., Курбатова М.Ю., Гальскова И.А. Психологические особенности детей  младшего школьного возраста раскрыты в работах  Ж.Пиаже, Леонтьева А.А. и Выгодского Л.С.

Объект исследования – процесс обучения детей младшего школьного возраста коми языку как государственному.

       Предмет исследования – система игр по обучению коми языку  как государственному.

        Цель нашей работы – отбор и разработка игр, способствующих эффективному усвоению второго языка и активизирующих речевую деятельность детей на коми языке.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

-  изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

-   отобрать игры для формирования  правильной устной речи младших школьников на уроках по коми языку как государственному;

       Гипотеза: обучение коми языку как государственному будет результативным при включении в педагогический процесс игр разных типов, соответствующих интересам и возможностям детей младшего школьного возраста.

      Практическая ценность нашей работы состоит в том, что подобранный нами комплекс игр может быть использован студентами и учителями при проведении уроков по коми языку в начальной школе.

     

Глава 1.   Теоретические основы использования игровой методики в процессе обучения младших школьников коми языку как государственному.

1.1. Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при организации уроков по коми языку.

    Психологические особенности детей  младшего школьного возраста рассматривались в работах  Пассова  Е.И., Зимней И.А., Роговой Г.В., Филатова В.М., Ж.Пиаже.

          Младший школьный возраст является благоприятным для овладения коми языком. Природная любознательность, потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед начальным образованием. В процессе овладения новым средством общения у учащихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля, раскованность, умение работать в коллективе. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью коми языка к культуре коми народа коми позволяет ему осознавать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, а с другой стороны - воспитывает в нём уважение и терпимость к другому образу жизни. По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят (5,78-79).  Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста достаточно развито воображение, носящее творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно- образному, от решения задач путем непосредственного действия к наглядным представлениям о них (16,47). Учитывая эту возрастную особенность, при ознакомлении детей со структурами иноязычных речевых образцов можно использовать кубики, а при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств – игрушки и картинки. Игрушки могут постепенно заменяться картинками, что также будет обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности. Организация обучения, направленная на развитие умения детей самостоятельно анализировать языковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные отношения, осознанно применять знания и усвоенные способы деятельности в самостоятельной иноязычной речи, призвана совершенствовать наглядно-образное мышление и развивать мышление в понятиях. И.А. Зимняя считает, что под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иноязычного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета (5,79). К начальному этапу, как правило, относятся 1–4 классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения коми языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. В.М. Филатов пишет, что построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации;  последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи;  учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой (18,101). Самооценка у детей раннего возраста очень высокая. Дети не относят лично к себе замечания и указания учителя, если они носят общий характер, будут реагировать только тогда, когда к ним обратятся персонально. Требования к поведению детей на уроке коми языка надо вводить постепенно, достигая к концу первого года обучения полного объема. Для маленьких детей требования должны носить форму просьбы или пожелания. Нарушение требований учителя должно вызвать у него сожаление или легкую обиду, а не наказание или раздражение. Для детей раннего возраста характерны значительные индивидуальные различия, вытекающие из различного опыта деятельности детей в семье, детском саду, школе. По-разному происходит процесс привыкания детей к школе: кто-то ведет себя уверенно, кто-то – тревожно, кто-то – капризно. Пассов Е.И. считает, что некоторые дети еще могут испытывать затруднения в общении и на родном языке (14,67). Другие слишком импульсивны или, наоборот, пассивны. На импульсивных детей надо обращать внимание с первых уроков, активней занимать работой, поручать разные роли, постоянно включать их в общую деятельность. При обучении языку необходимо учитывать темперамент детей. Для этого учитель должен работать в постоянном контакте с родителями и другими учителями. Большое значение всегда имеет первая встреча детей с учителем. Для них очень важен ласковый голос, приветливая улыбка, доброе отношение. Что касается особенностей проведения урока, то он должен иметь не менее 7-8 этапов с частой сменой видов деятельности, отвечать психологическим особенностям детей раннего возраста. Необходимо присутствие игрового момента и двигательной паузы, темп  урока должен быть очень высоким. Нельзя допускать монотонности, напряженности, чисто учебного проговаривания текста. Необходимо все изображать и проговаривать, ничто не должно мешать концентрации внимания детей. Учитель должен быть эмоционально заразительным, сюжет урока увлекательным, с интересными заданиями, яркой наглядностью. Все это будет пробуждать активность детей в обучении. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. Поступление ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности младшего школьника, ребенок становится все больше существом социальным в том смысле, что теперь непосредственно включен в новый социальный институт – школу.                                                                                                                                

