Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»
план-конспект урока (9 класс) на тему

Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения. Я умышленно ушла от традиционного урока в 9 классе, постралась избежать теории литературы, которая, как мне показалось, может затруднить восприятие (духовное) текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 б классе

Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и

 В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»

Учитель русского языка и литературы Бутримова Н.С.

Цели урока:

 Обучающая – формирование умений и навыков по сравнительному анализу прозаических текстов; дальнейшее обучение работе с текстами;

 Развивающая – развитие устной и письменной речи учащихся; активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов; формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать.

 Воспитывающая – способствовать развитию уважения к родной литературе и любви к русской истории.

Оборудование:  тексты произведений, репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», mp-3 запись Шуберта, короткометражный фильм «Сикстинская  мадонна».

                                                    План урока.

I. Введение в тему урока..

II. Осмысление темы урока.

III. Работа с текстами произведений.

 IV. Выводы.

V. Оценивание ответов учащихся.

VI. Домашнее задание.

                                               

Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята.  Посмотрите на доску. Перед вами картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Какие чувства вызывает у вас эта картина, какие эмоции? Мы с вами ходим в музеи, картинные галереи, мы видим множество произведений искусства.  Как вы считаете,  почему очень часто получается так, что мимо одного полотна мы проходим мимо, а у другого останавливаемся?  Что влечет к этому полотну людей разных эпох, разного мировоззрения? Сегодня мы  постараемся ответить на эти вопросы. На нашем уроке мы продолжим работу над сопоставительным анализом прозаического текста. Я предлагаю вам сравнить два произведения, посвященных полотну Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Это рассказ В. Вересаева «Мать» и рассказ В. Гроссмана «Сикстинская мадонна». Эти два рассказа написаны с разницей в 53 года  ( «Мать»- 1902, «С.М.» - 1955). Ребята, как вы считаете, для чего мы сравниваем два произведения?  (Чтобы понять чувства разных людей,  живших в разное время, которые видят одно произведение искусства). Каково значение названий произведений? (Мадонна=мать, названия синонимичны).

  1.  Работа со словарем. Что такое сопоставление? В толковом словаре так трактуется слово «сопоставление» (сравнение): «Сравнение – рассмотрение одного в связи с другим для установления сходства и различия, для установления преимуществ одного перед другим; сопоставление». Сопоставление является одним из ведущих методов литературно-художественной критики. Сопоставлять (сравнивать) можно поэтическое и прозаическое произведения, произведения разных жанров, разных эпох. В основе будет всегда один и тот же принцип – найти сходства и различия. Итак, перейдем к рассказам.

Ребята, определите, какие микротемы можно выделить в этих произведениях.

  1. Работа с текстами.

В.В. Вересаев

В.С. Гроссман

Место действия

Дрезден

Москва (холодное утро 30 мая 1955 года)

Первоначальное отношение к картине

Довольно несерьезное «мне нравились только  два ангелочка внизу», где-то враждебное, неприятное чувство, насмешка над картиной и людьми, разглядывающими ее.

Шанс увидеть великие картины перед отправкой в Германию. Общий настрой серьезен, «бессмертие – ужасное по мощи слово». Умрут люди, на картину придут смотреть животные, птицы, насекомые.

Вывод

Шел смотреть, т.к. это надо увидеть, «стыдно не восхищаться».

Желание прикоснуться к прекрасному после ужасов войны.

Мать и младенец

Все вокруг исчезло, все затуманилось, «из… тумана резко выделялись два лица – младенца и матери»;  она серьезная и задумчивая, девическое лицо, отуманенное дымкой предчувствия.

Глаза младенца «большие, страшно большие и страшно черные. Он видит свою судьбу» (повторяющаяся деталь). «Эти глаза видели вдали все: видели вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричавший: «Распни его!» Да, он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный  плетьми, с лицом, исковерканным обидою, животною мукою, как там, через зал, на маленькой картине Гвидо Рени…»

 Мать не прячет сына, она как бы поворачивает его лицом к судьбе. «…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить его от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!»

«…Я увидел молодую мать, держащую на руках ребенка». Автор сравнивает материнство Мадонны  с прелестью тоненькой яблоньки, родившей первое яблоко, с молодой матерью косулей. Раскрыта тайна материнской красоты!

  Младенец видит свою судьбу. «Взор устремлен одновременно вперед и внутрь себя»,  «Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную, каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный крест,  который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди…»

Здесь так же мать не прячет сына, она как бы поворачивает его лицом к судьбе.

 «…Она не протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя. И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдет с ее рук и пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками».

Вывод

Красота материнства предстает во всей свое красоте, у разных людей картина вызывает одни и те же чувства.

Впечатления после выхода из музея

«…На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное…»

Шел по улице «…пораженный и  смущенный мощью внезапного впечатления, я не старался разобраться в смешении своих чувств, мыслей».

Финал

«…и вдруг, светлая, поднимающая душу  радость охватила меня - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство… Окна темны, внутри тишина и безлюдье. И мне стало странно: неужели и в той комнате может быть темно, неужели ее лицо не светится?»

Ощущение радости, праздника, гордость.

Мадонна с младенцем – человеческое в человеке.

«И я понял – не с книгой, не с музыкой сближало меня зрелище молодой матери с ребенком на руках…Треблинка…»

«Воспоминание о Треблинке поднялось в душе, и я сперва не понял этого… Это она шла своими легкими босыми ножками по колеблющейся треблинской земле от места разгрузки эшелона к газовой камере. Я узнал ее по выражению лица и глаз. Я увидел ее сына и узнал по недетскому, чудному выражению. Такими были матери и дети, когда на фоне зелени сосен видели они белые стены треблинской газовни, такими были их души».

Ощущение ужаса – мать несет на смерть своего ребенка. Гроссман видит Мадонну в лагерях, в ссылке; с нами она проходит нашу жизнь. Вспомнить Джалиля «Варварство).

Выводы

«И пока она есть, жить на свете весело и почетно. И мне, неверующему, хотелось молиться ей».

«Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке.

Ему жить вечно, победить».

IV.   Таким образом, в результате сравнительного анализа двух произведений мы пришли к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Произведения по времени написания разделяет 53 года, несмотря на это и Вересаев, и Гроссман  одинаково чувствуют силу материнской красоты.

 В чем же различие этих двух рассказов? (Вересаев пишет рассказ «Мать» в 1902 году до начала  Великой Отечественной войны, еще нет ужасов голода, нет миллионов убитых отцов, матерей, детей. Гроссман пишет свой рассказ в 1955 году после страшных пережитых лет войны. Он  был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка.  Описание увиденного в Майданеке было поручено Констатину  Симонову, а о Треблинке в конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад».)

  1. Выставление оценок, необходимо отметить особо активных учащихся.

VI.   Домашняя работа: Написать мини сочинение на тему « В чем заключается подвиг матери?»                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Шедевры Дрезденской галереи. Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Подборка материала для классного часа "Шедевры Дрезденской галереи.Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»."...

занятие по теме «Подготовка к сочинению по картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» на основе личных впечатлений»

Данное занятие в рамках элективного курса "Жанры школьных сочинений" позволяет помочь в обучении составлению рецензии на произведение живописи;совершенствование умения составлять отзыв о произведении ...

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....

Особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе (сопоставительный анализ произведений «Станционный смотритель» А.Пушкина и «Телеграмма» К.Паустовского )

Презентация-сопровождение урока.На уроке рассматриваются особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе  на примере  произведений «Станционный смотритель» А.Пушк...