        Изменения происходят на всех уровнях развития. Продолжается закрепление физического и психологического здоровья ребенка. Существенные изменения отмечаются в о всех органах и тканях тела. Именно в младшем школьном возрасте ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития (по Ж. Пиаже) на другую стадию конкретных операций (15,88).
       Говоря о познавательных процессах, начнем с самого простого – ощущения. Возрастные изменения сенсорных функций в младшем школьном возрасте отличаются интенсивной динамикой и неравномерностью показателей разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, тактильной и др. Неравномерно, но интенсивно возрастает различительная чувствительность на протяжении всего школьного возраста: так интенсивно увеличивается различительная чувствительность яркости ахроматических объектов, начиная с семи лет. Различительная цветочувствительность увеличивается с десятилетних детей по сравнению с семилетними в среднем на 45% . Более тонкие различительные сенсорные способности обеспечивают переход к более полному и одновременно более дифференцированному восприятию окружающего мира.
      Отличительная особенность восприятия состоит в его все большей произвольности. Ребенок может управлять своим восприятием, подчиняясь определенной цели. Ребенок постепенно учится наблюдать. 
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, которая включает систему перцептивных действий: обнаружение объекта восприятия, опознание его, измерение и оценка. Исходным моментом для развития восприятия является возраст двух – трех лет, но наиболее значимым в этом процессе является дошкольный и младший школьный возраст. Восприятие младшего школьника очень конкретно, ситуативно.
        Память  младшего школьника развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами – воспоминаниями и т.д. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.
        Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. 
Память изменяется количественно и качественно. Объем памяти ребенка, например, к третьему классу увеличивается в 2 – 3 раза. Основные характеристики памяти младших школьников: пластичность ( пассивное запечатление и быстрое забывание); избирательный характер ( лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее); повышается объем памяти ( улучшается точность и систематичность воспроизведения); запоминание (начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер); дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания; воспроизведение становится управляемым процессом; сохраняется образный компонент (память тесно связана с активным воображением).    

         Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не формально – логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале  (15,88).
        Школьное обучение строится таким образом, что словесно – логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин.
        У младшего школьника  проявляются индивидуальные различия, появляется гибкость мышления – важное условие для успешного обучения. Гибкость мышления способствует легкости перестройки знаний, навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями. Гибкость мышления способствует возникновению способности к переключению от одного способа действия к другому. Гибкость тесно связана с различными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
        Первые годы обучения в школе ребенка сенситивны к развитию речи и познавательных процессов. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. 
      Особенность развития на данном этапе состоит в том, что речь становится не только средством общения, но и объектом познания. Чтобы у ребенка успешно происходило развитие речи, необходимы следующие умения:
тонко различать звуки в словах – фонематический слух; соотнести звук со знаком и самостоятельно изобразить этот звук; произнести все звуки слитно, то есть звуки должны образовывать слово; понимать смысл слова.    

       Воображение младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности и связано с развитием памяти и мышления. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.
Ж. Пиаже считает, что гибкое, способное на предвосхищение воображение может реально помогать операциональному мышлению (15,91).
      Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативного социального пространства. Последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.
       Внимание – особый психический процесс, без которого невозможно себе представить обучение. В младшем школьном возрасте некоторое время еще сохраняются черты внимания дошкольника: объем внимания узок, устойчивость невысока, в целом внимание третьеклассника рассеянно.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если младший школьник занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учитель привлекает внимание ребенка к учебному материалу, удерживает его специальными педагогическими приемами, переключает с одного вида деятельности на другой, задавая эталон для самостоятельного овладения вниманием. 
          Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
        Итак, умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью Ребенок теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. 
      Социум навязывает ребенку учебную деятельность как доминанту, но в младшем школьном возрасте игра продолжает оставаться очень значимым видом деятельности. По замыслу Пиаже у 2/3 учащихся 7-9 лет преобладает игровая мотивация и этот факт нужно использовать для повышения интереса учащихся к учению (18,90).
     Таким образом
, исследователи в своих работах выделяют следующие психологические  особенности детей младшего школьного возраста: ощущение, который является самым простым психологическим процессом.

Восприятие, где  у школьника происходит обнаружение объекта восприятия, опознание его, измерение и оценка. Память ,где дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, мышление, благодаря  чему интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, речь, которая становится не только средством общения, но и объектом познания, воображение, которая  является  важнейшей психологической  предпосылкой  развития способности к творчеству и способу  освоения нормативного социального пространства и  внимание, которая  является одним из оснований для включения в занятия элементов игры.

       Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при организации уроков по коми языку показал, что положительный эффект дают игры, а так же игра является оптимальной формой для развития всех способностей в этом возрасте, особенно внимания и восприятия.    

1.2. Использование игр при проведении уроков в начальной школе.

         Исследованию проблемы игры как средства обучения посвящены  работы  Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  А.А.Лысиче , В.С.Мухиной,  Е.И. Пассова, М.Ф.Стронина, М .Ю Курбатовой,  К.Гросс.                                                                                                                        

        Д.Б.Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения игр.   По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда они впервые возникают (22,94).  Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда. По его мнению, первой из игр появилась ролевая игра. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. Находясь на отдыхе или развлекаясь, дети находили себе интересные занятия в одиночку или в группах. 
      На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов.
       Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности.
         Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация” (2,45).
     По мнению С.А. Лысиче, «игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей» (10,34).  Игра соответствует естественным желаниям и потребностям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения коми языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Принимая во внимание цели обучения (особенно главную - научить общению на коми языке) учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, думает над тем, как сделать урок коми языка интереснее.

Не стоит забывать, что дети, особенно первого года обучения, должны изучать коми не только «как средство общения, но и как элемент приобщения их к коми культуре». В процессе обучения нужно помнить: роль имитационного начала в процессе обучения низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому нужно организовать деятельность детей по овладению коми языком так, чтобы они всегда видели смысл и практическую сторону в том, что они делают. 

По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их коми лексике»  (6,28). Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь внимание детей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес. Ведущим видом деятельности у детей четырех-пяти лет является игра. К шести-семи годам она заменяется учебной деятельностью, но роль игры остается  по-прежнему  велика. Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на любом языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, представляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей  (35).

 Также одним из основных направлений является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию изучения коми языка. Вовлечение учащихся в активную устную деятельность может быть осуществлено за счет игры. На значение игровой деятельности в обучении указывают такой методист как Е.И. Пассов: «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (14,67).  Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей коми языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужой язык, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
      Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, это и коллективная игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. Также сюда относятся настольные игры, которые требуют сосредоточения внимания, подвижные, где больше требуется координация движений. Деление игр на индивидуальные и коллективные упорядочивает классификацию игр и облегчает их применение в той или иной ситуации.  Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. 
        По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих  (17,44).  Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
           Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия . 
          Советская (отечественная) педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Основополагающим для работы педагога является так же утверждения  В С. Мухиной: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет» (11,30).

       Игра – универсальное средство, помогающее учителю коми языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения коми языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть. Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей: Например: закрепить только что пройденный материал; игра – весьма удачное решение повторить пройденное; игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия; игра – это идеальная возможность расслабиться; игры  помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно,  и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих; быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие; игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти; игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать; игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению; ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться;                                

         Н.Д. Гальскова разделяет все игры на две крупные группы. Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда ее название «подготовительные игры» (3,77-78).  Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся . Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первой группы могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления. Вторая группа называется «творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второй группы тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

          М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иноязычным языкам, выделяет два вида игр: подготовительные, способствующие формированию речевых навыков; творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений (17,44).  По виду деятельности игры делятся на: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социальные; психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По характеру игровой методики игры можно разделить на: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации. Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:                                                                                                  

          Дидактическиекоторые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н. Узнадзе, «игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» .  Большинство же современных зарубежных авторов, таких как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоун выделяют следующие свойства дидактических (они их еще называют обучающими) игр:  а) дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать;  б) они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново; в) дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть изменены участниками игры; г) дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость. Дидактическая игра – это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом

          Воспитывающиекоторые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.                                                        

         Развивающиекоторые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что «игра – свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (7,89).                                                                            

         Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С. Выготского: «Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» (2,46).Грамматические игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Применение нового лексического материала в нетрадиционной форме позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы: индивидуальная; парная; групповая; фронтальная.

        При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не должен исправлять ошибки, а отмечать для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. Успех игр зависит от атмосферы общения, которую учитель создаст в классе. В игре происходит овладение видами речевой деятельности как средствами общения. На уроках можно использовать игровые упражнения как для смены деятельности с целью активизации творческого внимания, так и для дополнительной практики или проверки грамматики и словарного запаса. Необходимо учитывать, что мышление детей младшего возраста – конкретное, и опирается оно на наглядные образы и представления. Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение – это помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным.

       Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно  -  вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия. Использование игр при проведении уроков в начальной школе является эффективным методом, с помощь чего дети быстро запоминают пройденный материал. Но при этом важно учитывать, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению коми языка начинает ослабевать.

                   

Глава 2.Использование игровой методики в процессе  обучения коми языку как государственному в начальной школе.

2.1. Анализ программы по коми языку как государственному для начальных классов .

Процесс обучения коми языку в начальной школе регламентируется Программой, утвержденной Министерством образования Республики Коми для младшего класса .Составителями являются Е.Н. Вязова, А.В. Сизова. Выпущена программа в 2007 году. В программе описаны основные подходы к обучению детей младшего школьного возраста.                                       Программа определяет, что в процессе обучения коми языку учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают также общеучебными навыками и умениями. Весь курс начального обучения делится на 4 этапа:1 этап – 1 класс; 2 этап – 2 класс; 3 этап – 3 класс; 4 этап – 4 класс. Каждый выделенный этап имеет свои задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами коммуникативной компетенции. Отбор содержания образования коми языку в начальной школе осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учётом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения пробуждал у младших школьников познавательную активность. Содержание обучения на данном этапе должно стать надёжной базой для изучения коми языка в последующих классах основной школы. Изучение коми языка в начальной школе направлено на  развитие способности к общению на коми языке. Учитывая современные ФГОС к начальному и общему образованию важным является формирование  речевой,  языковой, социокультурной  учебно-познавательной компетенций. Речевая компетенция включает в себя формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учётом возможностей и потребностей младших школьников.  Языковая компетенция представляет собой  овладение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также – графикой и орфографией. Социокультурная компетенция – усвоение определенного набора социокультурных знаний о республике и умение их использовать в процессе общения. Учебно-познавательная компетенция – развитие общеязыковых, познавательных, интеллектуальных способностей, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению коми языком.            В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.                                                                                          

Большое внимание в программе для 3 класса уделяется формированию диалогической и монологической речи. Содержание работы по формированию диалогической речи представлено следующим образом. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга (подруги). Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных и побудительных предложений. Выражение согласия / несогласия, благодарности, желания / нежелания. Пожелание, приглашение, поздравление и реагирование на них положительно / отрицательно с использованием простых речевых клише. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения, в связи с прочитанным произведением детского фольклора. Объём диалогов до 3-4 реплик со стороны каждого учащегося.                                              

Монологическая речь формируется на уроках по описанию предмета, картинки, иллюстрации к сказке, личной фотографии, собственного рисунка на заданную тему. Краткий рассказ в пределах тематики начальной школы. Воспроизведение наизусть стихов, песен, поговорок, пословиц, загадок. Объём  монологического высказывания от 3 до 5 предложений.                 Большое место в программе отводится формированию у учащихся аудированию, что включает в себя понимание речи учителя, а так же понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке; полное понимание небольших простых сообщений; понимание основного содержания сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности (рисунки, картинки). Объём текста для прослушивания не должен превышать 80-90 слов. за счёт новых средств общения расширяется речевой опыт учащихся, формируются умения осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Особое место занимает обучение чтению. К технике чтения вслух относится  соотнесение графического образа слова со звуковым, соблюдение интонации, полное понимание содержания текстов при чтении про себя, построенных на изучаемом материале и несложных аутентичных текстов с использованием словаря. Нахождение необходимой или интересующей информации в тексте. Умение читать повествовательные и описательные тексты объёмом 40-50 слов.  Ну и завершающим этапом обучения коми языку в третьем классе является письменная речь, которая  требует владение графикой изучаемого языка, списывание текста :простое и осложненное (выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений),написание поздравления, короткого личного письма (с опорой на образец). А так же ведение коми-русского справочника-словаря, которым дети пользуются с удовольствием.            

Таким образом, программа по коми языку как государственный для начальной школы предусматривает разнообразное содержание, включающее в себя все речевые задачи: звукопроизношение, развитие речи, ознакомление с окружающим миром.  Программа предусматривает развитие всех видов речи: аудирование, говроение, чтение и  письмо. Где аудирование  и говорение направлены на понимание речи учителя, понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке, на умение самостоятельно решать коммуникативные задачи в элементарных ситуациях устного общения. Чтение направлено на умение понимать и осмысливать содержание текстов. Этот этап нацелен на усиление мотивации учащихся к изучению языка и познанию культуры, традиций коми народа, на дальнейшее развитие их творческих способностей в процессе активно-познавательной деятельности. А так же письмо, которое направлено на систематизацию приобретенных знаний, умений и навыков, на совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях общения (в рамках программных требований).

Глава 2 .2. Игры, способствующие эффективному овладению коми языком. 

       При проведении уроков по коми языку учитель использует игру в разных целях: повышение интереса к процессу обучения,  введение нового учебного материала, закрепление пройденного материала. Мы предлагаем классификацию игр по речевым задачам: лексические, фонетические, грамматические.

      Для расширения словарного запаса уместны, например, лексические игры,  где целями являются: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся; познакомить учащихся с сочетаемостью слов. При обучении чтению целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».

         1.В лексической игре «Вычеркни цифру» перед учеником стоит цель: повторить количественные числительные. В ходе игры образуются две команды.  Справа  и  слева  на  доске  записывается вразброс одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры на коми языке одну  за другой. Представители команд должны  быстро  найти  и  вычеркнуть  названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда,  безошибочно  справившаяся  с заданием.

     2.  В игре «Числительные» перед учениками стоит цель:   закрепить количественные и    порядковые числительные.

В ходе игры образуются две  команды.  Преподаватель на коми языке называет  порядковое  или количественное  числительное.  Первая  команда  должна  назвать   предыдущее число, вторая – последующее (соответственно  порядковое  или  количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное  очко.  Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

      3.В игре «Расположи правильно» перед учащимися ставится  цель: закрепление лексики по теме.

Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные надписи на коми языке. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок. ( Приложение 1)   Следует заметить, что с  помощью этих игр, дети учат цифры с удовольствием.

     4. В игре «Больше слов» перед ребятами стоит цель: активизация лексики по изученным темам.

В ходе игры  образуются две команды. Каждая команда должна  назвать  как  можно больше слов на заданную ей  букву на коми языке. Выигрывает  команда,  назвавшая  большее количество слов. ( Приложение 2)

     5.В игре «Озвучьте  картинку» перед учениками стоит цель:  активизация  лексики  по  изученной  теме, развитие навыков диалогической речи. В ходе игры  играющие образуют пары. Каждой паре  даются  картинки,  к  которым прилагаются карточки с соответствующими репликами на коми языке. С их  помощью  необходимо озвучить картинки. Выигрывает  пара,  которая  первой  подготовит  диалог  и правильно его воспроизведет. (Приложение 3)

 С помощью этой игры детям легче становится вступать в диалог.     

        Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Задача учителя, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным. Хочется отметить, что с помощью этой  игры  ученики, побывав в роли учителя, начинают  более серьёзно относится к урокам коми языка.

     В игре «Собери портфель» участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Войту собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет  на коми языке: Тайö небöг. В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт: Тайö небöг. Сiйö коми кыв вылын. ; Тайö ручка,сiйö гöрд рöма.  

     В игре «ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?» капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке на коми языке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов. Эта игра помогает учащимся в запоминании  прилагательных, с помощью чего они учатся формулировать предложения.

     В игре «КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ» представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку) на коми языке. Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

     Учитель читает учащимся загадки (нöдкывъяс) о животных на коми языке  учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    Тöвнас еджыд, гожöмнас руд.

2.    Öшинь вылын,шондi водзын,

        Шöвк тупыль кодь шань.

        Еджыд уска,куньса синма

        Куткырвидзö     …  .  (кань)

3.Ветлiгас нэм чöжыс

    Туйбöр чышкö пашкыр бöжнас. (руч)

4.Кодi каньтöг збоя олö?

    Кодi каньысь ёна полö? (шыр)

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

     В игре «ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ» задача ученика, закрыв глаза, нарисовать животное. Ведущий говорит на коми языке:«Серпасав миянлы  пöв вылын юр, сюр, мыгöр(тело), бöж да кокъяс пемöслысь». Если рисунок получился, команда получает пять баллов. Эта игра помогает особенно тем, у кого происходит зажатость на уроке в плане общения.

     В игре «ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ» члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных на коми языке. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков. Следует заметить, что с помощью этой игры дети быстро запоминают  животных, а именно понимают, какие  животные являются  домашними, а какие лесными. Так же хочется сказать, что эта игра  приносит такую радость детям, т.к. одновременно они и думают, и отдыхают.

(Приложение 4.)

     В игре «СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ» класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение полиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение полиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден. Например : Менам вошис чой. Сiйö ичöтик тушаа. Велöдчысь. Сiйö сьöд юрсиа, кельыдлöз синма.   Эта игра вызывает у учащихся некоторые трудности, т.к. нужно правильно составить описание того или иного человека, чтобы получился ещё и фоторобот, что не всегда получается.

       В игре «Кутшöм?»  учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя.  Например: Ывлаын кöдзыд. Лымъялö. Челядь ислалöны даддьöн. Задача учащегося отгадать, какое  это время года. Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.  Эта игра не вызывает особых затруднений, т.к. они быстро запоминают времена года, поэтому играют с удовольствием.

      В игре-кроссворд по теме «Еда (сёян-юан)» раздаются карточки в виде поля из сетки 10 на 10, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме на коми языке. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся – самостоятельно отыскать среди букв данные слова, опираясь на список в низу страницы.                                                                                              Описание: игра в виде поля из сетки 10 на 10 клеток (Приложение 5 )        Цель: ознакомление учащихся с лексикой по теме «Еда (сёян-юан»)», запоминание графического образа слова.                                                   Учащиеся играют индивидуально или в парах  и в данном случае в игру привносится азарт, дети находят слова с удовольствием (такие игры можно проводить и на другие темы).

        Для формирования правильного звукопроизношения могут быть использованы различные фонетические игры. Цели: тренировать учащихся в произношении коми звуков, научить их громко и отчётливо читать стихотворения, а так же разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям. Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.  

     В игре «ШИРОКИЕ И УЗКИЕ ГЛАСНЫЕ» целью является формирование навыков фонематического слуха. В ходе игры  преподаватель называет слова на коми языке. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

     В игре «КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?» целью является формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

 В ходе игры  на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка) на коми языке.  Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. После проведения таких игр, а ещё и после поощрения, дети с большим хотением учат стихотворения наизусть.

       В игре-упражнении «Вставьте букву » целью является повторение графического образа слова. В ходе игры преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся – вставить пропущенные буквы (Приложение 6).   Эта игра учит учащихся внимательно смотреть  и правильно записывать  новые слова в словарь или в тетрадку, пройденные на уроке, чтобы в дальнейшем не делать те или иные ошибки.      

        Игра «Войт и мы». В класс пришел Войт. Он будет изучать коми язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Войта правильному произношению. Войт показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Войт начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.           В игре «Послать телеграмму» класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

      С целью создания интереса учащихся к урокам по коми языку используются разные музыкально-ритмические игры.  В музыкальной игре «ЧЬЯ КОМАНДА ЛУЧШЕ СПОЕТ ПЕСНЮ» (например, Марьямоль) команда – победительница получает пять баллов.  Пение на уроках коми языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.  

        Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  -  оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

        Так же выделяются игры с фразами, к которому относятся грамматические игры, целью которого являются  научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, создавать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, а так же развить речевую творческую активность учащихся.

       В игре «Изобрази действие» играющие  образуют  пары.  Один  играющий  изображает   действие (мимическое или пантомимическое), другой  должен  прокомментировать  его, употребляя изученные глаголы.

 Целью в этой игре является автоматизация употребления глаголов устной речи.  

       В игре «Подарки (козин)» образуются две команды. На доске записываются два  ряда  слов:  1) наименование  подарка,  2)  список  глаголов.   Играющие   должны   сказать, используя при этом глаголы из списка, что  они  будут  делать  с  подарками, полученными в день рождения. Каждый  участник  игры  придумывает  по  одному предложению. Выигрывает команда, которая  быстрее  справится  с  заданием  и составит предложения без ошибок.

Цель: закрепление лексики по  теме,  автоматизация  употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

         Хорошо известно,  что речь является одним из важнейших средств общения.  Общение можно осуществлять устно и письменно. Устная речь является средством осуществления двух видов деятельности – говорения и аудирования.  Аудирование и говорение между собой тесно связаны, поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению -  без аудирования. Обучению аудированию в играх приносит наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью. Данные игры способствуют осуществлению следующих задач: научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности; обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.  Целью является научить учащихся понимать смысл  однократного высказывания, научить учащихся выделять главное в потоке информации, а так же  развивать слуховую память учащихся.

        Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти.  Учитель читает текст в нормальном темпе на коми языке, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова так же на коми языке, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

       Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

         Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

          Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

     Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по коми языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

      Можно выделить игры, которые помогают в выработке навыка использования лексики под контролем преподавателя. Например, игра « Крестики-нолики». В ходе игры  преподаватель рисует сетку как для игры в крестики-нолики и заполняет их лексическим материалом, который хочет обсудить. Задача учащихся – выбрать клетку и объяснить понятие (слово). Если игроки все сделали верно, они получают право поставить крестик/нолик и продолжают игру. Учащиеся играют в командах или в парах. Целью является использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.

      Игра « Соревнование» состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по теме. На втором этапе составляют диалоги с данными словами. Целью является использование новой лексики в диалоговой речи.

      Игра «Группы »  проводится стоя, в движении. Под руководством преподавателя класс делится на две группы по разным признакам. Задача учащихся – сказать о преимуществах нахождения в данной группе. Цель: мини - монологическое высказывание с активной лексикой под контролем преподавателя.

       В игре - кроссворд «Прилагательные для описания людей» учащиеся делятся на две группы – A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова у групп A и B не совпадают. Задача учащихся – заполнить кроссворд  словами до конца. Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. Игры, которые помогаю в выработке навыка использования лексики под контролем преподавателя, вызывают пока трудности, т.к. учебный материал пройден ещё не весь.                                                                                                  

        Для повышения  уровня общения  можно использовать игры для самостоятельного использования учащимися лексики в ситуации общения.  Например, игра - проект « Рецепт блюда». В ходе игры  учащиеся делятся на группы. Каждая группа создает свой «рецепт» и делает его презентацию на коми языке (на уровне пройденного материала) «Независимые эксперты по здоровому питанию» оценивают «рецепты» и высказывают свое мнение. На презентацию отводится 7 минут. Задача учащихся – подготовить монологическое высказывание по теме, спонтанно высказать свое мнение. Цель: монологическое высказывание с активной лексикой, спонтанное высказывание в ситуациях общения.

        Ролевая игра «В супермаркете». В ходе игры преподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями на коми языке. Задача учащихся – разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках (Приложение 7). Цель: развитие лексических речевых навыков в диалоговом общении.

             Не стоит забывать и про игры-разрядки (шойччан кад). Целю таких игр является  введение новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная и физическая разрядка. В ходе игры преподаватель встает на свободное место и говорит: «Ме радейта кампет, но  ог радейт йöв.» При этом он показывает рукой направо, говоря  «радейта»  и налево, говоря «ог радейт».Задача учащихся – присоединиться к учителю справа и слева, предложив свой вариант. Например: Ме ог радейт вый, но радейта нянь. Данная игра подходит к любой теме.

           Сохранение и укрепление здоровья детей на уроках невозможно без применения современных здоровьесберегающих  технологий. Этому способствует различные физкультминутки. Они предупреждает утомляемость  детей и являются  необходимым моментом на уроках коми языка. Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность, развивать компенсаторные умения (умения при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счёт использования синонима, перифраза и т.д.) Приложение 8.              

       А.А. Леонтьев считает, что игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление. Все это заложено в игре, ведь игра – это: деятельность (речевая); мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная деятельность, глубоко личная; обучение и воспитание в коллективе; развитие психических функций и способностей; «учение с увлечением».(10) 

        Формы и приемы игровых методов были представлены в данной главе таким образом, чтобы отразить их многообразие. Игровые методы были подобраны в соответствии с этапами изучения лексики коми  языка, на каждом из которых можно применять определенные игровые методики. Специфика игры в том, что учебные задачи маскируются. Ребенок учится в результате игры. Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно полно способности человека, в особенности ребенка. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, как правило, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. Преимущества игры заключается еще и в том, что в ней все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности, чувство равенства – все это дает возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Языковой материал незаметно усваивается, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.                                                      

       Таким образом, каждый урок по коми языку в начальной школе должен быть организован с использованием игр разных типов в зависимости от цели обучения. Эффективность игры как средства обучения зависит от того, насколько интересно для учащихся поставлена  игровая цель,  создана игровая обстановка, использованы те или иные игровые материалы. В настоящее время большие возможности для этого предоставляют информационные технологии.  Игра на уроках по коми языку позволяет повысить речевую активность учащихся, что способствует  развитию определенных речевых умений,  умению общаться,  запоминанию языкового  материала.

Заключение.

В данной работе поднимается одна из важных проблем, существующих в методике обучения коми языку – это проблема организации обучения с использованием игровых технологий.  Использование игры на уроках коми языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков.  Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе,  воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой»,   помогать  и поддерживать  друг друга. Та же я хочу отметить, что   использование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении коми языка, но и выполняет определённую роль при переходе учащихся на новую,  более высокую ступень развития. Большинство игр не связано с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.

      Целью нашей работы являлся отбор игр, способствующих эффективному усвоению второго языка и активизирующий  речевую деятельность детей на коми языке. Для достижения данной цели мы изучили и проанализировали литературу по исследуемому вопросу, определили влияние игры на формирование лексического навыка и организовали исследовательскую деятельность по изучению формирования лексического навыка у младших школьников на уроках коми языка. В нашей работе мы опирались на труды Е.И.Пассова, А.А. Леонтьева,  Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.В. Роговой, В.М. Филатова, И.Л. Бим, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконина, М.Ю.Курбатовой.           Проанализировав данную литературу, мы сделали вывод о том, что если при обучении коми языка систематически использовать игры, то процесс овладения лексическим навыком будет более эффективным. В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

       Мы убедились, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения языка младших школьников, так как благодаря им ребенок намного легче усваивает  материал. Она делает скучную работу более интересной и увлекательной.  Игры способствуют развитию внимания учащихся, повышению их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.

Список литературы:

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранный язык в школе. № 2, 2002.

2.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. -  М., 1996.-45-46 с.

3.   Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. -  М.: АРКТИ, 2000 г.- 77-78 с.

4.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

5.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 19916.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 78-79 с.

6. Курбатова  М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе // Иностранный язык в школе. № 3, 2006. –– 28 с.

7.  Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1990.-89 с.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т.1,-  М., 1983.-89 с.

9.   Лимерова В.А. Коми кывйö роч челядьöс велöдiгöн литературнöй   гижöдъясöн вöдитчöм. // Дидактический материал.  Сыкт., 1992

10.  Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005.-34 с.

11.Мухина В.С. Детская психология.- М.:1999.-30 с.

12. Остапова З.В. Развитие связной родной речи старших дошкольников в коми детском саду. – Сыктывкар,2012.

13.  Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 1989.

14. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению –  М.: Просвещение, 1991. – 67 с.

15.  Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка  - М.: Педагогика-Пресс, 1999. 88 - 91 с.

16.  Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (пособие для учителей и студентов педагогических вузов) –М.: Просвещение, 2000. – 47 с.

 17. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.- М., Просвещение, 1984. - 44 с.

18. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной иосновной общеобразовательной школе. Часть 1.- М.: 2004.-101 с.

19. Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы № 139. – 2007.

20. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка, №8, 2005 г.- 67 с.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1991 г.

22. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.- 94 с.

23.   http://www.libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/podchod-zh-piazhe

24.  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5473.

25.  http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/mrs2001-03/28_255

26.http://festival.1september.ru/articles/104360/

27. http://www.sgls.ru/kon/kon2.htm

28.  http://www.englishforkids.ru

29 .http://www.solnet.ee/parents/pp_006.html

30.  http://elf-english.ru/

31.  http://2009b.r38.ru/qa/172.html

32. http://filolingvia.com/pub

33. http://www.twirpx.com/file/764345/        

34.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugot/02.php

35. http://www.igra.effective-it.ru/page4.htm 

        

Приложения.

Приложение 1.

Описание: http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TUk9vy0jAHI/AAAAAAAAGRY/C1mHvFqcb9U/s1600/%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB.jpgОписание: http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TUk91Fg07qI/AAAAAAAAGRc/_xZD0-MqWR8/s1600/%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BB.jpgОписание: http://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TUk9lI55L9I/AAAAAAAAGRQ/9nCkK2mwhp4/s200/%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258C.jpg

           крöвать                 пызан                  улöс

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/4513/koreshkova-nin.1f/0_515da_e26cc6e9_XL Описание: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=390362873-32-72&n=21 Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/6200/57828619.9/0_6ce00_65eaf120_XL

          Понпи                             вöв                                             кань

Приложение 2

Игра «Больше слов на заданную букву».Разделение на 2 команды.

                Ö                                                        М

             Öшкамöшка                                         Мач

                Öш                                                     Мам

             Öдзöс                                                    Мазi

              Öшинь                                                 Мелi

             Öмидз                                                  Мича

Приложение 3.Игра «Озвучьте картину». Работа в парах.

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=146584787-59-72&n=21         

Реплика на карточках:

-Тайö кодi?

-Тайö вöв.

-Вöв мый вöчö?

-Сёйö турун.

Описание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=23103816-14-72&n=21

Реплика на карточках:

-Тайö мый?

-Тайö дзоридз.

-Дзоридз кутшöм рöма?

-Дзоридз кельыдлöз да биавиж рöма.

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=135836177-31-72&n=21

-Тайö мый?

-Тайö öшкамöшка.

-Кымын рöм  öшкамöшкалöн?

-Öшкамöшкалöн сизим рöм.

Описание: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=268769644-38-72&n=21

-Тайö кодi ?

- Тайö велöдысь.

-Кымын велöдысь серпас вылын?

-Серпас вылын öти велöдысь.

Приложение  4.

Лесные животные: ош, кöч, кöин, руч, ур.

Домашние животные: пон, кань, порсь, вöв, мöс.

Приложение 5.

А

Р

Ы

Ö

Р

Ы

С

Ь

Ж

Ч

Н

        И

Г

Н

В

Л

Д

А

О

Е

Ö

Х

Ж

Я

Т

Н

Ж

П

Г

Р

К

А

Э

Н

У

Ф

Ъ

И

Ь

И

Ö

С

Е

Ь

Б

Й

Г

Р

И

К

К

Т

Р

Ы

Л

Ö

Р

Ö

Ф

А

Р

Ш

И

Й

А

В

Е

Г

М

Т

В

А

Д

Ц

И

Г

О

Л

А

Ы

А

Й

Х

К

О

Л

Ь

К

У

Ё

В

П

Н

Ь

К

Ц

Ф

А

Ц

Н

К

А

М

П

Е

Т

Р

П

Я

Й

Приложение 6.

Видза ол__ныд, атть__, маз___, став б__рсö, адд__ысьлыт__дз, чол__м,

Ак__нь, дурп__п, кан__, шонд__,  понп__, во__т, __ль, р__м, вел__дч__сь.

(видза оланыд,аттьö, мазi, став бурсö, аддзысьлытöдз, чолöм, акань, дурпоп,

Кань, шондi, понпи, войт, ёль, рöм, велöдчысь )

Приложение 7.

Ролевая игра « В супермаркете».  Даны карточки с предложениями.

- Мый тэ ньöбан?

- Ме ньöба нянь да йöв.

- А мый тэ ньöбан?

- А ме ньöба мича платтьö.

-Кутшöм рöма платтьö ньöбан?

-Алöйгöрд рöма.

Приложение 8.  Физ.минутки (шойчан кад).

Чеччам чöла шум ни зык  (встаём)

Вöчам тадзи öти-кык, (поднимаем руки)

Сэсся коскö пуктам ки (кладём руки на пояс)

Да недыр чеччалыштам ми.(небольшие прыжки)

Сэсся бара пуксям. (садимся на места)

«Пышкай»

Описание: http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=454284624-44-72&n=21

Миян гажа сад йöрö,

Локтic пышкай да сьылö.

Пышка,пышка,эн вуграв

Кодi нявöстас,тöдмав.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра – как средство обучения коми языку как государственному в начальной школе. Специальность «Коми язык и литература » Исполнитель: Соколова Мария Андреевна Научный руководитель : Остапова Зоя Васильевна, канд. пед . наук, доцент кафедры дошкольного образования

Слайд 2

Актуальность темы Младший школьный возраст является благоприятным для овладения коми языком . Игра является эффективным методом обучения и организации учебной деятельности учащихся, может использоваться на любой ступени обучения языку. Однако на материале коми языка эта проблема разработана недостаточно. Поэтому тема дипломной работы актуальна и имеет практическое значение .

Слайд 3

Объект исследования – процесс обучения детей младшего школьного возраста коми языку как государственному. Предмет исследования – система игр по обучению коми языку как государственному.

Слайд 4

Цель нашей работы – отбор и разработка игр, способствующих эффективному усвоению и активизирующих речевую деятельность детей на коми языке . Задачи: - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; - отобрать игры для формирования правильной устной речи младших школьников на уроках по коми языку как государственному;

Слайд 5

Гипотеза: обучение коми языку как государственному будет результативным при включении в педагогический процесс игр разных типов, соответствующих интересам и возможностям детей младшего школьного возраста.

Слайд 6

Методологическая основа исследования Методологическую основу исследования представляют работы Пассова Е.И., Зимней, И.А., Роговой Г.В., Филатова В.М., Курбатовой М.Ю., Гальсковой И.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста раскрыты в работах Ж.Пиаже, Леонтьева А.А. и Выготского Л.С.

Слайд 7

Процесс обучения коми языку в начальной школе регламентируется Программой, утвержденной Министерством образования Республики Коми для младшего класса. Составителями являются Е.Н. Вязова, А.В. Сизова . Выпущена программа в 2007 году. В программе описаны основные подходы к обучению детей младшего школьного возраста.

Слайд 8

Классификация игр При проведении уроков по коми языку учитель использует игру в разных целях: - повышение интереса к процессу обучения, -введение нового учебного материала, закрепление пройденного материала. Мы предлагаем классификацию игр по речевым задачам: лексические, фонетические, грамматические .

Слайд 9

Лексические игры: « Вычеркни цифру» « Расположи правильно » « Больше слов » «Озвучьте картинку» «ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?» «ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ» «ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ» «СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ» «Еда ( сёян-юан )»

Слайд 10

Ф онетические игры: «Широкие и узкие гласные» « Кто правильнее прочитает? » «Вставьте букву » «Войт и мы » « Послать телеграмму »

Слайд 11

Грамматические игры: «Изобрази действие » « Подарки ( К озин )» «Пожелания (К ö сй ö мъяс ) «Закончи предложение ( Помав сёрникузя )» «Телефон ( Телепон )» «Составь слово ( Артм ö д кыв )"

Слайд 12

Вывод: Каждый урок по коми языку в начальной школе должен быть организован с использованием игр разных типов в зависимости от цели обучения. Эффективность игры как средства обучения зависит от того, насколько интересно для учащихся поставлена игровая цель, создана игровая обстановка, использованы те или иные игровые материалы. В настоящее время большие возможности для этого предоставляют информационные технологии. Игра на уроках по коми языку позволяет повысить речевую активность учащихся, что способствует развитию определенных речевых умений, умению общаться, запоминанию языкового материала.

Слайд 13

Атть ö кывз ö мысь !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство обучения иностранному языку в школе

Это статья о пользе использования игр на уроках иностранного языка....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Управление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАУправление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)...

Игра- как средство обучения татарскому языку.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.Одним из эффективных путей повышения творческой активности, развития воображения заин...

«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»

«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»...

Игра как средство обучения иностранному языку.

Данная работа раскрывает проблему организации обучения детей разных возрастов с помощью игр, предлагает вниманию педагогов методические рекомендации по использованию дидактической игры в учебно-воспит...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии 19601 Швея

Методические рекомендации по выполнению выпускной  квалификационной работы предназначены для выпускников по программе профессионального обучения для лиц с огр...